Ф.Вилла как основатель ломбардской школы счетоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. В самом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок. По прошествии многих столетий, когда хозяйственная жизнь резко изменилась, стала несравненно сложнее, тогда такие приемы перестали себя оправдывать, потребовалась наука. Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии в любой точке земного шара. Эти категории в своих первоистоках имели началом хозяйственную деятельность, проходившую в лавках купцов и в конторах менял.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава1 РАЗВИТИЕ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКОЛЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА…………………………………………………….....5
1.2 .Бухгалтерский учет становится наукой в Италии в XIX веке ……….………7
Глава 2.Ф.Вилла как основатель ломбардской школы счетоведения……………………………………………………………….…..……13
2.2.Представители различных школ Италии XIX века…………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….26
Список Литературы…………………………………………………………..........27

Файлы: 1 файл

75 реферат по философии.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Его учение предусматривало  иерархическую последовательную дифференциацию счетов и структуры бухгалтерского аппарата, и эта структура должна соответствовать организационному построению самого предприятия. Чербони утверждал, что счетоводство как наука, рассматривая ведение хозяйства во всем объеме, определяет нормы, на которых основаны различные степени ответственности управляющих делом и агентов. В логисмографии Чербони выделял теорию и форму счетоводства. В основе теории лежало два принципа: персоналистичность – за каждым счетом стояло лицо или группа лиц, индивидуалистичность – сальдо счета собственника равно сальдо совокупного счетов агентов и корреспондентов. Чербони подчеркивал, что смысл логисмографии заключается в последовательной персонализации счетов, целью учета является контроль деятельности агентов и корреспондентов хозяйства. Предметом науки являются права и обязательства физических и юридических лиц, методом – регистрация. Все хозяйственные операции делились на три группы: 1) собственно юридические, отражающие расчеты с корреспондентами; 2) статистические, приводящие к внутренним изменениям в составе имущества; 3) экономические, изменяющие суммы расчета предприятия с собственником. Чербони утверждал, что бухгалтер не создает законы, а открывает их. Логика этих законов диктует логику законов бухгалтерской записи. Отношения, выступающие как юридические, служат предметом учета, который неотделим от целей управления. У Д. Чербони было много последователей: К. Чербони, Д. Росси, К. Беллини, Ф. Баналуми, Д. Масса, Э. Мондини, А. Сангвинетти, В. Джитти, которые развивали логисмографию.

Рассматривая  информационные и психологические аспекты бухгалтерского учета, Росси указывал, что счетоводство и счетоведение выступают "охранительницами экономических интересов общества, указывают опасности и способы их устранения, разоблачают злоупотребления, диктуют средства их предупреждения и пресечения". Экономические интересы лиц, по мнению Росси, пересекаются в хозяйственных операциях. Эти операции он считал предметом бухгалтерского учета и классифицировал их в три группы: 1) экономические (производство, распределение или потребление материальных благ); 2)  юридические (выяснение, приобретение, утрата или прекращение прав и обязательств); 3) административные (перемещение ценностей внутри предприятия). Так как каждая операция затрагивает двух субъектов, а их три, то основной принцип учета Росси получил название двойной тройственности. Росси известен как крупный историк в области учета и как создатель шахматной формы счетоводства (размещение записей учета в шахматном порядке). Он доказывал, что его форма есть только реставрация методов, применявшихся в казначейской палате Англии, поэтому назвал ее нормандской.

