Формы и виды расчетов между хозяйствующими субъектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Основными задачами бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами являются:
1. своевременное, полное и достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета фактических затрат на командировочные расходы;
2. документальная обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения в состав затрат;
3. контроль за экономным и рациональным использованием денежных средств на хозяйственно-операционные цели.
Бухгалтерский учет с подотчетными лицами имеет свои особенности. Цель работы – изучить учёт расчетов с подотчетными лицами.

Содержание работы

Ведение………………..……………………………………………………………………2
1.Формы и виды расчетов между хозяйствующими субъектами………………………..5
2.Общие принципы учета расчетных взаимоотношений с дебиторами и кредиторами………………………………………………………………………………...13
3.Учет расчетов с использованием векселей……………………………………………..19
4.Учет расчетов с подотчетными лицами………………………………………………...26
5. Учет внутрихозяйственных расчетов………………………………………………..…29
Заключение……………………………………………………………………...………….31
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Бухучет и анализ..docx

— 147.52 Кб (Скачать файл)

 

 

Документооборот при расчетах аккредитивами можно представить следующей схемой (рис. 2):

                                                                         
   

 
покупатель


 
 
   

 
плательщик


 
                     
     

     
                         
     

   
                                         
                                                               
     

               
   

                                                     
     

                                                 
       

     

       
             

         
                                                             
       

 
7


 
                                                 
           

 
5


 
 

 
3


 
             
                     

 
10


 
                                               
                                                     
                                                             
                                                                 
                                                                     
                                                                       
                                                                         
   

 
4


 
                                 
     

 
банк покупателя-эмитент


 
   
 

 
банк поставщика-исполнитель


 
                           
                                 
   

     
                                 
   

     
                                 
   

 
8


 
                 
                                                 
                                                                       




 
 
 
 
Рис. 2 Схема расчетов аккредитивами 
1 - заключение договора - контракта; 
 
2 - заявление на открытие аккредитива (сумма, срок, условия, использования его поставщиком); 
 
3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; 
 
4 - извещение об открытии аккредитива, его условия; 
 
5 - сообщение поставщику условий аккредитива; 
 
6 - отгрузка продукции, товаров, по условиям аккредитива; 
 
7 - поставщик предоставил платежные и прочие (товарные) документы на оплату за счет аккредитива; 
 
8 - извещение об использовании аккредитива; 
 
9 - выписка из расчетного счета - зачислен платеж; 
 
10 - выписка из расчетного счета аккредитива об использовании аккредитива. 
 
С переходом на рыночную экономику и развитием сети коммерческих банков в России был принят ряд документов по расширению практики использования чеков. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. 
 
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. 
 
Различают покрытые и непокрытые чеки. Покрытием чека служат:  
 
-       средства депонированные чекодателем на отдельном счете;  
 
-       средства на счете чекодателя, но не свыше суммы гарантированной банком. 
 
Документооборот при расчетах чеками можно представить следующей схемой (рис.3).

                                                                 
   

 
покупатель


 
 
 

 
поставщик


 
                   
   

     
                     
   

   
                                           
                                                         
     

                   
       

               
   

       

       
     

                                         
                                                       
       

 
5


 
                                             
         

 
7


 
     

 
1


 
         
                   

 
2


 
                                         
                                               
                                                       
                                                           
                                                               
                                                                 
   

 
6


 
                                     
 

 
банк поставщика


 
   

 
банк покупателя


 
   
                           
   

     
                           




 
 
 
 
Рис. 3 Схема расчетов чеками 
1-заявление на покупку чековой книжки; 
 
2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита; 
 
3 - передача товара, отгрузка продукции; 
 
4 - передача чека в оплату продукции или услуг; 
 
5 - документы на оплату и реестр чеков; 
 
6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, документов банку покупателя; 
 
7 - выписка со счета депонированных сумм. 
 
Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо. 
 
 
Инкассо – это широко распространенный способ расчетов, при котором Банк, обслуживающий продавца, по его поручению передает документы через Банк, обслуживающий покупателя. Передача документов происходит в момент платежа, проводимого Банком Покупателя или в момент акцепта тратт. 
 
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

-       в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;  
 
-       для взыскания по исполнительным документам;  
 
-       в случаях, предусмотренных сторонами по договору, при условии предоставления Банку, обслуживающему плательщика, заключенного соглашения (с Банком) о праве безакцептного списания. 
 
Как правило, инкассо применяется при наличии доверительных отношений между торговыми партнерами или при расчетах незначительными денежными суммами.  
Схему расчетов по инкассо можно представить упрощенно в следующем виде (рис. 4): 
 
 
 
Рис. 4 Схема расчетов в форме инкассо 
 
1   -  заключение контракта (обычно с указанием банков, через которые будут производиться расчеты) 
 
2 - отгрузка экспортером-доверителем товара в соответствии с условиями контракта 
 
3   -  получение экспортером транспортных документов от перевозчика 
 
4  - подготовка экспортером комплекта документов (транспортных и др., а также при необходимости и финансовых) и представление их при инкассовом поручении своему банку (банку-ремитенту) 
 
5 - проверка банком-ремитентом документов (по внешним признакам) и отсылка их вместе с инкассовым поручением банку-корреспонденту (инкассирующему банку) в стране импортера. 
 
