Формы кредитных отношений предприятий с банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является рассмотрение вопросов управления отношениями предприятия и коммерческого банка.
Для достижения данной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты взаимоотношения предприятия и банка;
- На примере операций с векселями ознакомиться с практической частью отношений коммерческого банка и предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………………………………. 4
1.1. Отношения фирмы с банками…….……………………………. 6
1.2. Критерии выбора банка…..…………………………………….. 8
1.3.Порядок безналичных расчетов и кассовых операции………. 14
Глава 2.ФОРМЫ КРЕДИТА………………………………………………. 18
2.1.Формы и виды кредита по характеру ссуженной стоимости ... 19
2.2 Задача по теме «Формы кредитных отношений предприятий с банками»…………..………………………………………….…………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

2.1.Формы кредита по характеру  ссуженной стоимости

По характеру ссуженной стоимости кредит делится на три формы:

  1. Товарная форма. В данной форме кредита товары передаются взаймы. При этом товары, являющиеся объектом кредита, обеспечивают его возврат. Товары используются в экономическом обороте, а погашаются чаще всего деньгами. Товары переходят в собственность заемщика лишь после погашения кредита и уплаты процентов.
  2. Денежная форма кредита - классическая форма кредита, означающая, что взаймы предоставляются временно свободные денежные средства. Денежная форма является наиболее типичной ввиду того, что деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита во многом зависит от ситуации в экономике, уровня инфляции, безработицы и т.д. Данная форма кредита используется как государством, так и физическими лицами как внутри страны, так и во внешнеэкономическом обороте.
  3. Смешанная (товарно-денежная) форма кредита. В этом случае кредит предоставляется в форме товара, а возвращается деньгами или наоборот. Широко распространен в развивающихся странах, когда заемные средства на международном уровне возвращаются посредством товарных поставок.

 

 

Вид кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране есть свои особенности.  

Виды кредита:

    1. Банковский кредит

При данной форме кредита используется лишь денежный капитал. Данный кредит предоставляется исключительно финансово-кредитными учреждениями, имеющими лицензию ЦБ РФ на ведение такого вида операций. Сфера применения этого кредита значительно шире коммерческого.

Банковская форма кредита имеет следующие особенности:

  • банк, как правило, оперирует не столько своим капиталом, сколько привлеченными ресурсами;
  • банк ссужает незанятый капитал;
  • банк ссужает не просто денежные средства, а деньги как капитал.

В качестве цены за пользование банковскими кредитами выступает ссудный процент, определяемый на взаимовыгодной основе между субъектами кредитных отношений и фиксируемый в кредитном договоре.

    1. Коммерческий кредит

Коммерческий кредит означает, что кредитором является не кредитная организация, а кредит предоставляется в ходе торговой сделки, поэтому его называют ещё и торговым. Кредит может предоставить любой субъект, имеющий в своем распоряжении временно свободные денежные средства. Коммерческий кредит — одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находя практическое выражение финансово-хозяйственных отношений между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуге отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров и, следовательно, извлечение заложенной в них прибыли.

Инструментом коммерческого кредита традиционно является вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору.

    1. Государственный кредит

Основной признак — участие государства или местных органов власти различных уровней. Государственный кредит предоставляется за счет бюджетных средств.

Государство выступает в роли заемщика в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Основной формой кредитных отношений при государственном кредите являются такие отношения, при которых государство выступает заемщиком средств. Следует отметить, что в условиях переходного периода он должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.

    1. Международный кредит

Международный кредит - совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых являются государство и международные финансовые институты (МВФ, МБРР и др.). Отличительным признаком является принадлежность одного из участников кредитных отношений к другой стране. Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.

    1. Гражданская форма кредита

Гражданская форма кредита (частная, личная, ростовщическая). Данная форма кредита была первой в истории кредита и существовала в товарной форме, затем получила развитие и в денежной форме. Она носит ростовщический характер. Этот кредит реализуется путем выдачи ссуд физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии от центрального банка. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудного процента и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика.

Данная форма кредита может носить и дружеский характер. Он основан на взаимном доверии и не сопровождается заключением договора. Используются долговые расписки, имеющие нотариальные удостоверения.

    1. Потребительский и производственный кредит

Производственный кредит предоставляется на предпринимательские цели: расширение объема производства, работ, услуг, активов. Производственный кредит напрямую воздействует на увеличение предложения товаров, работ, услуг, активов, факторов производства, повышение уровня жизни населения.

Потребительский кредит. Характерной чертой потребительского кредита являются отношения как денежного, так и товарного капитала, причем потенциальными заемщиками выступают физические лица.

В отличие от производственной формы этот кредит используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости.

В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме потребительский кредит предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа. В России этот вид кредита только получает распространение, ограниченно используется при кредитовании под залог недвижимости (чаще всего — жилья). В зарубежной же практике потребительский кредит охватывает все слои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитных карточек.

