Инвестиционная политика и пути ее совершенствования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная политика является составной частью го¬сударственной экономической политики и формируется на каждый этап экономического развития исходя из особеннос¬тей, состояния и тенденций развития национальной эконо¬мики с учетом целевых установок социально-экономическо¬го развития страны.
Свою главную задачу в условиях либе¬рализации экономической жизни государство видит в созда¬нии благоприятных условий для активизации инвестицион¬ной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредствен¬ного инвестора.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………4
1. Теоретические основы инвестиционной политики………………………………..6
1.1. Понятие, задачи и механизмы реализации инвестиционной политики...6
1.2. Компоненты инвестиционной политики……………………………...….10
2. Цели, направления и эффективность проведения инвестиционной политики в РБ………………………………………………………………………………...……..13
2.1. Цели и принципы инвестиционной политики РБ………………………..13
2.2. Основные направления инвестиционной политики РБ…………...……..16
2.3. Результативность проведения…………………………………….……….18
3. Пути совершенствования инвестиционной политики РБ……………….……….23
3.1. Налоговое регулирование инвестиций……………………………….…..24
3.2.Политика ускоренной амортизации……………………………………….25
3.3 Создание холдингов и других объединений. …………………………….25
3.4. Защита прав собственности ……………………………………………....26
3.5.Получение странового рейтинга……………………………….…………26
Заключение…………………………………………………………………..……….28
Список использованных источников………………………….……………………30

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 441.70 Кб (Скачать файл)

- привлечение средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг;

- создание механизмов стимулирования использования полученной прибыли и амортизации на техническое перевооружение предприятий; развитие системы лизинговых операций и т. д.[16 , 87]

-повышение инвестиционного рейтинга Беларуси путем улучшения инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков;

- развитие инвестиционного сотрудничества со странами СНГ, в первую очередь с Россией, и другими зарубежными государствами; [6 , с.597]

- усиление роли амортизационных отчисление в инвестиционном процессе;

совершенствование нормативно-правовой базы и приведение ее в соответствие с международными стандартами;

 

2.3. Результативность проведения

 

За несколько последних лет усилиями правительства, Министерства экономики как координатора инвестиционного процесса в стране, отраслевых министерств, концернов, облисполкомов и Минского горисполкома в республике создана стройная система привлечения инвестиций. Она включает в себя современную правовую базу, меры по повышению инвестиционной привлекательности страны, развитие бизнес-планирования инвестпроектов.

Предпринимаемые Правительством республики меры по стимулированию инвестиционной деятельности,организация бизнес-планирования инвестиционных проектов способствовали увеличению инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2007 года на 16,6% к уровню соответствующего периода 2006 года.

 

Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-сентябре 2007 г. составили 113,2% к уровню января-сентября 2006 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 44%.

По объектам производственного назначения использовано инвестиций в основной капитал на 15,9% больше по сравнению с январем-сентябрем 2006 года. При этом удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 64,7%, что почти соответствует уровню 9 месяцев 2006г. Из общего объема инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 27,2% использовано в промышленности республики. [19]

Ежегодно разрабатывается и утверждается Президентом Республики Беларусь Государственная инвестиционная программа, имеющая четко выраженную социальную направленность. Постановлением правительства на каждый год утверждается задание министерствам и концернам по привлечению инвестиций, перечень важнейших инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых в стране, задание банкам по кредитной поддержке инвесторов, определяется ответственность должностных лиц за реализацию конкретных проектов.

Утвержденные программные параметры инвестиционного процесса базируются на оценке финансовых возможностей реального сектора экономики, потенциальных банковских ресурсов и других финансовых источников. Они конкретизируются в отраслевых и региональных инвестиционных программах. Такая система позволяет гармонично встроить инвестиционный процесс в социально-экономическое развитие страны, увязать его с задачами и параметрами развития отраслей и регионов, синхронизировать разработку и реализацию конкретных инвестиционных проектов по срокам подготовки проектной документации, ее экспертизы, закупки оборудования, организации строительства, монтажных и пуско-наладочных работ.