Все ученики  Чербони развивали логисмографические идеи – двойная запись – это  не абстрактный искусственно созданный прием, а принцип, выражающий основную идею управления – согласование противоположных интересов. Венецианская школа. Основоположником был Ф. Беста (1845 – 1923), который развивал экономическое направление в учете. Он утверждал, что бухгалтерский учет как средство экономического контроля изучает движение ценностей, которое связано с определенными действиями по: 1) руководству; 2) управлению; 3) контролю агентов хозяйства. В бухгалтерском учете на первой стадии разрабатываются инструкции, положения, сметы, ведется плановая работа; затем проводятся инвентаризации, оформляются доверенности, приходные и расходные материальные и кассовые ордера. Беста считал текущий контроль удачно организованным только в том случае, если в нем предусмотрена противоположность интересов агентов предприятия, в учете должен быть обеспечен взаимный контроль материально ответственных лиц. Третья стадия включает весь традиционный учет с его записями совершившихся фактов хозяйственной жизни, при этом вычислительная техника трактуется как элемент метода бухгалтерского учета. В соответствии с экономической трактовкой учета Беста подчеркивал, что в учете изучается не количественная и качественная структура хозяйственных ценностей, а их стоимость. Провозгласив, что объектом учета выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда. Фонд – это общий объем стоимости,  вложенный в предприятие. Фонд состоит из отдельных элементов и каждому элементу соответствует определенный счет. Все счета носят стоимостный характер и делятся на прямые и производные. Прямые включают весь актив и кредиторов,  производные счета – собственные средства и результаты. Прямые счета отражают прямые элементы и делятся на положительные (актив) и отрицательные (кредиторы). Изменения всех прямых и производных элементов могут носить активный и пассивный характер. В работе Бесты прослеживается четкое деление баланса предприятия не только по вертикалям, но и по горизонталям. По мнению исследователей, заслугой Бесты было то, что систему учета он рассматривал независимо от ее формы, и если большинство бухгалтеров видели прогресс науки в конструировании новых форм, то Беста форму записи определял как форму счетоводства. Ему принадлежит лучшая их классификация по трем основаниям: 1) вид регистра; 2) характер записи; 3) способ выполнения записи на счетах [41].  Учеников Ф. Бесты – В. Альфиери, К. Гидилья, А. Стабилини, Д. Мальоне – увлекали идеи учета сметы, так как смета показывала, каковы будут вероятные результаты ведения хозяйства в течение определенного промежутка времени. Под влиянием учения Ф. Бесты Э. Пизани попытался осуществить синтез идей всей итальянской школы в созданном им учении – статмографии. Пизани уподоблял хозяйственный процесс механизму, поэтому бухгалтерия изучает три вида операций: динамические (имущественные счета), статические (счета чистого имущества) и статико-динамические. Внешне статмография отличалась от логисмографии тем, что в логисмографии дни, за которые выполняется регистрация, расположены по горизонтали таблицы, а счета, в которых проводят регистрацию, – по вертикали. В статмографии наоборот, счета, в которых проводят регистрацию, – по горизонтали, а дни, за которые выполняется регистрация, расположены по вертикали таблицы.  Оценивая труды Пизани, современники подчеркивали, что он находился под влиянием своих предшественников и полагал, что бухгалтер констатирует объективно существующие категории подобно тому, как инженер изобретает машины.  Влияние статмографии на современников было значительно слабее, чем влияние логисмографии.  К началу ХХ века итальянские ученые в счетоведении выделяли три науки: 1) логисмология – учение о бухгалтерских счетах; 2) статмология – учение о бухгалтерском балансе; 3) леммалогия – учение об остатках. Логисмология была наиболее близка к традиционной бухгалтерии, статмология превратилась в анализ хозяйственной деятельности, леммалогия была развита в англосаксонских странах, используя сложный математический аппарат в учении об управлении запасами. При всем разнообразии взглядов итальянскую школу можно рассматривать как единое целое. Ее представителей объединяет целеустремленная содержательная трактовка основных категорий науки учета. Даже различия между юридическим (тосканская) и экономическим (венецианская) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в духе ломбардской школы рассматривали учет как средство управления, только первые трактовали цели учета как управление людьми, а вторые – как управление ресурсами – ценностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной деятельности.  Для итальянцев был характерен подход к учету, который трактовали в том духе, что балансовая величина прибыли должна быть тождественна налогооблагаемой сумме, что вполне соответствовало юридической трактовке учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Вилла Франческо как основатель ломбардской школы счетоведения. (1801-1884)

