Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы -изучение инвентаризации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить понятие инвентаризации;
охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
рассмотреть порядок проведения и документальное оформление

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

По предмету: «Бухгалтерский учет и аудит»

На тему: «Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:

Специальность:

Научный руководитель:

Доктор экономических  наук, профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочи, 2012

 

Содержание

 

Введение

Итак, бухгалтерский учет – это своеобразная летопись хозяйственной  жизни организации, которая ведется в структурном подразделении предприятия - бухгалтерии на основании документов, поступающих от других работников организации, а также документов, которые составляют сами бухгалтеры. Но, как и в любой схеме, могут возникать неожиданные ошибки. Чтобы предотвратить их и проводится ивентаризация.

Данная тема очень актуальна и интересна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

Цель курсовой работы -изучение инвентаризации.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

    • изучить понятие инвентаризации;
    • охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
    • рассмотреть порядок проведения и документальное оформление

Инвентаризация лежит  в основе бухгалтерского учета, и  без нее очень трудно представить  работу бухгалтера.

Инвентаризация (от лат. inventarium — опись имущества) — сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета. К инвентаризации также относится уточнение оценки отдельных показателей бухгалтерского учета созданием оценочных резервов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам). Таким образом, в процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но также их состояние и оценка. Отсюда следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел.

Инвентаризация может  являться объектом аутсорсинга. Сторонние  специализированные компании имеют свою технологию и методологию проведения инвентаризации, специализированное дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, а также профессионально обученный штат специалистов, оплата труда которых бывает ниже, чем оплата складских и офисных сотрудников, которые часто привлекаются на инвентаризации.

В этой курсовой работе используются такие источники информации как нормативные акты, федеральные законы, учебные пособия.

 

Глава 1. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

1.1 Понятие, цели и значение проведения инвентаризации

Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.[8. c.182] Это основной способ фактического контроля над сохранностью имущественных ценностей и средств.

Основным способом бухгалтерского наблюдения за состоянием и движением  хозяйственных средств является документация, что, однако, не исключает  возможности расхождения учетных  записей с фактическими остатками  средств организации.

Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных  актов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Выделяют 4 вида инвентаризаций:

  • Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта; это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.
  • Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.
  • Полная инвентаризация — это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.
  • Выборочная инвентаризация имеет место в организациях с большой номенклатурой ценностей в местах их хранения и переработки, а также на отдельных участках производства или при проверке работы материально ответственных лиц, например проверка наличных денежных средств в кассе, снятие остатков различных видов материалов и т. д. [8. c.182]

Обязательные инвентаризации проводятся:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов — раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

Основными целями инвентаризации являются:

1. Проверка правильности  данных текущего учета и выявление  допущенных ошибок.

2. Отражение неучтенных  хозяйственных и финансовых операций.

3. Контроль сохранности  имущества.

4. Контроль за полнотой  и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

5. Проверка условий  и порядка хранения товаров.

6. Выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров.

7. Проверка соблюдения  принципа материальной ответственности.

8. Проверка состояния  учета и организация движения  товарных запасов.

9. Проверка отражения  всех хозяйственных операций  в документах и в бухгалтерском  учете и т. д.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными  из которых являются:

1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям — штрафам за сокрытие прибыли.

2. Изменение физических  свойств товарно-материальных ценностей.  Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в  результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

3. Стихийные бедствия, пожар, авария и т. д.

4. Кражи, злоупотребления.

5. Недоверие к материально  ответственному лицу.

6. Проведение ревизий,  аудиторских проверок.

7. В случае смены  бригадира при бригадной материальной  ответственности.

8. По требованию судебно-следственных  органов.

Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета — инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия в составе: председателя комиссии - руководителя организации или его заместителя, членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности.

Для непосредственного  проведения инвентаризации имущества  создаются рабочие комиссии в составе: председателя комиссии - представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию, членов комиссии - специалистов (экономиста, работника бухгалтерии, товароведов и т.п.).

1.2 Классификация инвентаризаций

Самую подробную классификацию дал бухгалтер Пьетро д'Альвизе в 1934 году.

Он выделил восемь классификационных оснований:

1.по объему (полные, частичные);

2. по принадлежности (имущество  в организации и вне ее);

3. по цели (вступительные,  последующие, при передаче ценностей, ликвидационные);

4.по последовательности (от объекта к регистру, от регистра  к объекту);

5.по субъекту (ординарные  — инициатива собственника; экстраординарные — инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.);

7. по использованию  данных (информативные и доказательные);

8.по степени агрегирования  (дифференцированные, интегрированные);

9.по форме описи  (устные, письменные, на механических  носителях);

10.по способу проведения.

Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов  инвентаризации имущества

Инвентаризация имущества – это сверка того, что отражено у бухгалтера на бумаге, с тем, что фактически находится в офисе или на складе, включая обособленные подразделения фирмы. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и  т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" обязательно:

    • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
    • при смене материально ответственных лиц;
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • при реорганизации или ликвидации организации;
    • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Но стоит отметить что с 01.012013 вступает в силу новый  федеральный закон.

Важным изменением является то, что новый Закон "О бухгалтерском  учете" не содержит перечня случаев  обязательного проведения инвентаризации. Такой перечень должен быть установлен законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Кроме того, Закон N 402-ФЗ не регламентирует отражение в бухгалтерском  учете результатов инвентаризации. В нем говорится только, что выявленные расхождения подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Напомним, что согласно ч. 1, 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица), а для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности - период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. Таким образом, указание Закона N 402-ФЗ о дате бухгалтерских записей по отражению результатов инвентаризации является весьма размытым и допускает совершение таких записей на любую дату отчетного периода. В то же время такая формулировка не допускает зависимость даты регистрации в бухгалтерском учете результатов инвентаризации от сроков окончания инвентаризации.

Информация о работе Инвентаризация, как элемент метода бухгалтерского учета