Формы безналичных расчетов РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности вступают друг с другом в определенные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, которая поочередно превращается из товарной формы в денежную и наоборот. Такого рода смена форм, как правило, находит свое конкретное выражение в платежах за приобретенные товары и оказанные услуги. В большинстве случаев эти платежи осуществляются без помощи наличных денег, в следствие чего получили название безналичных расчетов, а их совокупность, совершаемая за определенные промежуток времени, — безналичный платежный оборот.

Файлы: 1 файл

ГЛАВА1 ПЕЧАТЬ.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

    Операция 1. Отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику;

    Операция 2. Оформление платежного требования –  поручения и отсылка его плательщику;

    Операция 3. Плательщик принимает решение  об оплате и в случае положительного ответа передает оформленные требование - поручения в свой банк;

    Операция 4. На основании акцептованного требования - поручения денежные средства с расчетного счета плательщика направляются в банк - получатель, банк - получатель полученные на свой корреспондентский счет денежные средств и зачисляет на расчетный счет бенефициара;

    Операция 5. Плательщик получает в виде выписки со своего расчетного счета подтверждение о списании денежных средств с его счета;

    Операция 6. Поставщик получает в виде выписки  со своего расчетного счета подтверждение  о зачислении на его расчетный  счет денежных средств.

    При данной форме расчетов значительная часть документооборота осуществляется вне банков. При поступлении платежного требования поручения к плательщику, он принимает решения об оплате или отказе об оплате. При согласии оплатить плательщик заполняет свою часть платежного поручения и передает в свой банк.

    Достоинства этой формы расчетов является простой  документооборот и соответственно невысокие издержки по платежам, а  также повышение ответственности контрагентов расчетов за их организацию и своевременность. К недостаткам следует отнести отсутствие гарантии платежа, которая может привести к замедлению оборачиваемости средств.

    Платежное требование это платежная инструкция, содержащая требование получателя денежных средств, т.е. бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк [  c.90].

    В данном случае при проведении банковского  перевода используется операция Инкассо. Инкассо — это банковская операция, при которой банк по порочению своего клиента и на основании расчетных документов получает причитающуюся ему сумму денежных средств за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги  с последующим зачислением на счет клиента.

    При проведении дебетового перевода посредством  платежного требования может использоваться акцептная и безакцептная форма расчетов.

    Форма расчета посредством платежного требования с акцептом используется за отгруженные товары и обычно устанавливается в договоре.

    Безакцептная  форма используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке. Схема документооборота при расчетах платежным требованием представлена на рисунке 2.3.

                                                                       1 

    

      2            6                                                                      4

                                                                   3

                                     5 

Рисунок 2.3 – Схема расчетов платежным требованием. 

Источник –  собственная разработка. Рисунок  составлен на основе изучения  литературы [ с.91]. 

    Последовательность  операций при расчетах с помощью платежных требований следующая:

    Операция 1. Отгрузка товаров и отсылка  отгрузочных документов плательщику;

    Операция 2. Представление бенефициаром платежного требования в банк;

    Операция 3. Принятие платежного требования банком – исполнителем на инкассо и передача его в банк – отправитель;

    Операция 4. Принятие платежного требования банком – отправителем к исполнению и передача его плательщику для акцепта, передача заявления на последующий акцепт после проверки плательщиком в течении установленного срока акцепта обоснованности требования;

    Операция 5. Списание денежных средств со счета плательщика и перевод их в банк – получатель;

    Операция 6. Зачисление денежный средств на расчетный  счет бенефициара, извещение бенефициара о зачислении денежных средств на его счет.

      У этой формы безналичного  расчета есть свои преимущества  и недостатки.

    Преимущества  расчетов платежным требованием заключается в том, что контроль за порядком их проведения осуществляется всеми участниками , включая банки. Обеспечивается строгая адресность доставки расчетных документов, так как они передаются для исполнения через банки. Основным недостатком, как и в рассмотренных ранее формах расчетов, является отсутствие гарантии платежа, поскольку на счете плательщика может не оказаться необходимой суммы средств. Кроме того, расчеты платежными требованиями довольно трудоемки, их документооборот включает больше этапов, чем документооборот при расчетах платежными поручениями и платежными требованиями - поручениями

    Расчетный чек —  ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю[инструк ] .

