Формы кредитных отношений предприятий с банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение вопросов управления отношениями предприятия и коммерческого банка.
Для достижения данной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношения предприятия и банка;
- На примере операций с векселями ознакомиться с практической частью отношений коммерческого банка и предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………………. 4
1.1. Отношения фирмы с банками…….……………………………. 6
1.2. Критерии выбора банка…..…………………………………….. 8
1.3.Порядок безналичных расчетов и кассовых операции………. 14
Глава 2.ФОРМЫ КРЕДИТА………………………………………………. 18
2.1.Формы и виды кредита по характеру ссуженной стоимости ... 19
2.2 Задача по теме «Формы кредитных отношений предприятий с банками»…………..………………………………………….…………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Формы кредитных отношений предприятий с банками»

по МДК.02.01 «Организация кредитной работы»

 

 

 

 

Отделение  НПО/СПО

Специальность 080110      Банковское дело

Дата сдачи  «__» ______20__ г.                         

Оценка  ____________

Выполнила: Русакова А.О.

Группа БДт 13(11)2

Проверил:  _____________

                     


 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2014г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                          

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………………. 4

1.1. Отношения фирмы с банками…….……………………………. 6

1.2. Критерии выбора банка…..…………………………………….. 8

1.3.Порядок безналичных расчетов и кассовых операции………. 14

Глава 2.ФОРМЫ КРЕДИТА………………………………………………. 18

2.1.Формы и виды кредита по характеру ссуженной стоимости ... 19

2.2 Задача по теме «Формы кредитных отношений предприятий с банками»…………..………………………………………….…………….. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной России осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и расчетов – невозможно без участия коммерческих банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации – сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения повышения степени надежности перемещения денежных средств в любой форме между субъектами экономических отношений такой порядок в известной мере оправдан.

Этим объясняется и большое количество банков, функционирующих в нашей стране, а также острая и порою жёсткая конкуренция в сфере предоставления банковских услуг.

Актуальность темы курсовой работы несомненна и объясняется невозможность нормальной работы фирм и предприятий без взаимодействия с банками и потери банками большей части своей прибыли без обслуживания предприятий. Причём эти отношения будут продолжаться не одно десятилетие, следовательно актуальность этой темы будет сохраняться столько же.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение вопросов управления отношениями предприятия и коммерческого банка.

Для достижения данной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть теоретические аспекты  взаимоотношения предприятия и  банка;

- На примере операций с векселями  ознакомиться с практической  частью отношений коммерческого  банка и предприятия.

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ

В условиях ужесточения требований Центрального Банка России к коммерческим банкам и присоединения РФ к принципам регулирования банковской деятельности Базельского комитета от коммерческих банков требуется максимальное использование всех возможностей и резервов для достижения целей, определенных банковской политикой. Как отмечают специалисты, некогда сверхдоходные операции по государственным ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала очевидной необходимость постоянного улучшения их качественных характеристик при расширении банком спектра услуг.

Политика банков, претерпевшая изменения в отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, создают предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.

Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков являются наличие у предприятий острого недостатка собственных средств, необходимых для дальнейшего функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего функционирования банковского сектора без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой.

При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк, а именно он является инициатором формирования и главным связующим звеном в работе системы, руководствуется следующими принципами:

Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.

Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.

Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный)комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.

Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:

− структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;

− повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;

− регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;

− расширения ресурсной базы и соответственно возможностей проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;

− регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;

− расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;

− приобретения имиджа "клиентоориентированного" и "технологичного" банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;

− увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;

− обеспечения сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью банка.

Таким образом, партнерская форма отношений позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента, как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг.

Таким образом, партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий.

1.1. Отношения фирмы с банками

С появлением банков как специальных институтов профессионального управления денежными ресурсами резко возросли гарантии перемещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые посредники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании платежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильнейших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных препятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В начальный период рыночных реформ многие из коммерческих банков активно включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по временному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказываются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию – обслуживание платежей и расчетов (3, стр. 34).

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выборе обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают (7, стр. 59):

- знание банком фирмы, особенностей  ее бизнеса, отрасли, в которой  она функционирует;

- способность давать полезные  деловые рекомендации;

- предложение различных способов  получения денежных средств как  наличных (кассовое обслуживание  фирмы), так и безналичных с  низкими трансакционными издержками;

- закрепление за фирмой постоянного  банковского служащего, занимающегося  вопросами кредитования фирмы; способность  оценивать реальные финансовые  потребности фирмы;

- удобное для фирмы месторасположение  банка; обеспечение простоты доступа  к ведающему ссудами должностному  лицу банка;

- стремление банка к совершенствованию  обслуживания клиентов;

- широкий спектр банковских  услуг.

1.2. Критерии выбора банка

Расширение самостоятельности отечественных фирм при совершении внешнеэкономических операций существенно повысило требования к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслуживающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует проверить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных операций, которую выдает Центральный банк РФ (далее – Банк России). Сегодня в России около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 – валютную лицензию, т. е. на законных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков (7, стр. 61). Очень важное значение имеет коммуникационная система, используемая банком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ – Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) – значительно повышает качество и скорость расчетов. Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии – достаточной надежности банка. Оценка фирмой надежности банка в современных отечественных условиях – задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что "независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесообразности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое".

Следовательно, выбор надежного банка – это, в конечном счете, проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов самостоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится одна из таких методик, которая дает некоторое представление об этом предмете.

Как и всякие двухсторонние отношения, отношения "фирма – банк" предполагают наличие определенных критериев и у банка по отношению к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете формируют значение Ик (интересы кредитора) в известном нам балансовом уравнении.

Мировая практика выработала особые механизмы формирования кредитной политики любого банка, которые вошли в науку и практику под названием "Правило шести "Си"". Ввиду того что собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее финансовой жизни, приводим краткое содержание Правила шести "Си" (7, стр. 61):

1.Character (характер заемщика).

2.Capacity (способность).

3.Cash (денежные средства).

4.Collateral (обеспечение).

5.Conditions (условия).

6.Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность, правдивость и серьезность его намерений погасить всю свою задолженность. Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика, кредитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность ("способность заимствовать средства") означает наличие права у заемщика подавать кредитную заявку и юридическое право подписывать договора, устав и другие учредительные документы, личные дела заемщиков.

Денежные средства – наличие у заемщика источников средств для погашения долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них) источника погашения долга:

- поток наличности (прибыль, амортизация  и т. д.);

- продажа или ликвидация активов;

- привлечение средств путем  выпуска (эмиссии) долговых ценных  бумаг.

Именно наличие источников в основном и определяет потенциальную платежеспособность заемщика.

Обеспечение – наличие у заемщика достаточного капитала или качественных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия – предвосхищения тенденции в деятельности заемщика или в крайнем случае немедленное реагирование на изменение условий деятельности заемщика.

Информация о работе Формы кредитных отношений предприятий с банками