Инвентаризация товаров на складах предприятия: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 22:56, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса инвентаризации товаров на складе, документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет результатов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть способы ведения складского учета.
2. Изучить документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет
результатов.

Содержание работы

Введение 3
1. Способы ведения складского учета 5
2. Способы проведения инвентаризации на складе 10
3. Документальное оформление, бухгалтерский
и налоговый учет результатов 12
Заключение 17
Список использованной литературы и источников 19

Файлы: 1 файл

Реферат1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

НП Техникум экономики и предпринимательства

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по профессиональному модулю «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества и финансовых обязательств организации»

 

МДК 2.2. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации

на тему

 

«Инвентаризация товаров на складах предприятия: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет результатов»

 

 

 

                              Выполнил:

студентка Ш курса

специальности 080114

Экономика и бухгалтерский учет

Клыкова Елена Александровна

 

Проверил

преподаватель

Чумак-Жунь Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов-2014

Оглавление

Введение                                                                                 3

1. Способы ведения складского учета                                 5

2. Способы проведения  инвентаризации на складе          10

3. Документальное оформление, бухгалтерский   

 и налоговый учет     результатов                                        12

Заключение                                                                           17

Список использованной литературы и источников          19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инвентаризация   представляет    собой    проверку   наличия   имущества 

организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Она является основным способом контроля за сохранность имущественных ценностей и средств, т.к. при инвентаризации могут быть выявлены недостачи и хищения. Как уже говорилось выше инвентаризации подлежат все имущество организации, независимо от его местонахождения, и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация склада является трудоемкой процедурой, но проведение ее необходимо, т.к. только с ее помощью можно установить фактическое количество и состояние остатков товара на складе, а также проконтролировать правильность отражения операций в налоговом и бухгалтерском учете. От правильной организации проведения инвентаризации на складе зависит успешность развития бизнеса предприятия .

 Процедура инвентаризации склада важна, поскольку складское хозяйство — звено, требующее особого и постоянного внимания. Склад является точкой соприкосновения двух главных типов материальных потоков предприятия — входящих и выходящих. Здесь сконцентрированы процедуры, которые касаются не только деятельности самого склада, но и его взаимодействия с остальными звеньями предприятия. Это своего рода индикатор, по которому можно судить о здоровье компании.

Целью данной работы является изучение процесса инвентаризации товаров на складе, документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет результатов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть способы ведения складского учета.

2. Изучить документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

результатов.                     

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы ведения складского учета

 

Организация складского учета товаров, особенно на крупном предприятии, довольно сложна и многогранна.

Обычно, метод ведения складского учета определяется учетной политикой компании на год в целом, однако, для оперативного учета этот срок может быть произвольным, вплоть до месяца.

С точки зрения разделения складского и бухгалтерского учета учет материальных ценностей может вестись двумя способами –сортовым и партионным. При сортовом методе учет товарно-материальных ценностей ведется на карточках сортового учета, в которых отражается наличие и движение ценностей. При партионном методе учет ведется в порядке, предусмотренном для сортового метода учета, с той лишь разницей, что учет организуется по каждой партии товарно-материальных ценностей. Под партией следует понимать ценности, поступившие одновременно по одному либо нескольким документам.

При сортовом методе учета учет материальных ценностей может вестись:

1)количественно-суммовым методом: на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей. Для учета с применением оборотных ведомостей Методическими указаниями №119н предусмотрено два варианта.

При первом варианте на складах и в подразделениях организации ведется только количественный учет. Первичные учетные документы по движению материальных ценностей материально-ответственные лица складов и подразделений сдают в бухгалтерскую службу. В бухгалтерской службе ведется количественно-суммовой учет, что дублирует складской учет. В бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета, открываемые на каждый номенклатурный номер материальных ценностей, и заполняемые на основании первичных документов, сданных складами и подразделениями. В карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начала следующего периода, на основании карточек составляются оборотные ведомости по каждому складу и подразделению. По итогам данных оборотных ведомостей в бухгалтерии составляется сводная оборотная ведомость в целом по всем складам и подразделениям организации. Данные сводной оборотной ведомости сверяются с данными синтетического учета материальных ценностей. Помимо этого, ежемесячно производится сверка данных в карточках, которые ведутся в бухгалтерии, с данными складских карточек.

При втором варианте карточки в бухгалтерии не ведутся. Приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, производится подсчет итоговых данных за месяц по приходу и расходу, полученные данные записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляется сводная оборотная ведомость и производится сверка данных оборотной ведомости с данными карточек складского учета.

2) сальдовым методом:

- на складах организуется  только количественный учет по  видам ценностей – номенклатурным  номерам;

- бухгалтерия ведет только  суммовой учет – в денежном  выражении.