      В расчетах чеками участвуют следующие лица:

  • чекодатель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством чека из чековой книжки, либо физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством расчетного чека или получающее по расчетному чеку наличные денежные средства в банке чекодателя или в банках, с которыми банк чекодателя заключил соответствующие договоры;
  • банк чекодателя — банк, в котором чекодателю открыт счет специального режима;
  • чекодержатель — юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку из чековой книжки или расчетному чеку. Чекодержатель может являться чекодателем — физическим лицом в случае получения наличных денежных средств по расчетному чеку;
  • банк чекодержателя — банк, в котором у чекодержателя открыт счет, денежными средствами на котором он вправе распоряжаться (далее — счет чекодержателя), и / или счет по учету кредитов чекодержателя;
  • представитель чекодателя — юридического лица (далее — представитель юридического лица) — лицо, уполномоченное проводить расчеты посредством чеков из чековой книжки от имени юридического лица;
  • счет специального режима — счет, открытый в банке чекодателя, на котором учитываются денежные средства, предназначенные для оплаты чеков из чековых книжек, расчетных чеков по мере их поступления в банк чекодателя  [ иснтрук ] .

    В Республики Беларусь для расчетов юридических  лиц используются чеки из чековой  книжки. Расчеты чеками относятся  к гарантированным платежам, поэтому они осуществляются в два этапа: сначала плательщик получает чековую книжку на сумму предварительно депонированных денежных средств, а затем осуществляется расчет чеком.

    Схема документооборота  при расчетах чеками подробно рассмотрена на рисунке 2.4.

                                                               3

                                

                                      4   

      5                     8                                                      1                  2

                                                                 6

    

                                     7

Рисунок 2.4 – Схема документооборота при расчете чеком.

Источник –  собственная разработка. Рисунок  составлен на основе изучения  литературы [  с.93]. 

    Операция 1. Представление заявления – обязательства на получение чековой книжки;

    Операция 2. Выдача чековой книжки на сумму денежных средств, депонированных на счете специального режима;

    Операция 3. Передача товаров чекодателю;

    Операция 4. Прием чека из чековой книжки чекодержателем в уплату за товары;

    Операция 5. Передача чека в банк вместе с поручением- реестром;

    Операция 6. Принятие чека к оплате и пересылка его с поручением - реестром в банк чекодателя; 

    Операция 7. Оплата чека со счета специального режима и перечисление денег на счет чекодержателя;

    Операция 8. Зачисление средств на счет чекодержателя  и извещение его об оплате.

    Срок  действия чековой книжки составляет 1 год. По его истечении чекодатель должен сдать ее в банк (или по желанию – досрочно). Если при этом депонированная сумма чековой книжки использована не полностью, неизрасходованные денежные средства возвращаются клиенту. В случае если по истечении срока действия в чековой книжки остались неиспользованные чеки и на счете специального режима имеются денежные средства, то по заявлению чекодателя срок действия чековой книжки может быть продлен еще на один год.

      Основным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, достигаемая за счет предварительного депонирования денежных средств. Основной недостаток — усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя). Кроме того, банк чекодержателя может не принять чек на инкассо, а банк чекодателя — не оплатить, если его оформление не отвечает требованиям нормативных документов.

    Аккредитив  —  обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя[БК ]. 

    Действующим Банковским кодексом Республики Беларусь предусмотрено  использование следующих основных видов аккредитива , рисунок 2.5

 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 

 

 
 

Рисунок 2.5 – Виды аккредитива.

Источник – [с.95 ]  

     Отзывный  аккредитив может быть изменен или  отменен банком – эмитентом в любое время без предварительного уведомления бенефициара, а безотзывный —  только с его согласия. Аккредитив считается безотзывным, если в его тексте прямо не указано иное. Подтвержденным становится безотзывный аккредитив, когда обязательство по нему по просьбе банка – эмитента подтверждает исполняющий банк. Такой аккредитив более надежный, так как получает дополнительную гарантию оплаты, и не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Переводной аккредитив предусматривает возможность передачи его использования или частично по заявлению бенефициара другому лицу, если последний представит документы, указанные в аккредитиве. Резервный аккредитив представляет собой независимое обязательство банка выплатить определенную сумму денежных средств либо по простому требованию бенефициара, либо по его требованию на основании предоставленных документов. Эти документы должны соответствовать условиям аккредитива и в них необходимо указать, что платеж причитается вследствие неисполнения плательщиком принятого на себя обязательства или наступления какого – либо обстоятельства ( события)

      Использование аккредитивной формы  расчетов закрепляется в договоре  между поставщиком и покупателем,  в котором оговариваются:

Информация о работе Формы безналичных расчетов РБ