Формы бухгалтерского учета и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы-ордера, ведомости и отдельные листы, записи в которых могут производиться в различной последовательности. Все это приводит к образованию разнородных форм бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета – совокупность учетных регистров, в которых в определенной последовательности соответствующим образом делаются учетные записи с целью получения итоговых данных, характеризующих финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

В журнально-ордерной форме  бухгалтерского учета применяются, как правило, два вида учетных  регистров – журналы-ордера и  вспомогательные ведомости. В целях  группировки некоторых учетных  данных могут применяться и специальные  разработочные таблицы.

Журналы-ордера являются основными  регистрами бухгалтерского учета, вспомогательные  ведомости применяются в тех  случаях, когда необходимо сгруппировать  аналитические данные первичных  документов. Итоги ведомостей переносят  в журналы-ордера.

В основу построения как журналов – ордеров, так и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Синтетические данные регистрируются по данным первичных документов только по кредиту соответствующих счетов в корреспонденции с дебетуемыми счетами.

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу, по данным которой  составляется сальдовый баланс с  использованием в необходимых случаях  отдельных показателей из учетных  регистров.

Исходя из принципа регистрации  учетных данных по кредитовому признаку, записи по кредиту каждого синтетического счета в корреспонденции с  дебетуемыми счетами производятся полностью в одном каком-либо журнале-ордере. Дебетовые обороты  по соответствующему синтетическому счету  выявляются в различных журналах-ордерах, по мере того, как в них производится регистрация записей по кредиту  корреспондирующих с ним счетов. После перенесения итоговых данных из всех журналов-ордеров в Главную  книгу в ней выявляются данные по дебету каждого счета.

Дебетовые обороты по счетам, по которым синтетический и аналитический  учет ведется в единых регистрах, также находят отражение в  журналах-ордерах, предназначенных  для регистрации записей по кредиту  этих счетов. Журналы-ордера, в которых  наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется и  аналитический учет, содержат два  раздела: в одном записываются операции по кредиту счета, в другом отражаются показатели аналитического учета.

Журналы-ордера построены  таким образом, что в них отражаются однородные по экономическому содержанию операции, а также операции, связанные  между собой, поэтому некоторые  журналы-ордера предназначены для  отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию. В  этом случае для каждого из них  в регистре отведен раздел или  графа.

В целях обеспечения правильной группировки данных первичных документов в журналах-ордерах предусмотрены  типовая корреспонденция по кредиту счетов и перечень показателей, необходимых для составления месячной, квартальной и годовой отчетности. В журналах-ордерах, предназначенных для синтетического и аналитического учета, также предусмотрены необходимые позиции аналитического учета.

В основу построения единой журнально-ордерной формы бухгалтерского учета положены следующие важнейшие  принципы:

  1. записи в журналах-ордерах производятся в порядке регистрации операций только по кредиту счета в корреспонденции с дебетом счетов;
  2. совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учета;
  3. отражение в учете хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления периодической и годовой отчетности;
  4. применение журналов-ордеров по сетам, связанных друг с другом экономически;
  5. применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, показателями, необходимыми для составления отчетности;
  6. применение месячных журналов-ордеров.

Итоговые записи в журналах-ордерах  подлежат обязательной сверке с данными  первичных документов, что позволяет  контролировать правильность учета  хозяйственных операций. Если записи в журналах-ордерах не могут быть проконтролированы путем их сопоставления  с соответствующими показателями других учетных регистров, общий итог по кредиту проставляется на основе подсчета сумм по первичным документам.

Суммы, относимые в дебет  счетов, по которым аналитический  учет ведется в соответствующих  им журналах-ордерах или ведомостях, расшифровываются и группируются по субсчетам или статьям аналитического учета. Такая расшифровка может  осуществляться в специальных листках-расшифровках, составляемых по дебетовому признаку, то есть на каждый дебетуемый счет открывается отдельный листок-расшифровка.

В журналах-ордерах, в которых  отражаются аналитические данные, записи по ним производятся итогами за месяц, при этом итоги устанавливаются  подсчетом сумм по соответствующим  документам, предварительно сгруппированным  в разрезе требующихся аналитических  данных.

На всех регистрах указывается  название месяца, в котором они  заполняются, а в необходимых  случаях и наименования синтетических  счетов. В конце месяца регистры подписываются лицами, производившими записи. Все журналы-ордера подписываются  главным бухгалтером предприятия  или уполномоченным им на то лицом. В регистрах, из которых необходимые  показатели переносятся в Главную  книгу или в другие регистры, делается соответствующая отметка.

Главная книга используется для обобщения данных из журналов-ордеров, взаимной проверки правильности произведенных  записей по отдельным счетам и  для составления отчетного баланса. В Главной книге показывается вступительное сальдо, текущие обороты  и исходящее сальдо по каждому  синтетическому счету. Запись текущих  оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных  данных, отраженных в журналах-ордерах.

В Главной книге текущие  обороты производятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту  каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых  и кредитовых оборотов, а также  дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Главная книга открывается  на год, на каждый счет отводится один или два листа. Если открываются  два листа, то второй лист используется как вкладной к основному.