- создатель  ломбардской школы бухгалтерского  учета. Вилла объединил юридические  и экономические цели учета,  систематизировал бухгалтерские  знания, концептуально осмыслил  основные учетные категории. Сущность своих взглядов Вилла сформулировал так: "Счетоводство, применяя этот термин в широком смысле слова, включает в себя серию экономических и административных знаний, необходимых для искусства вести книги: цель счетоводства состоит в том, чтобы контролировать движение хозяйственных ценностей, находящихся в хозяйстве к началу какого-либо периода; далее цель счетоводства состоит в том, чтобы отмечать предполагаемые доходы и расходы в связи с вы полненными доходами и расходами". Вилла не без влияния д'Анастасио перешел от персонификации к персонализации счетов, вместо отождествления счета с лицом он вводил счет для лица. При этом объектом учета Вилла считал не правовые отношения, а материальные или де нежные ценности, в связи, с которыми возникают эти отношения. Бухгалтерский учет выступал у него как комплексная экономико-правовая дисциплина, при этом он подчеркивал, что речь идет не просто о юриспруденции, а об административном праве.

Первые концепции  бухучета в Италии. Ф. Вилла как  основатель ломбардской школы счетоведения, систематизатор бухгалтерских знаний и первый комплексный интерпретатор учетных категорий. Создание иерархической структуры счетов в трудах тосканской школы бухгалтеров. Дж. Чербони об анализе и синтезе в бухгалтерии. Идея баланса как «высшего счета». Дж. Росси — создатель шахматной формы счетоводства. Ф. Беста о бухучете как науке экономического контроля, «политической экономии отдельного предприятия». Попытки синтеза идей итальянских школ в работах Э. Пизани: счетоведение (балансоведение) как наука об управлении.

В Италии наивысшего развития достигло юридическое направление. У его истоков стоит Николо Д'Анастасио, который утверждал, что  учет – это регистрация прав и  обязанностей, а центральным в  учете является счет капитала.

Идеи экономического направления отстаивал Джузеппе Крипа, который утверждал, что цель учета состоит в исследовании результатов хозяйственной деятельности, а предметом учета является изменение  объема и состава имущества. Все  счета рассматривались им как счета капитала, его отдельных составляющих.

Попытка совместить идеи юридического и экономического направлений является особенностью ломбардской школы учета, родоначальником  которой считается Франческо  Вилла (1801 – 1884).  Ф. Вилла развивал следующие идеи.

1)      Чтобы подняться до уровня  науки, бухгалтерский учет должен  исследовать свои собственные  принципы и категории.

    2)      Бухгалтерия – это комплекс  экономико-административных понятий,  применяемых для ведения счетов  и книг.

    3)      Цель бухгалтерии – контроль организации хозяйства и имущества. Контроль предполагает не только сохранность ценностей, но и эффективность их использования, вскрытие резервов.

 В учете  Ф. Вилла выделял три направления:

    1)      Теорию учета – «область экономико-административных отношений».

    2)      Правила ведения регистров и  их практическое использование.

    3)      Организацию управления, куда он  включал и ревизию счетов.

Управление  – это часть административного  права, административное право регулирует деятельность отдельных лиц: работников предприятия, материально-ответственных лиц – хранителей, которые берут на себя ответственность перед собственником.

Все счета в  учете открываются агентам и корреспондентам, такой подход получил название персонализации. Лицо, чья ответственность увеличивается дебетуется, чья уменьшается – кредитуется. Однако объектом учета при этом являются не правовые отношения, а ценности, в связи с которыми возникают эти отношения.

Ф. Вилла выделял  три группы счетов: депозитные (имущественные), которые открывались для хранителей ценностей; личные и методологические итоговые счета (счет прибылей и убытков, вступительного и заключительного  баланса).

