Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение организации документооборота при ис-пользовании журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
- изучить регистры бухгалтерского учета и их классификацию;
- изучить формы бухгалтерского учета;
- рассмотреть документооборот при журнально-ордерной и автоматизированной формах бухгалтерского учета;
- определить достоинства и недостатки журнально-ордерной и автоматизированной форм бухгалтерского учета.
Достоинства данной формы учета по сравнению с другими формами следующие: взаимосвязь данных синтетического и аналитического учета; отсутствие необходимости многократного дублирования записей; наличие данных, позволяющих оценить эффективность работы организации.
Основные преимущества журнально-ордерной формы учета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества журнально-
№ п/п |
Преимущества |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Сокращение количества записей и улучшение техники учёта. |
Система учётных записей
довольно простая. Создание записей
исключает необходимость в |
Окончание табл. 1
1 |
2 |
3 |
2 |
Подчинение регистров целям учёта и анализа. |
Облегчается получение данных, необходимых для составления отчётности. Показатели отчётности получаются с данных текущего учёта без дополнительных выборок. Регистры включают данные для проведения оперативного анализа. |
3 |
Взаимный контроль записей в учётных регистрах. |
Создание регистров журнально- |
4 |
Оперативность |
Позволяет в значительной мере облегчить работу учётных работников, снизить ею трудоёмкость, повысить оперативность и достоверность данных бухгалтерского учёта. |
Таким образом, основными преимуществами журнально-ордерной формы учёта являются:
- совмещение аналитического и синтетического учёта исключает необходимость применения промежуточных регистров;
- сокращение количества записей ускоряет документооборот;
- строгое подчинение регистров требованиям контроля и отчётности исключает необходимость выборки данных в конце отчётного периода;
- возможность широкого применения малой вычислительной техники, лучшее распределение обязанностей между бухгалтерами, улучшение организации и техники ведения учёта.
Эта форма бухгалтерского учета основывается на принципах накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющих обеспечить синтетический и аналитический учет средств источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета [14].
Несмотря на наличие некоторых преимуществ, журнально-ордерная форма учёта является бесперспективной, поскольку завязана на ручном труде бухгалтера.
Основные недостатки журнально-ордерной формы учета представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п |
Недостатки |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Неприспособленность к компьютерной обработке данных. |
Эта форма учёта рассчитана на ручную работу. С журнально-ордерной формы тяжело перейти на компьютерную. |
2 |
Сложное создание регистров. |
Имеет сложное создание отдельных регистров, разную структуру журналов-ордеров и ведомостей. |
3 |
Высокий уровень квалификации учетчиков. |
Требуется довольно высокий уровень подготовки учётных работников, отделение дебетовых оборотов по счетам в Главной книге от кредитовых (в журналах-ордерах), составные формы ряда журналов-ордеров, которые раньше приспосабливались к ранее действующей сложной и громоздкой отчётности. |
Таким образом, к недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
В методических указаниях
предусмотрено изготовление 16 журналов-ордеров
и большого количества
Методические указания по использованию регистров журнально -ордерной формы учета были изданы применительно к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий 1992 г. Действующему Плану счетов 2000 г. (с изменениями) предусмотренные регистры не соответствуют.
Таким образом, бухгалтеры не могут использовать в полной мере регистры этой формы, а альбомы регистров с изменениями не издаются. Все это отрицательно сказывается на ведении бухгалтерского учета.
Разработчики программных средств в пакетах прикладных программ по бухгалтерскому учету в виде выходных форм предусмотрели журналы-ордера. Однако в последних версиях известных пакетов прикладных программ («1С:Бухгалтерия» и др.) журналы-ордера представлены в виде регистров, ничего общего не имеющих с регистрами журнально-ордерной формы учета.
Поэтому, чтобы найти выход из создавшейся ситуации, во-первых, необходимо отказаться от использования в общем виде журнально-ордерной формы и ее регистров. При этом можно предоставить бухгалтерам возможность самим корректировать или проектировать соответствующие регистры, но методические аспекты в части содержания регистров должны быть четко аргументированы Минфином России.
При этом предприятия могут самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности при соблюдении общих методологических принципов, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
2.2. Преимущества
и недостатки
Главными признаками, определяющими автоматизированную форму учета, являются: использование персональных компьютеров и других технических средств для организации комплексной системы обработки информации по всем разделам и счетам бухгалтерского учета; применение системы классификаторов; использование универсальной документации и машиночитаемых носителей информации; сохранение принципа двойной записи; автоматизация логических операций по ведению учета; применение системы регистров, определенной последовательности их изготовления и способов записи и хранения информации, а также возможность использования запросного режима; хранение первичной информации и регистров. В свою очередь технологический и информационный аспекты приводят к созданию автоматизированных рабочих мест бухгалтеров [17].
Основные преимущества автоматизированной формы учета представлены в таблице 3.
Таблица 3
Преимущества
№ п/п |
Преимущества |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Однократная регистрация первичной информации и многократное использованиеучетных данных. |
Создание единой информационной базы данных. |
2 |
Возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных. |
Использование технических
средств |
Продолж. табл. 3
1 |
2 |
3 |
3 |
Унифицированный способ обобщения учетной информации. |
Сбор учетной информации
на бухгалтерских |
4 |
Неограниченная аналитичность учета. |
Возможность получения аналитической |
5 |
Встроенные бухгалтерские знания |
Автоматизация процедуры
трансляции данных |
Окончание табл. 3
1 |
2 |
3 |
6 |
Автоматизация регламентных процедур закрытия месяца и отчетного периода. |
Расчет итогов оборотов и
сальдо по счетам. |
7 |
Повышение достоверности учетных данных. |
Автоматизация арифметических
операций |
8 |
Возможность параллельного ведения учета в нескольких стандартах. |
Возможность получать несколько
систем оценок и показателей, рассчитываемых
по разным |
Таким образом, автоматизация бухгалтерского учета не только предоставляет указанные преимущества, но и частично вносит следующие изменения в методику бухгалтерского учета:
- при автоматизированной
модели документирования
- повышается аналитичность
расчетов за счет возможности
добавления к отдельным
- ускоряется процесс
- ускоряются процесс и
неограниченная частота
Таким образом, автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета и охватывает решение взаимосвязанных вопросов информационного, программного и технического обеспечения.
К недостаткам автоматизированной формы учета можно отнести неполноту (фрагментарность) используемой в них информации, отсутствие необходимой гибкости, невозможности подстраиваться под финансовую структуру того или иного предприятия или фирмы, а также отсутствие возможности автоматического ввода фактической (отчетной) информации.
К сожалению, даже при ведении учета автоматизированным способом, большую часть показателей в формах бухгалтерской отчетности придется заполнять вручную. Автоматизированная учетная система поможет лишь не ошибиться в подсчете строк «итого». Поэтому к заполнению форм отчетности следует подойти особенно тщательно.
К недостаткам также можно отнести невозможность учета особенностей финансовой структуры фирмы и неприменимость форм к нуждам финансового менеджмента [22].
Бухгалтерские программы содержат, как правило, большой объем нормативно-справочной информации. Они позволяют организовать многоуровневый учет, а также работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.
Выбор компьютерной программы - завершающий этап при автоматизации финансовой работы предприятия.