Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:54, курсовая работа
Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
Введение
Данная работа посвящена исследованию роли информации в экономических отношениях.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что сегодня информация занимает особое положение в экономике. До недавнего времени ученые-экономисты выделяли четыре основных фактора: труд, землю, капитал и предпринимательские способности. В настоящий момент происходит становление и развитие постиндустриального общества с информационной (или, как ее еще называют, «новой») экономикой, в котором доминирующим фактором становится информация.
За последние два десятилетия роль информации в экономических отношениях существенно увеличилась. Современные технологии настолько сложны, что для их организации нужны колоссальные объемы данных. Без информационных потоков не могут существовать бизнес-процессы в организации. Вся человеческая жизнь основана на обмене знаниями и опытом с другими людьми. Все большее значение приобретает информационное богатство. Информация порождает новые рыночные ниши, расширяет совокупное предложение и спрос, резко повышает емкость рынка. Оценка стоимости информации как экономического блага становится важной, но одновременно и сложной задачей для многих экономических субъектов. Катализатором этих изменений выступило активное развитие сектора информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Развитие этого сектора, в свою очередь, вызвало рост производства и потребления информации, что привело к появлению комплекса новых отраслей. Помимо этого, внедрение информационных технологий изменило облик уже существующих отраслей так называемой «старой экономики». Отдельные отрасли, например торговля, образование, связь, финансы, транспорт претерпевают полную перестройку.
Бизнес приобретает все более информационный характер. Современная информационная сфера по своей природе носит глобальный характер, стирая привычные границы между понятиями "национального" и международного. Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к формированию новой электронной среды для экономической деятельности - Интернета.
Стремительное развитие информационных коммуникаций, которые могут использоваться в экономической деятельности, превращение информации в экономическое благо, появление новых форм электронного бизнеса требуют научных обобщений и теоретических разработок, позволяющих выявить суть и оценить последствия растущего влияния информации на общество и экономику. В этой связи имеется потребность в упорядочивании и систематизации научных знаний об информации и пересмотре взглядов о ее месте в системе экономических отношений.
Вместе с тем, современные реалии требуют разработки новых научных подходов к проблеме влияния информации на состояние и структуру экономики, а также исследования ее (экономики) информационной составляющей.
Целью курсовой работы является формулировка задач и перспектив в области технико-экономического развития страны на основе исследования ис роли информации в системе экономических отношений и ее влияния на хозяйственные процессы в условиях формирования информационного общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· специфицировать понятие информации как научной категории;
· выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
· рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;
Объектом исследования являются место и роль информации в экономическом развитии. В качестве предмета исследования выступает система взаимоотношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления информации.
Теоретической основой работы послужили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах зарубежных и отечественных ученых, материалах конференций и т.п.
Информационной базой работы послужили диссертационные исследования, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, ресурсы информационной сети Internet, экспертные оценки и расчеты научных и практических работников.
Глава 1.Процесс информационного производства
1.1. Информация
Информация в самом широком смысле слова есть всеобщее, универсальное свойство всех вещей, выражающее характер и степень их упорядоченности. Это и есть то общее начало, которое объединяет собою материю и дух, вещество и энергию, бытие и сознание
Категорией, противоположной информации, является энергия. Она выступает мерой неупорядоченности, дезорганизации, хаоса в динамических системах.
Материя во всех своих проявлениях информативна. В каждом материальном объекте воплощены три уровня информации, образующие правильную триаду: единичное – особенное – всеобщее.
Информация на уровне единичного – это информация, которую несёт на себе так называемая безразличная форма, внешняя по отношению к сущности данного объекта. Например, если мы взяли два письма авторучку, то цвет ее корпуса для нас в данном случае единичен, случаен и несет внешнюю по отношению к сущности данного объекта информацию. Читая книгу, мы редко задумываемся над тем, сколько она весит. Если мы изучаем небесную механику, нам нет дела до особенностей происхождения соответствующих небесных тел и до наличия у них атмосферы. Такого рода информация, находящаяся на уровне единичного и безотносительного к форме движения материи, представляемой данным объектом в его сущности, выступает совокупностью внешних признаков, выделяющих данный объект из абстрактного множества аналогичных по своей сущности объектов. Эта информация создается, преобразуется и гибнет вместе с созданием, развитием и гибелью своего материального носителя.
Информация на уровне особенного – это информация, представляемая содержательной формой данного материального объекта. Логика этой информации находится в соответствии с формой движения материи, представляемой данным объектом в его существенных определениях, и выражает существенные черты в его развитии. Так, для небесной механики существенны координаты движения небесных тел, для изучения популяции биологического вида существенны координаты движения небесных тел, для изучения популяции биологического вида существенны ее структура и динамика, и т.д. Информация на уровне особенного не возникает с возникновением своего динамичного материального носителя и не исчезает с его уничтожением, она лишь преобразуется из одних форм в другие, сохраняя в своем особенном по всеобщее, внешним выражением которого она выступает.