Он осуществил синтез юридических и экономических целей учета. Юрист по образованию, работник финансовых органов, разносторонне образованный человек (автор книги о паро­вых машинах и переводчик математических трудов) Вилла искренне считал и при этом не ошибался, что все его предшествен­ники говорили о бухгалтерии только как об искусстве ведения счетов и книг. Для того чтобы бухгалтерия поднялась до уровня науки, она должна исследовать свои принципы и категории. Главный труд Виллы вышел в свет в г., и этот год можно считать началом рождения науки о бухгалтерском учете. Бухгалтерия, согласно Вилле, представляет собой комплекс экономико-административных понятий, прилагаемых к ведению счетов и книг. Ее цель — контроль организации хозяйства и имущества. Контроль предполагает сохранность ценностей и эффективность их использования, вскрытие резервов, обеспечение максималь­ных результатов при минимальных затратах.

 

Бухгалтерский учет включает три части: 1) область экономико-административных отношений (теория учета); 2) правила ведения регистров и их практическое использование; 3) организа­цию управления, в том числе и ревизию счетов. Управление — часть административного права, оно осуществляется не путем контроля ценностей, а посредством контроля деятельности работников предприятия, из которых решающую роль играют материально ответственные лица — хранители, как их называл Вилла. Хранители, получая ценности, принимали на себя ответственность перед собственником, которая увеличивается при поступ­лении и уменьшается при списании ценностей. Все счета в учете должны открываться агентам (лицам, работающим внутри предприятия) и корреспондентам (лицам, сторонним по отношению к предприятию).

Поскольку управление предполагает постоянное перемещение прав и обязательств между агентами и корреспондентами, возникает необходимость непрерывного увеличения ответствен­ности у одних и уменьшения ее у других лиц. Так, координация прав и обязательств определяет двойную запись.

• Лицо, чья  ответственность увеличивается, — дебетуется, чья ответственность уменьшается, — кредитуется.

Таким образом, Вилла не без влияния д'Анастасио  перешел от персонификации к персонализации счетов, вместо отождествления счета с лицом он вводил счет для лица. При этом объектом учета, так же как и Криппа, Вилла считал не правовые отношения, а материальные и денежные ценности, приводящие к этим отношениям. Бухгалтерский учет выступал как комплексная эко­номико-правовая дисциплина. Системы счетоводства Вилла вы­делял по типам хозяйств. Их частями выступают три группы сче­тов: депозитные (имущественные); личные (расчетов) и итоговые (счет «Прибыли и убытки», счета вступительного и заключитель­ного баланса).

 

2.2. Представители  различных школ Италии XIX века.

Тосканская  школа. Юридический аспект (слой) бухгалтерской  теории был развит тосканской школой бухгалтеров, основателем которой был Франческо Марчи (1822 — 1871). По Марчи, суть предприятия в людях, в нем или с ним работающих. Поэтому не­обходимо выделить четыре группы лиц — агентов (материально ответственных лиц), корреспондентов (лиц, с которыми ведутся расчеты), администратора и собственника. Каждой группе лиц соответствует определенная группа счетов. Все лица, связанные с предприятиями, находятся в определенных юридических отношениях, смысл которых раскрывается в учете. Каждый факт хозяйственной жизни сводится к изменению юридических отноше­ний между участниками хозяйственного процесса. Этот подход приводил Марчи к формулированию правила двойной записи.

• Тот, кто получает ценность или становится должником, — дебетуется, тот, кто выдает ценность или становится заимодавцем, — кредитуется.

Продолжил дело Марчи Джузеппе Чербони (1827 — 1917), ко­торый и стал главой тосканской школы. Он рассматривал бухгалтерский учет как часть юриспруденции. Его учение было названо логисмографией. Оно предусматривало иерархическую последовательную дифференциацию счетов и структуры бухгалтерского аппарата, причем и дифференциация, и структура должны были быть адекватны организационному построению предприятия. Твердым убеждением Чербони было то, что счетоведение прежде всего должно изучать человека. Бухгалтер регистрирует только внешние факты, но «внешние факты,— писал Чербони,— являются лишь последствиями внутренних движений нашей души».

Информация о работе Ф.Вилла как основатель ломбардской школы счетоведения