Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:13, курсовая работа
Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.
Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙2
Состояние ВЭД в Российской Федерации∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
Методы нормативного регулирования ВЭД∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
Анализ развития ВЭД в Российской Федерации∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
Методы регулирования ВЭД∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙15
2.1 Тарифное регулирование∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙
2.2 Нетарифное регулирование∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙17
Проблемы государственного регулирования ВЭД и пути их решения∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙20
Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙27
Глоссарий∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙29
Список использованной литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙30
- предоставление
- выполнение Российской
Федерацией международных
Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).
Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые “добровольные” ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.
Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.
В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:
-тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;
-нетарифные методы, к
которым относятся НДС, акциз, а
также методы
Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД.
Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.
Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.
В свете вышеизложенного предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД:
-экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;
-административные методы
регулирования ВЭД, включающие лицензирование,
квотирование, государственную монополию
на экспорт и импорт отдельных
специфических товаров, сертификацию
качества товаров и тому
3. Проблемы государственного регулирования ВЭД и пути их решения
За последние десятилетия роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла. Можно выделить несколько проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности.
Во-первых, высокую удельную долю российского экспорта занимают сырьевые продукты. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. доля топливно-энергетических товаров составила 42,5%, а в 2010 году увеличилась до 53,0%. Это негативное явление, т.к. подобная концентрация на узкой номенклатуре придает российскому экспорту монокультурный характер, свойственный слаборазвитым странам. Доля экспорта машин и оборудования в 2010 г. составила всего 4,3%, а наукоемкой продукции - 0,3%, что в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 8 раз меньше Мексики, в 10 раз - КНР, и в 14 раз меньше, чем Южная Корея.
В то же время в структуре импорта уже традиционно преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2010г. - 79,6%. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), что означает, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.
Во-вторых, при высокой зависимости от цен минеральных товаров в случае их падения выручка от их реализации сократится и, как следствие, возникновение дефицита торгового баланса.
В-третьих, происходит сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта, оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ.
В-четвертых, негативной тенденцией является противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран. Например, в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями.
Еще одной негативной тенденцией является отток за рубеж российских капиталов. В первую очередь, в стране должны быть созданы условия, которые бы содействовали прекращению бегства за рубеж отечественных капиталов и использованию их в целях подъема и модернизации российской экономики. Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей. Одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности. В последние годы в экспертном сообществе значительно активизировалась дискуссия о том, в какой степени современная российская экономика должна быть открытой. Эти вопросы возникают в связи со вступлением РФ в ВТО. Многие претензии стран-членов ВТО носят сегодня требования выходящие за рамки экономических и приобретают политическую окраску. Примером могут служить события августа 2008 г. в Грузии, после которых был приостановлен процесс вступления РФ в эту организацию.
В отдельную группу можно выделить проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.
В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики. Еще одна группа проблем, ждущая своего решения, это создание в России системы эффективной защиты прав всех участников внешнеторговой деятельности в духе статьи VIII и Х ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и создание четко работающего механизма, доводящего до правительства интересы торгово-промышленных кругов, экспортеров, импортеров, потребителей, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры таможенного тарифа. При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции считается необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции. Таким образом, России предстоит еще большая работа по совершенствованию государственного регулирования ВЭД.
Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России. В результате рыночных преобразований значительно повысилось значение внешнеэкономической деятельности и в российской экономике. Тенденции ее развития во многом определяют настоящее и будущее российской экономики, условия жизни населения страны.
Во-первых, внешний рынок открывает менее развитым странам широкие возможности для включения их в международную специализацию и кооперирование, что позволяет обеспечить рост производительности труда и качества продукции.
Во-вторых, международное сотрудничество способствует ускорению НТП благодаря использованию передового зарубежного опыта, закупке новых машин, лицензий, оборудования.
В-третьих, мировой рынок позволяет повысить материальное благосостояние народа путем совершенствования собственного производства и увеличения на этой основе производства материальных благ, а также путем закупок продовольствия и, товаров народного потребления, производство которых в стране неэффективно или отсутствует.
Стратегический курс развития внешнеэкономической деятельности должен быть нацелен на повышение их роли в решении социально-экономических задач, на эффективное содействие осуществлению структурной перестройки экономики и повышению конкурентоспособности производимой продукции на мировых рынках, на изменения характера участия России в мирохозяйственных связях. При этом нужно учитывать, что в ХХI век с характерными для него процессами глобализации и бурным научно-техническим прогрессом наша страна вступила с тяжелым грузом экономических и социальных проблем и до сих пор обременена ими. Определяя пути совершенствования государственного регулирования такого направления внешнеэкономической деятельности как внешняя торговля, нельзя не отметить стратегическое направление развития роли в ней государства.
Однако это не означает возврат к государственной монополии на осуществление внешнеторговой деятельности, а предполагает укрепление организующих и контролирующих функций государства: поддержка и развитие конкурентных преимуществ России в таких областях, как продукция аэрокосмической, военной промышленности, увеличение экспорта продукции высокой степени переработки, а также привлечение прямых иностранных инвестиций с целью увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест, пополнения бюджета и снижения оттока капитала. 17 ноября 2008 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), в которой определены основные целевые индикаторы внешнеэкономической деятельности. Профилирующим направлением социально-экономического развития России в годы стратегической перспективы должен стать переход от топливно-сырьевой модели на путь инновационного роста. Содействию решению этой задачи должны быть подчинены и внешнеэкономические связи страны.
Таблица 3.1
Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики
до 2020 года, млрд. долларов США
показатели |
2015 прогноз |
2020 прогноз |
Экспорт товаров, всего |
638 442 |
903 477 |
Экспорт топливно-энергетических товаров |
375 247 |
484 232 |
Экспорт машин и оборудования |
55 49 |
122 94 |
Импорт товаров, всего |
683 585 |
943 703 |
Экспорт транспортных услуг |
23,4 |
41 |
Прямые инвестиции российских компаний за рубежом |
93 |
216 |
Прямые иностранные инвестиции в Россию |
108 |
209 |
В результате на долю ТЭК приходится около 30% объема промышленного производства, более 30% доходов консолидированного, 50% федерального бюджета, примерно 45% валютных поступлений страны. Пока в России масштабных и эффективных мер по развитию инновационной деятельности, которая в развитых странах обеспечивает до 90% прироста ВВП, не осуществляется. Подавляющая часть российских организаций (65%) расходуют на НИОКР менее 1% своих оборотных средств, в то время как в западных странах из этого источника на указанные цели тратится около 20%. Увеличение бюджетных ассигнований за последние годы на цели науки и образования не может внести существенных изменений, так как они слишком малы в сравнении с назревшими потребностями, не говоря о вызовах, которые предъявляет XXI век. В соответствии с оценкой, сделанной Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, доля промышленных предприятий, осуществляющая разработку и внедрение технологических инноваций не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 5,5%. Положительным моментом является определение масштабных ориентиров, на которые должна выйти экономика страны к 2020 г. В том числе, доля предприятий, которая осуществляет технологические инновации должна вырасти до 45 %, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25 %, а внутренние затраты на исследования и разработки должны дойти до 3 % ВВП, прежде всего за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку. И совершенно очевидно, что достижение этих целей невозможно при сохранении существующего уровня эффективности государственного регулирования экономики, в том числе промышленно-инновационного развития. Одним из инструментов этого развития является индикативное планирование. Основной смысл использования индикативного планирования и, так называемых, отраслевых контрактов - это важнейший вид государственного и частного партнерства, который, тем не менее, в отличие от России, существует в качестве эффективного метода промышленно-инновационной политики во всем мире.