6 - представление инкассирующим банком инкассового поручения и документов импортеру (плательщику) для проверки с целью получения платежа или акцепта тратт (переводных векселей) непосредственно или через другой банк, называемый в этом случае представляющим банком 
 
7 - получение инкассирующим банком платежа от плательщика и выдача ему документов 
 
8 - перевод инкассирующим банком выручки банку-ремитенту (по почте, телеграфу, телексу, как указано в соответствующих инструкциях) 
 
9 - зачисление банком-ремитентом полученной выручки на счет экспортера.

 

 

 

 

 

 

2.Общие принципы учета расчетных взаимоотношений с дебиторами и кредиторами.

Хозяйственные связи являются необходимым условием деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабженческих операций, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и продажи продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком. 
 
Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено применение различных видов договоров, регламентирующих порядок юридического оформления взаимоотношений между поставщиками и покупателями. Основными из них являются следующие: 
 
-       договор купли-продажи; 
 
-       договор поставки; 
 
-       договор сметы. 
 
При продаже организацией продукции, товаров, выполнения работ и оказании услуг, выдаче в подотчет денежных сумм своим работникам, формировании уставного капитала (например, при подписке на акции) у нее возникает дебиторская задолженность. Контрагентов, имеющих обязательства перед данной организацией, принято называть дебиторами. 
 
Дебиторская задолженность представляет собой активы организации, характеризующие величину принадлежащих ей денежных средств, временно находящихся у других лиц. Если деятельность организации протекает в нормальном режиме, то сумма дебиторской задолженности в будущих периодах будет трансформирована в денежные средства. 
 
Четкая организация расчетов с дебиторами за поставленные ценности, выполненные работы, оказанные услуги оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и ритмичность поступления денежных средств. 
 
Величину обязательств перед юридическими и физическими лицами, возникающими согласно условиям договора или в соответствии с действующим законодательством, в бухгалтерском учете называют кредиторской задолженностью. 
 
Расчеты осуществляются, как правило, в денежной форме, и их ведут с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. 
 
Расчеты с организациями и отдельными лицами учитывают на счетах раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета. 
 
Детально рассмотрим учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 
 
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказывающие услуги. Обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками возникают между организациями по сделкам, оформленным договорами купли-продажи, поставки. 
 
Для учета расчетов за поступившие товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами. 
 
Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.). 
 
Выданные авансы представляют собой предварительные платежи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участниками договоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежным поручением с расчетных и других счетов в банках и учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут полностью исполнены и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги. 
 
При невыполнении договоров поставки неиспользованные суммы авансов возвращаются поставщиком покупателю. В расчетных документах должно быть указано основание возврата (реквизиты договора и платежного поручения по которому зафиксировано получение аванса). 
 
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведомости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 
 
Аналитическая информация о задолженности поставщикам формируется в зависимости от используемых форм расчетов, сроков погашения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплаченные в срок), а о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учетом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика.  
 

 

Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками представлены в таблице 1.  
 
Таблица 1 
 
Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками

 
Содержание факта хозяйственной деятельности

 
Корреспонденция счетов

 
Дебет

 
Кредит

 
Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы

 
07, 08, 10, 15

 
60

 
Отражаются суммы НДС по поступившим активам

 
19

 
60

 
Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы, оказанные услуги

 
20, 23, 25, 26, 44

 
60

 
Отражаются суммы НДС по принятым работам, услугам производственного характера

 
19

 
60

 
Отражается задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке бракованной продукции и др.

 
28

 
60

 
Возвращены поставщикам и подрядчикам суммы по расчетным документам и суммы выданных авансов в случае недопоставки продукции

 
50, 51, 52, 55

 
60

 
Содержание факта хозяйственной деятельности

 
Корреспонденция счетов

 
Дебет

 
Кредит

 
Предъявлены претензии поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями договоров, а также из-за арифметических ошибок, несоответствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, установленным договорами

 
76

 
60

 
Отражается списание задолженности поставщика по авансу в связи с признанием ее нереальной для взыскания

 
91

 
60

 
Отражаются суммы установленных недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин

 
94

 
60

 
Оплачены приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы, выполненные работы, оказанные услуги

 
60

 
50, 51, 52, 55

 
Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС

 
68

 
19

 
В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам

 
60

 
50, 51, 52, 55

 
Отражается уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет ранее перечисленных авансов

 
60

 
60

 
Отражается списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности

 
60

 
91

Информация о работе Формы и виды расчетов между хозяйствующими субъектами