Достоинства журнально-ордерной формы:

  1. совмещение синтетического и аналитического учета по ряду счетов (следовательно, в два раза сокращается количество учетных записей, что обеспечивает повышение производительности труда бухгалтеров);
  2. отчетные показатели получают непосредственно из учетных регистров благодаря компактности показателей в учетных регистрах.

 Недостатки журнально-ордерной  формы учета:

  1. она сложна по структуре журналов-ордеров;
  2. она ориентирована на ручной труд;

она трудоемка по заполнению некоторых журналов-ордеров.

 

 

 

 

2.АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

2.1 Понятие и  сущность автоматизированной формы  бухгалтерского учета

С расширением и усложнением  хозяйственной деятельности увеличивается  объем учетной информации и усложняется  обработка ее вручную.

 Механизация бухгалтерского  учета прошла ряд этапов. В  начале вычислительная техника  основывалась на электромеханическом  принципе, когда использовался комплект  перфорационных машин, работающих  на перфокартах: перфоратор, сортировка, табулятор.

 Затем перфорационная  техника стала заменяться вычислительной  техникой на электронном принципе  действия, т.е. ЭВМ. Эту форму  бухгалтерского учета чаще называют  машинно-ориентированной, или автоматизированной. Вначале ЭВМ были на электронных  лампах и имели очень большие  размеры, потом их заменили  ЭВМ на транзисторах.

 На основе новой  технической базы появляются  компьютеры, а с изобретением  интегральных схем появились  мини-ЭВМ и микропроцессоры, которые  являлись базой создания персональных  электронных вычислительных машин  (ПЭВМ).

 На их основе в  бухгалтериях созданы и создаются  так называемые автоматизированные  рабочие места (АРМ бухгалтера).

 ПЭВМ обладает большой  внутренней и неограниченной  внешней машинной памятью, огромной  скоростью вычислительных и логических  операций, представлением читаемой  информации на мониторе (экране) и на бумажных носителях (с  помощью печатного устройства - принтера).

 Учетная информация  вводится в компьютер из первичных  документов бухгалтером, а предварительно  специалисты-программисты вводят  специальные программы для обработки первичных документов и получения готовой отчетности. Программы содержат алгоритмы решения задач и формы необходимых учетных регистров. Программы могут быть функциональными (для каждого участка бухгалтерского учета: учет основных средств, учет материалов и т.д.) и универсальными.

 Преимущество автоматизированной  формы учета выражается в быстроте, точности и большей логически  обоснованной последовательности  обработки учетной информации с аналитическим уклоном.

 Основой автоматической  формы учета являются данные  первичных учетных документов, которые  по мере совершения хозяйственной  операции вводятся в базу данных  бухгалтерской программы.

 Обработка учетных  данных, их группировка и обобщение  производится с помощью бухгалтерской  программы непосредственно в  компьютере.

 В результате систематизации  и обобщения учетных данных  можно получить практически любую  информацию, аналогичную той, которая  содержится в обычных учетных  регистрах синтетического и аналитического  учета.

 Применяемый в настоящее  время бухгалтерские программы  позволяют осуществлять ввод  учетных данных, их обработку,  хранение, выдачу сводной информации  о деятельности организации и  др.

 При ведении регистров  бухгалтерского учета с помощью  компьютерных программ должна  быть предусмотрена возможность  вывода информации, содержащейся  в учетных регистрах, на бумажные  носители информации (т.е. должна  быть предусмотрена их распечатка  на принтере).

 

2.2 Формы бухгалтерского  учета для субъектов малого  предпринимательства

Организация бухгалтерского учета начинается с решения вопроса  о форме учета. Здесь решающую роль играет объем перерабатываемой учетной информации. Он, как правило, зависит от величины организации.

 Большие возможности  для упрощения учета имеют  малые предприятия (МП) и организации,  перешедшей на упрощенную систему  налогообложения.

 В вопросах организации  бухгалтерского учета малые предприятия  должны руководствоваться Федеральным  законом «О бухгалтерском учете»  и действующими Положениями по  бухгалтерскому учету (ПБУ).

 В то же время малым предприятиям предоставлены большие возможности для применения упрощенной формы бухгалтерского учета.

 Малые предприятия  помимо рассмотренных в предыдущей  главе форм бухгалтерского учета  могут применять упрощенную форму  бухгалтерского учета согласно  Типовым рекомендациям по организации,  бухгалтерского учета для субъектов  малого предпринимательства, утвержденным  приказом Министерства финансов  РФ от 21.12.1998 №64н (далее – Типовые  рекомендации).

 Применение упрощенной  формы бухгалтерского учета предусматривает  использование малыми предприятиями  рабочего Плана счетов, включающего  в себя меньшее количество  синтетических счетов по сравнению  с типовым Планом счетов бухгалтерского  учета. 

 Для малых предприятий  Типовыми рекомендациями предлагается  использовать рабочий План счетов.

 Упрощенная форма бухгалтерского  учета для малых предприятий  предусматривает использование  всего двух видов учетных регистров:

  1. в виде Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1 (далее - Книга);
  2. в виде ведомостей учета по формам № В-1 - № В-9.

 Малые предприятия,  совершающие незначительное количество  хозяйственных операций (как правило,  не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства  продукции и работ, связанного  с большими затратами материальных  ресурсов, могут вести учет всех  операций путем их регистрации только в Книге.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета и их развитие