Особенностью инвестиционного процесса в белорусской экономике является использование преимущественно внутренних финансовых источников и ресурсов. В то же время потребность в иностранных инвестициях, новых технологиях растет, в связи с чем усилиями руководства страны, МИДа открываются кредитные линии иностранных банков, в основном из Германии, Италии и Китая.

Для 2006 года характерна высокая степень инвестиционной активности. Рост инвестиций в основной капитал в 2006 году составил 31,4 процента при прогнозируемом по Программе росте на 13-14 процентов, при этом на объекты производственного назначения направлено 65,7 процента общего объема инвестиций.[18] Всего за 2006 год валовой объем поступления иностранных инвестиций, включая кредитные ресурсы и займы, превысил 3 млрд. долларов против 1,8 млрд. в 2005 году.

В минувшем году реализовывались 102 важнейших инвестиционных и инновационных проекта, осуществление которых должно стать весомым шагом в решении задач социально-экономического развития страны в 2006-2010 годах. В частности, для организации производства бесшовных горячекатаных труб на Белорусском металлургическом заводе при запланированных на год 182 млрд. рублей освоено 354 млрд., технического перевооружения Минского автомобильного завода - соответственно 50 и 92 млрд. рублей, строительства завода по производству газетной бумаги в Шклове - 52 и 102 млрд. рублей. В ходе модернизации Светлогорского ЦКК освоено 20,7 млрд. рублей, а реконструкции производства полиамидной технической нити и кордной ткани в ОАО «Гроднохимволокно» - 50,3 млрд. рублей.

С опережением графика реализуются проекты по развитию Минского тракторного завода, строительству комплексов по производству бензола и алкилирования на Мозырском НПЗ, рудника на Краснослободском участке калийных солей «Беларуськалия».

Всего в Беларуси работает более 3,5 тыс. организаций, основанных с участием иностранного капитала из 90 стран. В их числе известные предприятия: в области производства современных большегрузных автомобилей - СП ЗАО «МАЗ-МАН», переработки рыбы -СП «Санта-Бремор», производства косметики и препаратов по уходу за волосами - СП «Белита» и многие другие.

В 2006 году реализован ряд новых, во многом знаковых проектов с участием иностранного капитала. Среди них - производство оптико-механических изделий на СП «Цейсс-БелОМО» (Германия), строительных материалов - в СООО «Хенкель-Баутехник» (Германия), мясопродуктов - на ИП «Инко-Фуд» ООО (Польша), нива - в ЗАО «Пивоваренная компания «Сябар» (США).

В прошлом году в рамках Государственной инвестиционной   программы   велось   строительство 432 объектов, при этом из 163 запланированных введено в эксплуатацию 185. В основном это объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма.

В 2007 году правительство планирует значительно активизировать инвестиционную деятельность. Так, если в 2006 году инвестиции в основной капитал составили почти 9 млрд. долларов, то в 2007 году объем инвестиций в экономику должен возрасти еще на 14,5-17 % и достичь рекордной суммы в 24 трлн. рублей, или более 11 млрд. долларов.

В условиях прироста к высокой базе 2006 года, повышения цен на энергоносители - это очень напряженная задача. В рамках Государственной инвестиционной программы в текущем году будет возводиться 553 объекта, предусмотрен ввод 259 из них.[15, С.13]

Правительство в 2008 году продолжит работу по формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению в страну прежде всего прямых иностранных инвестиций, присвоению республике суверенного кредитного рейтинга. Для Республики Беларусь важен приток иностранных инвестиций в малые и средние города, где для развития бизнеса будут созданы льготные условия. Республика готова к развитию новых форм инвестирования - концессий, проектного и венчурного финансирования.

 

Таким образом, инвестиционная политика Республики Беларусь в современных условиях направлена на создание условий для стимулирования роста внутренних и внешних инвестиций в экономику, в том числе за счет средств населения, кредитов банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Стратегической целью инвестиционно - структурной политики является привлечение инвестиций и направление их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране путем создания концессий, ТНК, ФПГ и других кластерных и корпоративных структур. Предпринимаемые меры по стимулированию инвестиционной деятельности способствуют увеличению инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования инвестиционной политики РБ

 

Общим условием стимулирования притока иностранных инвестиций является как можно более скорая стабилизация финансового положения в Республике

Беларусь.

