Инвентаризация имущества и обязательств и ее значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета. Задачи:
1. Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды. Описать порядок проведения ревизии.
2. Рассмотреть особенности инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.
3. Описать порядок оформления и учета результатов инвентаризации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инвентаризации имущества и финансовых обязательств на предприятии……………….………………..……………………5
Понятие и задачи инвентаризации …………………………..……….…..5
Виды и порядок проведения инвентаризации…………………….…..…….6
Документальное оформление инвентаризации…………………………..…8
Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете………..10
Глава 2. Практическое задание……………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников ………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

Курсовая бух.учет.docx

— 71.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Астраханский государственный технический университет»

Дмитровский филиал

(ДФ ФГОУ  ВПО «АГТУ»)

 

Факультет очного обучения

 

Кафедра «Экономика и управление»

 

Специальность: 080502.65

«Экономика и управление на предприятии

(в пищевой  промышленности)»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бухгалтерский учет»

на тему: «Инвентаризация имущества и обязательств и ее значение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбное  2013

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты инвентаризации имущества и финансовых обязательств на предприятии……………….………………..……………………5

    1. Понятие и задачи инвентаризации …………………………..……….…..5
    2. Виды и порядок проведения инвентаризации…………………….…..…….6
    3. Документальное оформление инвентаризации…………………………..…8
    4. Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете………..10

Глава 2. Практическое задание……………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………….26

Список  использованных источников ………………………………………….....27

Приложение………………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведение бухгалтерского учета с помощью различных  способов и приемов, совокупность которых  называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

 Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов, сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля над сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.

  Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация  обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, позволяет реально  оценить все статьи бухгалтерского баланса и отчетности склада. Вот  почему склады организационно-правовых форм и видов деятельности обязаны  в соответствии с "Законом о  бухгалтерском учете и отчетности" проводить сплошную инвентаризацию материальных ресурсов перед составлением годового отчета.

Целью данной работы является подробное описание инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета.

 Задачи: 

1. Дать понятие инвентаризации. Определить ее виды. Описать порядок  проведения ревизии.

2. Рассмотреть особенности  инвентаризации отдельных видов  имущества и финансовых обязательств.

3. Описать порядок оформления  и учета результатов инвентаризации.

В первой части  курсовой работы надо определить сущность и нормативно-правовое регулирование  инвентаризации в Российской Федерации. Указать ее виды и функции.

Вторая часть курсовой работы – практическое задание.

  Для написания данной работы использована учебная и специальная литература по бухгалтерскому учету, периодические издания, нормативные документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  инвентаризации имущества и финансовых обязательств на предприятии

    1. Понятие и задачи инвентаризации

Бухгалтерское наблюдение за состоянием и движением хозяйственных  средств осуществляется с помощью  документов. Однако возможны расхождения  учетных записей с фактическими остатками средств. Для обеспечения  реальности показателей бухгалтерского учета, для контроля за сохранностью средств используется элемент метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Инвентаризация  — метод бухгалтерского учета, позволяющий  обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию путем  пересчета, обмера, взвешивания. Инвентаризация — это обязательное дополнение к  документации.

Правила проведения инвентаризации определены Федеральным законом  РФ «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ (от 06.12.11 № 402-ФЗ), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 № 34 (в ред. от 24.12.2010 № 186) в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.

Основными задачами инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;
  • контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
  • выявление неиспользуемых, залежавшихся, неходовых, устаревших товарно-материальных ценностей,
  • проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
  • проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности  и других статей баланса.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки  проведения, перечень имущества и  обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:

  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при реорганизации предприятия, т. е. когда предприятие меняет собственников, либо меняет организационно-правовую форму, либо ликвидируется, либо происходит слияние этого предприятия с другим;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
    1. Виды  и порядок проведения инвентаризации

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся  по ряду признаков:

  • по охвату имущества: полные; частичные.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества  хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового  года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (например, ревизия  кассы).

  • по назначению: плановые; внезапные.

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с  установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) — по мере необходимости (смена материально  ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.). Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена  повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих  инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);

главного бухгалтера; начальников  структурных подразделений (служб);

представителей общественности.

Для непосредственного  проведения инвентаризации имущества  создаются рабочие комиссии в  составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской  службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).

В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое  имущество, порядок формирования цен, первичный учет.

Персональный  состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед началом  проведения инвентаризации членам рабочих  инвентаризационных комиссий вручается  приказ, а председателям — контрольный  пломбир. В приказе устанавливаются  сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее началу должна быть закончена обработка  приходных и расходных первичных  документов, сделаны все записи в  аналитическом, синтетическом учете  и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т. д. Бухгалтер  к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.

При внезапных  инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях  — заблаговременно.

Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи  дает расписку в том, что все документы  склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в  бухгалтерию организации.

При инвентаризации фактическое наличие имущества  определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера непосредственно  в местах хранения (закрепления) имущества. Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально  ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).

    1. Документальное оформление инвентаризации

Инвентаризация  проводится по каждому материально  ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии  материально ответственного лица. Все  данные заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Материально ответственное  лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких  претензий к комиссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные  инвентаризационные описи сдают  в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие  средств с данными бухгалтерского учета.

Результаты сравнения  записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое  наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств  по данным учета и результаты сравнения  — излишек или недостача. В  сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а остальные  показывают в ведомости общей  суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в  сличительных ведомостях указывают  в соответствии с их оценкой в  бухгалтерском учете.

Информация о работе Инвентаризация имущества и обязательств и ее значение