2.2 Задача по теме:

«Формы кредитных отношений предприятий с банками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных условиях оказывается, что практически единственным общедоступным источником финансовых ресурсов является коммерческий банк, если он заинтересован работать с начинающими предпринимателями. Такая заинтересованность может появиться только тогда, когда, с одной стороны, для инвестирования (кредитования) предлагается проект, приемлемый с точки зрения прибыльности, а с другой - банк располагает соответствующими финансовыми ресурсами. Однако и наличия этих условий еще не достаточно для получения кредита. Определяющую роль теперь играет процесс оценки кредитоспособности предприятия как потенциального заемщика.

В настоящее время под кредитоспособностью банковских клиентов подразумевается такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, определяет способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Для оценки финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий банками широко используются различные системы показателей, состав и содержание которых вытекают из самого понятия кредитоспособности. Эти показатели предназначены для отражения финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценки  и готовности заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.

Оценка кредитоспособности заемщика, как правило, проводится на основании данных бухгалтерской отчетности. Для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия в обязательном порядке используются бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2). Для более глубокого анализа отдельных показателей и их составляющих могут использоваться и другие формы бухгалтерского учета и отчетности.

В основе системы оценки кредитоспособности заемщика в российских банках лежат в основном методики расчета финансовых коэффициентов на основе показателей баланса предприятия, а также анализ движения денежных средств. Анализ и оценка делового риска клиента проводится крайне редко.

В основном банками проводится коэффициентный  анализ показателей ликвидности, оборачиваемости средств, оборотного капитала и рентабельности.

Поскольку каждый банк стремится оптимизировать распределение ссудных ресурсов и из многих потенциальных заемщиков выбирать наиболее надежных, то наиболее удобной представляется разработка рейтинговой методики, в основе которой лежит определение класса заемщика на базе расчета определенных финансовых коэффициентов по данным бухгалтерской отчетности предприятия. Именно такая методика разработана и используется Сбербанком РФ. Присваивая каждому заемщику рейтинг, банк тем самым ранжирует их по степени приоритетности предоставления займа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.  Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2009. – 234 с.

  1. Алексеева М.М. Денежное обращение, кредит и банки: Учеб.-метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2010. - 145 с.
  2. Баканов М.И, Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика,2009.- 416 с.
  3. Балтакса П.М., Кливец П.Г. Слагаемые эффективности (Из опыта промышленных предприятий).  М.: Экономика, 2009. - 94 с.
  4. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие  М.: ИНФРА-М, 2009. - 194 с.
  5. Боумэн К. Банки и банковское дело: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 2005. - 407 с.
  6. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 2008.- 292 с.
  7. Ворона-Сливинская Л. Г. Стимулирование социально-трудовых процессов как средство повышения трудовой жизни //Регион: Политика. Экономика. Социология. - 2010. - № 3. - С. 59 – 60.
  8. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации //Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №3. - С. 103-123.
  9. Гончарук В.А. Построение маркетингового управления в крупной организации //Маркетинг и маркетинговые исследования в Росси.- 2009. - №4. -С. 16–18.
  10. Грибов В.Д. Банковские операции : Учеб. пособие. М.: Финансы и статистка, 2009.  - 456 с.
  11. Гусарев А.В. Определение миссии организации // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №2. - С. 130-134.
  12. Грицына В.,  Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. М.-2010.-№2.
  13. Джонсон М.Д., Херрманн А. Ориентация на клиента – ключевой фактор успеха предприятия //Проблемы теории и практики управления. - 2009.  - №2.  - С. 96– 100.
  14. Ефимов В., Поляков О. Стратегический план развития бизнеса для действующего предприятия //Финансовый бизнес, 2010.- №1. - С. 34-40.
  15. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса: концепции и методы планирования. М.: Финпресс, 2009. - 401 с.
  16. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для  вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.- 413 с.
  17. Карлоф Б. Банковское дело: стратегическое руководство. М.: Экономика, 2010. - 311 с.
  18. Клейнер Г.Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 2009. - 416 с.
  19. Коммерческая деятельность производственных предприятий: Учебник /Под ред. Д.э.н., проф. О.А. Новикова, д.э.н., проф. В.В. Щербакова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.  - 557 с.
  20. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер.с англ.-  М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 2009. - 702с.
  21. Круглов Э.И. Стратегическое управление компанией. - М:  ИНФРА-М, 2011. - 544 с.
  22. Курцев А.И. Стратегическое планирование и управление в ключевых областях //ЭКО. - 2010. - №10. - С. 66-70.
  23. Ляпина Т.М. Инвестиционная политика на современном этапе. // Социально-экономические проблемы региона в переходный период. – Тюмень: изд-во ТГУ, 2010. - 204с.
  24. Маркова В.Д. Как делать бизнес на спаде? //ЭКО. - 2009.  - №12.  - С. 217.

 

 


Информация о работе Формы кредитных отношений предприятий с банками