Информация на уровне всеобщего – это информация, представляемая сущностью данного объекта и выражающая причинно – следственные связи, движущие этим объектом. Падающее яблоко несет информацию о законе всемирного тяготения. Траектория электрона в камере Вильсона несет информацию о корпускулярных свойствах элементарной частицы.
Экономические отношения несут информацию об экономических законах, которым подчиняется общественное движение, развитие и взаимодействие этих отношений. Всякое явление несет на себе информацию о своей сущности. Выделить эту информацию и выразить ее в форме причинно – следственной связи – это и значит понять, открыть эту сущность, то есть закон данного явления.
Информация на уровне всеобщего нисколько не колеблется с возникновением, преобразованием и гибелью единичных объектов, выступающих ее материальными носителями. Если допустить, что половина всех товаров, образующихся на рынке, внезапно прекратила бы свое существование, то законы, управляющие их товарным обращением, ничуть не изменились бы от этого факта. Крушение морского судна нисколько не меняет закона действия выталкивающей архимедовой силы, под воздействием которой это судно находилось. Информация на уровне всеобщего подвержена лишь действию причин всеобщего порядка, вызывающих ее изменения на уровне систем законов и категорий, которые выражают логику соответствующих форм движения материи.
Информация на уровне всеобщего характеризует причинно – следственные связи, управляющие бытием и движением материальных объектов. Всякий объект, взятый в своем всеобщем определении, его сущностью, а сущность никогда не дается нам в своем непосредственном виде, она лишь является нам тем или иным способом. Поэтому информация как всеобщее не может быть воспринята человеком непосредственно в результате наблюдений или измерений, и для ее выделения из окружающего мира необходима целенаправленная деятельность абстрактно мыслящего разума. Всякая сущность есть абстракция от своих несущественных определений, поэтому получение информации как всеобщего всегда выступает абстрактным результатом познавательной деятельности человека.
В то же время познавательная деятельность в данном случае не выступает процессом производства информации. Ведь причинно – следственные связи, которым подчиняется развитие материальных объектов, уже имеются связи, которым подчиняется развитие материальных объектов, уже имеются налицо в них самих, в процессе их бытия и движения. Поэтому задача человека заключается лишь в том, чтобы выделить всеобщую причинно – следственную связь и зафиксировать ее в системе определенных категорий. Информация на уровне всеобщего не может выступать продуктом человеческого труда, поскольку человек не изобретает законов природы, а лишь открывает их. “Как рудокоп своей киркой высекает из скал новые руды, писал С.Н.Булгаков, - так и научный работник вызывает из тьмы новое бытие, которое он не творит, но выявляет, как бы освобождает к жизни”[1].
Познающее – преобразующая деятельность трудящихся индивидов, результатом которой является получение человечеством информации на уровне всеобщего и на уровне особенного, называется процессом информационного производства (процессом производства информации).
В силу указанных выше причин данное определение в достаточной мере условно и не вполне верно отражает смысл категории ”производство” по отношению к информации, однако категория “информационное производство” традиционна, и впредь мы будем ею пользоваться, не забывая об упомянутых условностях.
Гносеологическая причина традиционности этой категории заключается в том, что для выделения информации из окружающего мира и ее знаковой фиксации необходим человеческий труд, поэтому получение человечеством всякой новой информации субъективно воспринимается как создание, производство этой информации, хотя объективно и не является таковым.
Общественной формой осуществления процесса производства информации выступает наука. Данное определение подчеркивает, что наукой считается трудовая деятельность человека по получению новой информации. Наукой называется также и совокупный результат этой деятельности – сумма всей полученной человечеством к данному моменту информации, в совокупности образующей единую логическую систему, называемую картиной мира.
Информация на уровне всеобщего и особенного, используемая в процессе производства новой информации, называется научной информацией. Получение научной информации выступает результатом процесса познания человеком окружающего мира. Научная информация фиксируется в системе научных категорий (понятий), суждений, умозаключений, теорий и гипотез и в совокупности складывается в научную картину мира, отражающую объективные явления природы и общества, а также законы движения этих явлений.
1.2. Свойства и виды информации
Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:
1)графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
2)звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте; ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;
3)текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;
4)числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем системы кодирования (счисления) могут быть разными;
5)видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.
Создателем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принес фундаментальный труд 1948 года — «Математическая теория связи» (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.
С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. Однако в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.