Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 07:47, реферат
Вторая половина XX в. характеризуется усилением процесса международной специализации и разделения труда, кооперирования и комбинирования производства между странами и континентами, созданием мирового рынка, выходящего за пределы национальных границ. Характерная черта интернационализации экономических отношений -- возникновение предприятий со смешанным капиталом, привлечение иностранных инвестиций и кредитов. В осуществлении указанных процессов первостепенное значение приобретает получение достоверной и понятной финансовой информации о деятельности концернов и предприятий
ферат
по курсу Бухгалтерский учет и аудит
по теме: Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета на международном уровне
1. Необходимость
и предпосылки гармонизации и
международной стандартизации
Вторая половина XX в. характеризуется усилением процесса международной специализации и разделения труда, кооперирования и комбинирования производства между странами и континентами, созданием мирового рынка, выходящего за пределы национальных границ. Характерная черта интернационализации экономических отношений -- возникновение предприятий со смешанным капиталом, привлечение иностранных инвестиций и кредитов.
В осуществлении указанных
процессов первостепенное значение
приобретает получение
Для решения проблемы интернационализации
бухгалтерского учета создан ряд
международных
ММПО в последнее время занимается в основном нормализацией отношений в области экономики, финансов, бухгалтерского учета на основе разработки международных норм, правил и стандартов.
К международным профессиональным организациям относятся Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО); Международная федерация бухгалтеров; Федерация бухгалтеров стран -- членов АСЕАН; Межамериканская организация бухгалтеров; Конференция бухгалтеров стран Азии и Тихого океана; Европейская федерация бухгалтеров-экспертов и др.
На процесс гармонизации
и международной стандартизации
бухгалтерского учета наибольшее влияние
оказали международные
GAAP (Общепринятые принципы бухгалтерского учета -- ОПБУ) -- это общий термин, применяемый для описания основ бухгалтерского учета в конкретной среде. В настоящее время наиболее известными являются GAAP США и Великобритании. Следует отметить, что вместе с изменением хозяйственной среды меняются и GAAP.
Источниками GAAP могут стать
законодательные документы, нормативы,
издаваемые профессиональными
Директивы Европейского экономического сообщества как инструмент гармонизации являются для стран -- участниц сообщества обязательными, но оставляют за ними свободу в выборе решений о конкретных формах и методах включения директив в национальное законодательство. Особо важными директивами в области финансового учета и отчетности являются 4-я и 7-я.
В 4-й Директиве «Об унификации форм отчетности и правил их аудирования» (принята 25.07.78 г.) рассматриваются вопросы годовой финансовой отчетности, формы и структура баланса и счета прибылей и убытков, содержание примечаний к этим документам. Директива содержит рекомендации по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускает альтернативные методы: периодическую переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Директива касается также вопросов подготовки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран -- членов ЕС могут вводить определенные отклонения от требований Директивы в отношении объема публикуемой информации и аудиторского контроля, но не правил оценки.
В 7-й Директиве «О принципах составления консолидированной бухгалтерской отчетности» (принята 13.07.83 г.) дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрывается понятие контроля как основного критерия группы.
Указанные директивы создали основу для принятия аналогичных директив в отдельных отраслях экономики (например, 08.12.86 г. была одобрена Директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов).
2. Международные
стандарты финансовой
Международные стандарты
финансовой отчетности (МСФО) - это система
принятых в общественных интересах
положений о порядке
Сфера применения стандарта определяет конкретные объекты учета, охватываемые соответствующим стандартом, а в некоторых случаях и круг компаний.
В разделе «Порядок учета» излагаются конкретные условия признания и оценки объектов учета, основные правила их учета и рекомендации по использованию некоторых правил.
В разделе «Раскрытие информации» содержится состав информации, подлежащий раскрытию в финансовой отчетности по соответствующему стандарту.
МСФО не являются обязательными для применения и носят рекомендательный характер. Разрабатываются они Советом (Комитетом) по международным стандартам финансовой отчетности. К настоящему времени разработан 41 МСФО: МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО 2 «Запасы»; МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» и др. При этом все ранее разработанные МСФО находятся в стадии переработки.
Некоторые страны применяют МСФО практически без их изменения, другие страны (в том числе Россия) -- в качестве основы для разработки национальных стандартов, внося в них изменения, обусловленные национальными условиями (например, особенностями налоговых систем).
