Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов системы бюджетирования на предприятии. Задачами работы выступают:
- раскрытие сущности бюджетирования и его роли в менеджменте;
- рассмотрение видов бюджетов на предприятии;
- разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и проведение анализ его исполнения;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и анализа их выполнения в ОАО «ВТЗ».
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования на предприятии 6
1.1 Сущность бюджетирования и его роль в менеджменте 6
1.2 Виды бюджетов на предприятии 12
Глава 2. Разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и анализ его исполнения 18
2.1 Краткая характеристика предприятия 18
2.2 Составление финансового плана предприятия 20
2.3 Анализ выполнения финансового плана ОАО «ВТЗ» и его контроль 23
Глава 3. Совершенствование системы планирования и контроля в ОАО «ВТЗ» 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 1 37
Приложение 2 40
Министерство образования и науки Российской Федерации
МОУ «Волжский институт экономики, педагогики и права»
Факультет экономический
Кафедра финансов и бухгалтерского учета
Курсовая работа
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
на тему: «Функции и виды бюджетов на предприятии»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы 3ЗБУ-
Проверила:
Волжский, 2011
Содержание
В условиях развивающихся
рыночных отношений в нашей стране
предприятие получило юридическую
и экономическую
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
Особенно следует подчеркнуть, что на многих предприятиях используется затратный механизм планирования, когда цена на готовую продукцию формируется на основе полной себестоимости и заданного процента рентабельности.
Подготовленная в плановом (финансовом) отделе информация часто не может быть оперативно сопоставлена с фактическими данными, а когда (много позже, например, через месяц) такая возможность появляется, проведение анализа уже становится не актуальным, поскольку корректирующие план решения принимать слишком поздно.
Распространена ситуация, когда ПЭО (планово-экономический отдел) рассчитывает плановые данные на основе фактических данных по производству за аналогичные периоды в прошлом, при этом, как правило, теряется связь с планом продаж, который должен являться основой комплексного финансового плана предприятия.
Следует подчеркнуть, что основным недостатком работы многих ПЭО является отсутствие документов, предоставляющих руководству возможность оценить будущее состояние предприятия (например, через месяц), знать какими оборотными средствами оно будет располагать, принимать решения по их наиболее эффективному распределению. Необходимыми для этого документами являются: отчет о прибылях и убытках, плановый агрегированный баланс, план движения денежных средств.
Выходом из такого положения
в условиях рынка является организации
на предприятии системы
Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов системы бюджетирования на предприятии.
Задачами работы выступают:
- раскрытие сущности бюджетирования и его роли в менеджменте;
- рассмотрение видов бюджетов на предприятии;
- разработка финансового плана ОАО «ВТЗ» на 2008-2010 гг. и проведение анализ его исполнения;
- разработка мероприятий по совершенствованию системы планирования и анализа их выполнения в ОАО «ВТЗ».
Предметом исследования
является система финансового
Теоретической и методологической
основой курсовой работы стали научные
труды и публикации ученых по экономике
предприятия и финансовому
Наилучшей системой учета для принятия управленческих решений является система бюджетирования, основания на фактически полученных результатах в предыдущем году в сопоставлении с планом на следующий период планирования. Таким образом, система планирования и управления в менеджменте основывается на:
1) персональных наблюдениях менеджера,
2) прошлых фактических данных,
3) бюджетах.
Бюджет является количественным выражением плана действий и способствует его координации и исполнению. Основной бюджет (master budget) суммирует цели всех подразделений организации, ответственных за сбыт, производство, НИОКР, маркетинг, обслуживание потребителей, финансы.
Ключевая роль бюджета иллюстрируется рис. 1.1.
Рис. 1.1. Роль бюджетов в менеджменте
Хорошо управляемая организация обычно использует следующий цикл бюджетирования:
1. Планирование деятельности организации как всей, так и ее подразделений. Команда менеджмента согласна с тем, чего можно ожидать.
2. Разработка рамочных показателей, по которым может проводиться сравнение действительных результатов с плановыми.
3. Исследование отклонений от плана и соответствующая корректировка действий.
4. Новое планирование с учетом обратной связи в изменившихся условиях.
Основной бюджет объединяет оперативные и финансовые решения. Бюджетные системы чаще используются в больших компаниях, где формализованные процедуры обеспечивают менеджмент. Однако они применяются и в малом бизнесе, особенно на стадии его становления. Бюджеты - главная часть большинства систем управления, так как они заставляют планировать, создают критерии оценки деятельности, поддерживают коммуникации и координацию в фирме.
Бюджетирование помогает
менеджменту в координации
- существование хорошо увязанного плана является главным условием обеспечения координации, исполнители воспринимают индивидуальные действия и деятельность компании как единое целое;
- бюджеты помогают сдерживать изменение действия исполнителей, они расширяют мышление менеджеров за пределы своих отделов и не позволяют им действовать только исходя из интересов этих отделов;
- они помогают искать узкие места в организационных структурах. Формулирование и управление бюджетами идентифицирует проблемы в коммуникациях и рабочих взаимоотношениях.
Однако бюджеты, помогая менеджерам, сами нуждаются в помощи. Высшее руководство должно понимать и с энтузиазмом поддерживать бюджетирование и все аспекты системы управления и контроля.
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования:
Недостатки бюджетирования:
Бюджетный метод в условиях нестабильности является важным методом управления предприятием. Его применение эффективно в области:
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т.п.).
Таким образом, эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.
Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.