 Однако проблема привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с другой, не менее важной для Беларуси, проблемой - защитой интересов отечественных производителей и ограждением их от чрезмерной конкуренции.

Важную роль может сыграть организация производства продукции на базе использования  лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий.

  Одним из каналов  притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.

Деятельность филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечении финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.

Мировая практика, таким образом, выработала универсальный набор

мер, используемых для привлечения иностранного капитала.

Среди них особое внимание застуживают:                                                    

-    налоговые стимулы -- прямые налоговые льготы, отсрочка  оплаты налогов за инвестирование капитала; "налоговые каникулы"; освобождение от таможенных платежей; манипулирование уровнем налогов;

-    финансовые стимулы - всякого рода субсидии; займы; кредиты; гарантии их предоставления;

-    нефинансовые стимулы   - создание общей обстановки эффективного   функционирования   иностранного   капитала   (информация, служба управления, развитие транспорта, различных коммуникаций современных средств связи и так далее); специальные экономически зоны [10]

   Работы на государственном уровне  по привлечению в страну иностранного капитала должны включать:

- разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и

утверждение Президентом;

- принятие дополнительных законов и других законодательных актов

способствующих привлечению иностранных инвесторов в республику;

- создание системы государственного управления процессом привлечения

иностранных инвесторов.

Рассмотрим подробнее различные направления улучшения инвестиционной политики РБ.

 

3.1. Налоговое регулирование инвестиций

 

Одним из наиболее важных направлений совершенствования инвестиционной политики является регулирование налогообложения.

Налоговое регулирование инвестиций -- размер и структура налогообложения должны быть стабильными, благоприятствовать инвестиционной деятельности. В определенных случаях следует вводить льготное налоговое обложение.[8, с.202]

Необходимо отметить, что в Беларуси планируется снижение налоговой нагрузки, упорядочение системы налогообложения в целом.

Основу национального законодательства об иностранных инвестициях всех стран составляют положения, устанавливающие правовые гарантии инвестиций. Их цель состоит в обеспечении взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных отношений, причем речь идет о гарантиях как со стороны принимающих стран, так и со стороны стран, чью национальность имеют инвесторы.

 

 

3.2.Политика ускоренной амортизации.

 

Объем собственных средств предприятия, направляемых на инвестиционные цели, формируется за счет части амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления во всех странах мира являются основным источником инвестиционных средств хозяйствующих субъектов.[7, с.208]

Политика ускоренной амортизации связана с законодательно установленными повышенными нормами списания стоимости основного капитала на себестоимость выпускаемой продукции. Это -- действенное средство повышения инвестиционной активности в стране.

В первую очередь необходимо обеспечить сохранность и целевое использование амортизационных средств. Нужно создать гибкую многовариантную систему норм и методов начисления амортизации, предоставляющую предприятиям возможность самостоятельно, исходя из своего экономического положения и конъюнктуры рынка, определять параметры амортизационных отчислений на воспроизводство основных фондов, реально задействовать систему экономических стимулов их целевого использования.[6, с.597]

Таким образом, росту объемов инвестиций будут способствовать меры. предусмотренные Программой совершенствования амортизационной политики.

Однако от ускоренной амортизации подавляющее большинство предприятий отказалось из-за увеличения себестоимости, а следовательно, и цены продукции, которое приводило к сокращению объема продаж или росту складских издержек.

 

3.3 Создание холдингов и других объединений.

Создание холдингов ведет к образованию новых фирм, выпуску и выкупу акций с целью установления контроля над существующими фирмами и другими возможностями и преимуществами, которые дает холдинг.[8, с.202]

3.4. Защита прав собственности

 

Здесь важными областями законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставление лицензий на занятие различными видами экономической деятельности.[8, с.202]

Информация о работе Инвестиционная политика и пути ее совершенствования в Республике Беларусь