Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:00, контрольная работа
Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов. Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.
1. Введение
2. Инфляция как многофакторный процесс
3. Причины инфляции
4. Измерение инфляции
5. Основные виды инфляции
6. Инфляция спроса и предложения
7. Экономические последствия инфляции
8. Государственная система антиинфляционных мер
9. Выводы
10. Литература
В России и СНГ преобладает
несбалансированная инфляция. Рост цен
на сырье опережает рост цен на
конечную продукцию, стоимость комплектующего
компонента превышает цену всего
сложного прибора и т. п. Например,
завод «Русский дизель» (Санкт Петербург)
выпускает промышленные насосы. На
насосах устанавливается
Несбалансированность инфляции большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группылидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие спекулятивнопосреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего
критерия (ожидаемость или
а) ожидаемую;
б) неожидаемую.
Ожидаемая инфляция может
предсказываться и
Фактор ожидаемости, предсказуемости поновому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит экономического вреда, а несбалансированной и неожидаемой особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Комбинация №1 в схеме (ожидаемая + сбалансированная инфляция) наименее опасна. Комбинация № 2 более опасна (неожидаемая, но сбалансированная). Комбинация № 3 означает нарастание отрицательных последствий инфляции для вашего бизнеса. И, наконец, комбинация №4 (несбалансированная + неожидаемая) наихудшая из всех. Нарастание номера комбинации означает нарастание трудностей адаптации к ней. К этому добавим, что чем быстрее растут цены (вспомним критерий темпов роста), тем сильнее негативные последствия любой из четырех комбинаций.
Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация №1 в сочетании с умеренным ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов продукции, ибо от денег надо побыстрее переходить к производственным вложениям.
Несбалансированность и
непредсказуемость инфляции в СНГ
разрушает психологическую
Инфляция спроса и издержек
Выше говорилось, что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Равновесие может нарушаться прежде всего со стороны спроса. В этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
монополизм государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с функциями современного государства);
монополизм профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3 5 лет или иной срок;
монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая посвоему может влиять на динамику спроса и предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Рассмотрим более подробно
инфляцию спроса. В результате инфляции
спроса возникает избыток денег
по отношению к количеству товаров,
растут цены. Характерно, что занятость
в такой ситуации полная, ибо стимулируемая
высокой ценой промышленность максимально
должна загружать производственные
мощности. В СНГ это не так, поскольку
нет конкуренции и
Инфляция спроса вызывается
следующими денежными
• Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданский отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения.
• Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Например, реальный дефицит госбюджета Российской Федерации по итогам 1992 г. составил 11% ВВП, а в 1994 г. не должен превысить 9,4% объема ВВП (или 70 трлн. руб.). Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи дополнительной эмиссии неразменных банкнот центрального банка. Первый путь характерен для США, а второй для России. Однако с мая 1993 г. началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКО); к середине 1994 г. их было выпущено на сумму в 3 020,8 млрд. руб.
• Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июня 1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России правительству, составил 27 655 млрд. руб., или 38,9% его сводного баланса.
• Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
• Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент.
Механизм инфляции спроса в странах Восточной Европы (дефицитная экономика) кардинально отличается от классической западной модели.
Прежде чем мы попытаемся сравнить оба механизма инфляции спроса, отметим, что в первом механизме (постсоциалистическом) цены растут одновременно с нарастанием дефицита. В классическом же механизме рост цены сочетается с ростом производства, увеличением изобилия материальных благ.
Рост спроса перемещает точку равновесия как бы в северовосточном направлении. Цены растут, но растет и количество товаров.
Экономика дефицита, как видим, перевернула логику классического рынка с ног на голову: спрос стал предложением, а предложение – спросом. К сожалению, подобная зеркальная перевернутость рыночной системы может оказаться весьма устойчивой. Пока это будет так, копирование западных микро и макроэкономических рецептов процветания и государственных путей к нему (антиинфляционная политика, налогообложение и др.) будет приводить к обратному отрицательному результату. Пример томудефицитный механизм инфляции спроса, приведенный выше: цена растет при одновременном ускорении экономического спада, ведь количество продукции, как видим, уменьшается.
Дополнительным пояснением сравнения двух графиков служит график 3. Точки Е и Е1 означают точки равновесия спроса и предложения.
Реальная причина отмеченного
«зеркального отражения», его системной
закрепленности в СНГмонополизм
промышленных предприятий преимущественно
государственной формы
Площадь незаштрихованного
прямоугольника составляет выручку
предприятиймонополистов. Площадь
заштрихованного
Со временем подобный механизм
может стать устойчивым. Из всей
суммы предприятий будут
Перейдем к рассмотрению механизма инфляции предложения (издержек), вызванной ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и проч.).
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования.
Снижение роста
Возросшее значение сферы
услуг. Оно характеризуется, с одной
стороны, более медленным ростом
производительности труда по сравнению
с отраслями материального
Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата цены".
Энергетический кризис. Он вызвал в 70х годах огромное вздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60е годы среднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлял всего 1,5%, то в 70е годы более 12%.
Как видно из графика, повышение
цены предложения (рост издержек) приводит
к смещению кривой предложения вертикально
вверх. В итоге, через определенное
время баланс спроса и предложения
устанавливается в точке
Дефицитная экономическая
система имеет свой особый механизм
инфляции предложения (по аналогии с
инфляцией спроса). Напомним, что
логика спроса здесь как бы «перевернута»:
дефицитный рост рыночной цены в сочетании
с пессимизмом рациональных ожиданий
населения и бизнеса, неопределенностью
конъюнктуры провоцирует
В силу первопричинности дефицитного спроса, на графике изображен опережающий темп роста спроса по сравнению с ростом предложения
Нагнетание дефицитного спроса делает невыгодным стратегию постоянного наращивания объема производства. Предприятию выгоднее в ожидании дальнейшего скачка цен заблаговременно готовиться к незначительному и эпизодическому увеличению выпуска. Так, за 1991 г. количество реализованной продукции даже сократилось, а цена возросла. Налицо дефицитная инфляция.