Следует отметить, что МСФО
ориентированы в основном на использование
при составлении
В России в соответствии с проектом Закона «О консолидированной финансовой отчетности» необходимость составления отчетности по МСФО распространяется на группы организаций, головные общества которых относятся к открытым акционерным обществам, чьи ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Переход на составление консолидированной финансовой отчетности на основе МСФО должен осуществиться в соответствии с решениями Правительства начиная с отчета за 2004 г.
3. Национальные бухгалтерские стандарты
В большинстве стран, в
том числе в России, национальные
бухгалтерские стандарты
«Учетная политика организации» -- ПБУ 1 /98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н;
«Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» -- ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167;
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» -- ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н;
«Бухгалтерская отчетность организации» -- ПБУ 4/1999 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н;
«Учет материально-производственных запасов» -- ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н;
«Учет основных средств» -- ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н;
«События после отчетной даты» -- ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 5бн;
«Условные факты хозяйственной деятельности» -- ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 28.11.01 г. № 96н;
«Доходы организации» -- ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н;
«Расходы организации» -- ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн;
«Информация об аффилированных лицах» -- ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н;
«Информация по сегментам» -- ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н;
«Учет государственной помощи» -- ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н;
«Учет нематериальных активов» -- ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н;
«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» -- ПБУ 15/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.08.01 г. № 60н;
«Информация по прекращаемой деятельности» -- ПБУ 16/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 02.07.02 г. № 66н;
«Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
«Учет расчетов по налогу на прибыль» -- ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. № 114н;
«Учет финансовых вложений» -- ПБУ 19/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.02 г. № 126н.
«Информация об участии в совместной деятельности» -- ПБУ 20/03. Утверждено приказом Минфина РФ от 24.11.03 г. № 105н.
Указанные положения по бухгалтерскому
учету разработаны на основе МСФО.
Вместе с тем в них отражены
основные особенности отечественной
системы бухгалтерского учета. Отечественные
ПБУ являются документами второго
уровня в системе нормативных
документов по бухгалтерскому учету (вслед
за законодательными актами, указами
Президента РФ и постановлениями
правительства) и являются обязательными
к применению российскими организациями,
в отличие от МСФО, которые носят
рекомендательный характер. Основные
отличия МФСО и отечественных ПБУ
приведены в табл. 2.1. Из перечисленных
в таблице требований особенно существенны
в отечественной практике нарушения требования
полноты. Основная часть отчетной информации
должна содержаться не в отчетных формах,
а в пояснительной записке, особенно по
ПБУ 1/98, 7/98, 8/01,11/2000,12/2000,16/02,20/
Таблица 1. Основные отличия МФСО и российских ПБУ
Отличия |
МФСО |
ПБУ |
|
Обязательность применения |
Носят рекомендательный характер |
Обязательны к применению |
|
Основная сфера деятельности |
Определяют в основном правила составления финансовой отчетности |
Определяют правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности |
|
Основные пользователи информации |
Инвесторы |
Регулирующие органы |
|
Основное требование к отчетности |
Объективное отражение деятельности фирмы |
Соответствия действующим правилам и нормативным актам |
|
Использование профессионального суждения при подготовке отчетности |
Допускается |
Не допускается |
|
Метод начисления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) |
Признание в отчетном периоде всех расходов и доходов, относящихся к этому периоду |
Признание в отчетном периоде расходов и доходов, подтвержденных первичными бухгалтерскими документами |
|
Требование осмотрительности |
Ббльшая готовность к учету расходов и пассивов, чем возможных доходов и активов |
Провозглашено, но часто не соблюдается, особенно из-за противодействия налоговых органов |
|
Требование приоритета содержания перед формой |
Используется достаточно широко |
Провозглашено, но используется не в полной мере из-за отсутствия механизма реализации |
|
Требование полноты |
Финансовая отчетность должна включать все значительные показатели |
Провозглашено, но на практике не соблюдается |
|
Нарушение требований полноты при составлении бухгалтерской отчетности существенно снижает ее значимость для внешних пользователей бухгалтерской отчетности.
4. Совет по Международным
стандартам финансовой
Совет по международным стандартам финансовой отчетности организован в апреле 2001 г. вместо Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), созданного в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями в качестве независимого органа частного сектора.
СМСФО является составной частью Института СМСФО.
Информация о работе Гармонизация и регулирование бухгалтерского учета на международном уровне