При сальдовом методе учета на складах и в подразделениях организации материально-ответственные лица, на основании первичных учетных документов ведут количественный учет в карточках или в книгах складского учета. По окончании отчетного периода первичные документы по движению материальных ценностей сдаются в бухгалтерию. В бухгалтерии организации при сальдовом методе количественный и суммовой учет движения материальных ценностей по номенклатурным номерам не ведется, оборотные ведомости по номенклатуре не составляются. Учет материальных ценностей ведется только в денежном выражении в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов учета материальных ценностей. Сотрудник бухгалтерии, ведущий учет по данному складу или подразделению, проверяет первичные документы, принятые от материально-ответственных лиц, проводит сверку первичных документов с записями в складских карточках, проверяет правильность выведенных остатков и подтверждает это своей подписью.

Количественные остатки материальных ценностей на основании карточек или книг складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость или книгу сотрудником бухгалтерии или заведующим складом. На основании итогов сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам учета материальных ценностей, а также по складам и подразделениям в целом. Данные сальдовых ведомостей и сводных сальдовых ведомостей должны ежемесячно сверяться с данными синтетического учета.

Следует обратить внимание, что в организациях одновременно могут применяться оба метода, то есть в одних складах и подразделениях учет может быть организован с применением оборотных ведомостей, а в других – учет сальдовым методом.

Сортовой способ учета на складах применяется в том случае, если хранение материальных ценностей организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения. При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками материальных ценностей, вместе с тем трудно различить материальные ценности одного сорта, поступившие по разным ценам. При сортовом способе хранения выбор ценностей для реализации осуществляется произвольно. При этом возможно использование для оценки методов средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок).

Записи в карточку складского учета делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или расходного ордера) или накопительных ведомостей при большом объеме записей. На складах с небольшим ассортиментом и незначительным количеством операций материально-ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки складского учета и складские книги не ведутся).

При партионном способе учета каждая партия материальных ценностей на складе хранится отдельно. Партией считается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. При этом товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и так далее), а также товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству допускается считать одной партией.

Каждую партию регистрируют в журнале поступающих материальных ценностей. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием ценностей, отпущенных из данной партии.

На каждую партию материально-ответственное лицо открывает партионную карту в двух экземплярах: один – для склада, другой – для бухгалтерии. Формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.

Записи в приходной части партионной карты заносят на основании сопроводительного документа к поступившим материальным ценностям с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества ценностей (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения.

В расходной части партионной карты указывают дату отпуска и номер документа, количество отпущенных ценностей в натуральных показателях, итог за месяц и остатки на конец месяца; подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска материальных ценностей.

После полного отпуска со склада материальных ценностей каждой партии партионная карта закрывается материально- ответственным лицом. Составляется акт об израсходовании материальных ценностей конкретной партии, который подписывается заведующим складом. Форма акта зависит от вида материальных ценностей и наличия отклонений от оприходованного количества. Акт вместе с партионной картой материально-ответственное лицо передает в бухгалтерию на проверку.

Если при проверке данной партии выявляется недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, её списывают за счет организации, а недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с материально-ответственного лица. Излишки, выявленные при проверке, приходуют.

Партионный учет позволяет определить результаты расходования партии материальных ценностей без проведения инвентаризации (так как фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления запасами (в результате хранения определенного вида ценностей в разных местах и отражения информации по ним в нескольких партионных картах).

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы проведения инвентаризации на складе

Инвентаризацию можно проводить двумя способами: вручную заниматься подсчетом товаров и затем сверять с данными учетной системы или автоматизировать процесс.

Чтобы провести опись остатков на складе вручную, не используя для подсчета специальное оборудование, нужно в буквальном смысле закрывать склад, останавливать работу торговой точки (важно, чтобы склад в это время не пополнялся товарами и оттуда ничего не уносили) и пересчитывать все содержимое. Затем проводить сверку с данными в учетной системе и исправлять расхождения. Поэтому такой способ в настоящее время почти не используется.

Автоматизация - это первый шаг на пути к исключению влияния человеческого фактора и ускорению любых процессов в компании. Автоматизация инвентаризации подразумевает под собой в первую очередь пересчет остатков с помощью специального оборудования (терминала сбора данных, далее ТСД), а также быстрый обмен данными учетной системы и терминала.

В результате автоматизации инвентаризации процесс ускоряется, становится дешевле и при этом снижается риск возникновения механических ошибок персонала.

Поскольку автоматизация - это трудоемкий и затратный процесс, важно, чтобы вложенные ресурсы окупились. Знание ответов на эти вопросы поможет не допустить некоторые распространенные ошибки:

  • Как лучше разместить товары на складе, чтобы ускорить процесс?
  • Какой способ маркировки товаров выбрать?

Теперь рассмотрим каждый вопрос более подробно.

1. Как правильное размещение товаров на складе может значительно ускорить процесс инвентаризации?

В зависимости от специфики товара можно выделить два подхода к зонированию склада для его хранения:

-информативное зонирование- сотрудник склада визуально определяет к какой зоне отнести товар и распределяет его. В учетной системе эта информация отображается информативно в карточке продукта, но учет выполнения этих требований не ведется.

Информация о работе Инвентаризация товаров на складах предприятия: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет результатов