Государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В основе государственного регулирования — использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Содержание работы

Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙2

Состояние ВЭД в Российской Федерации∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4

Методы нормативного регулирования ВЭД∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

Анализ развития ВЭД в Российской Федерации∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7

Методы регулирования ВЭД∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙15

2.1 Тарифное регулирование∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙

2.2 Нетарифное регулирование∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙17

Проблемы государственного регулирования ВЭД и пути их решения∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙20

Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙27

Глоссарий∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙29

Список использованной литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 516.08 Кб (Скачать файл)

На фоне глубокого падения, отмечавшегося на фондовых рынках большинства развивающихся стран в августе-сентябре, заметно активизировался вывод средств нерезидентов из российских портфельных инструментов. По итогам 9 месяцев отток портфельных инвестиций составил 3,6 млрд. долларов США и более чем вдвое превысил показатель базисного периода. При этом основной объем продаж зафиксирован в июле-сентябре (4,1 млрд. долларов США).

В отличие от предыдущего года, когда привлечение иностранного капитала корпорациями отчасти компенсировалось погашением ссудной задолженности (в объеме 9,0 млрд. долларов США), в январе-сентябре 2011 года, несмотря на значительные выплаты по внешнему долгу, российским компаниям удалось возобновить наращивание портфеля иностранных кредитов, увеличение которого на чистой основе составило 11,1 млрд. долларов США. Прирост иностранных активов (без учета резервных) в январе-сентябре 2011 года составил 91,9 млрд. долларов США и в 2,4 раза превысил показатель базисного периода. В III квартале на фоне сокращения ресурсной базы интенсивность наращивания внешних требований несколько снизилась.

 

Таблица 1.5

 

Внешние требования органов государственного управления по итогам января- сентября 2011 года увеличились на 1,6 млрд. долларов США (0,6 млрд. долларов США в 2010 году). Рост обеспечен преимущественно операциями I полугодия. В III квартале иностранные активы сектора уменьшились на 0,7 млрд. долларов США главным образом вследствие снижения задолженности нерезидентов по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, образовавшейся в предыдущие кварталы. Нерезервные иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились. Увеличение иностранных активов частного сектора составило 90,3 млрд. долларов США (38,1 млрд. долларов США годом ранее). В условиях возросших девальвационных ожиданий, усиления политических и инвестиционных рисков, банки последовательно наращивали иностранные активы, объем которых по итогам 9 месяцев вырос на 23,5 млрд. долларов США. В отличие от 2010 года, когда сокращение иностранных активов составило 4,8 млрд. долларов США, в 2011 году банки возобновили формирование инвестиционной позиции по своим операциям. При сокращении объемов иностранного фондирования для увеличения иностранных активов кредитные организации в числе прочих использовали средства, приобретенные в ходе интервенций Банка России на внутреннем рынке. На фоне усилившихся девальвационных ожиданий и повышения волатильности на российском фондовом рынке значительно вырос объем операций с финансовыми производными. Увеличение внешних требований прочих секторов оценивается в 66,8 млрд. долларов США (42,9 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года). Преобладало наращивание прямых инвестиций за рубеж, составившее 45,1 млрд. долларов США (33,6 млрд. долларов годом ранее). В структуре таких вложений заметно возросла роль инвестиций физических и юридических лиц в недвижимость за рубежом (по сравнению с январем-сентябрем 2010 года выросли в 1,8 раза), повысилось значение межфирменных кредитов. Проведя анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота, можно сделать вывод, что внешнеторговый оборот в 2011 году возрос на 31,2% по сравнению с 2010 годом. Сальдо торгового баланса в 2011 году увеличилось на 42,5 млрд. долларов США, чем в 2010 году. Экспорт России составил в 2011 году 516,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%. Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%. Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров.

Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны.

На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов.

В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств. Создание и функционирование государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность. Страховая поддержка агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.

 

  1. Методы регулирования ВЭД

 

2.1 Тарифное регулирование

 

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенный тариф и таможенная пошлина, которые по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН общую систему преференций. Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  РФ;

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и расходов  на территории РФ;

- защита экономики РФ  от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективных интеграции РФ  в мировую экономику.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования  доходной части федерального  бюджета за счет таможенных  платежей.

2. Защита отечественного  рынка и создание возможностей  для развития национального производства.

3. Создание необходимых  предпосылок, стимулирующих развитие  конкуренции.

4. Получение торгово-политических  уступок от стран - торговых партнеров  Российской Федерации.

5. Обеспечение решения  социально значимых задач, создание  возможностей для смягчения кризисных  ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых 28.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

 

2.2 Нетарифное  регулирование

 

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

- введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных товаров, вызванных необходимостью  защиты национального рынка;

-реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество  физических или юридических лиц, государственное или муниципальное  имущество, окружающую среду, жизнь  или здоровье животных и растений;

- выполнение международных  обязательств;

- введение исключительного  права на экспорт или импорт  отдельных товаров;

- введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер;

- защита общественной  морали и правопорядка;

- защита культурных ценностей;

- обеспечение национальной  безопасности.

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

 Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

- введение временных количественных  ограничений экспорта или импорта  отдельных видов товаров;

- реализация разрешительного  порядка экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан, имущество физических или  юридических лиц, государственное  или муниципальное имущество, окружающую  среду, жизнь или здоровье животных  и растений;

Информация о работе Государственное регулирование