Исправление ошибок в финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так как:
составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;
бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

Файлы: 1 файл

Курсовая теория.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

 Все предприятия любой  организационно-правовой формы собственности  обязаны составлять на основе  данных синтетического и аналитического  учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом  учетного процесса. Отчетность в  установленных формах содержит  систему сопоставимых и достоверных  сведений о реализованной продукции,  работах и услугах, затратах  на их производство, об имущественном  и финансовом положении организации  и результатах ее хозяйственной  деятельности.  
Данная тема является на сегодняшний момент актуальной так как:

  • составление годового отчета является одной из наиболее сложных задач для бухгалтерской службы организации;
  • бухгалтерская отчетность является важнейшим показателем, характеризующим финансовое положение организации, и в этом качестве представляет интерес для большого числа различных пользователей подобной информации;
  • бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа.

Бухгалтерская отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной  деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. 

Однако при составлении  бухгалтерской отчетности могут  быть выявлены ошибки, которые были допущены при расчетах. Так как  эти ошибки могут реально повлиять на оценку финансового состояния  предприятия, то каждое предприятие должно находить способы выявления данных ошибок, а, также, способы их ликвидации.

Цель данной курсовой работы – изучить порядок составления и исправления ошибок в бухгалтерской отчетности.

В работе будут  рассмотрены:

    • правила составления бухгалтерской отчетности;
    • классификация бухгалтерских ошибок;
    • способы выявления ошибок при подготовке бухгалтерской отчетности;
    • порядок исправления бухгалтерских ошибок.

При написании курсовой работы использовалась информационно-правовая система Консультант  Плюс. Данная курсовая работа рассматривалась с целью углубить знания по всем вопросам, поставленным в рамках выбранной темы.

 

Основные правила  составления и представления бухгалтерской отчетности.

 

Основные требования.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным  законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах  и приложений к ним.

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект  составляет годовую бухгалтерскую  (финансовую) отчетность, если иное  не установлено другими федеральными  законами, нормативными правовыми  актами органов государственного  регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская  (финансовая) отчетность составляется  за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская  (финансовая) отчетность составляется  экономическим субъектом в случаях,  установленных законодательством  Российской Федерации, нормативными  правовыми актами органов государственного  регулирования бухгалтерского учета.

5. Промежуточная бухгалтерская  (финансовая) отчетность составляется  за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели  деятельности всех подразделений  экономического субъекта, включая  его филиалы и представительства,  независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной  после подписания ее экземпляра  на бумажном носителе руководителем  экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование  бухгалтерской (финансовой) отчетности  осуществляются в порядке и  случаях, которые установлены  федеральными законами.

10. В случае опубликования  бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному  аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться  вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской  (финансовой) отчетности не может  быть установлен режим коммерческой  тайны.

12. Правовое регулирование  консолидированной финансовой отчетности  осуществляется в соответствии  с настоящим Федеральным законом,  если иное не установлено иными  федеральными законами.

 

Порядок составления  бухгалтерских отчетов.

Перед составлением бухгалтерской отчетности необходимо:

  • провести инвентаризацию имущества и обязательств организации;
  • внести исправления в учет, если в нем были допущены ошибки;
  • осуществить закрытие счетов;
  • провести реформацию баланса;
  • отразить операции, которые были произведены после 31 декабря отчетного года (события после отчетной даты).

Записи по исправлению  ошибок, выявленных при инвентаризации, должны отражаться в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а если ошибки выявлены в следующем году, — записями от 31 декабря отчетного года.

Важным этапом подготовительной работы является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. 
Под реформацией баланса понимают списание прибыли, полученной за отчетный год. Реформацию проводят 31 декабря после отражения в учете последней хозяйственной операции.

Реформацию баланса  осуществляют в два этапа: 
- вначале закрывают счета, на которые в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности организации; 
- на втором этапе финансовый результат за отчетный год включают в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.  
К событиям после отчетной даты относят возникшие после оформления бухгалтерской отчетности обстоятельства, влияющие на финансовое состояние организации. 
Если отчетность еще не была представлена заинтересованным лицам, то события после отчетной даты должны быть в ней отражены. При этом события, подтверждающие факты, возникшие на отчетную дату (банкротство крупного должника организации, снижение стоимости ее активов и т. п.) отражают в учете дважды: на 31 декабря отчетного года и на дату, когда они фактически произошли. События, возникшие после отчетной даты (стихийное бедствие, резкое изменение курсов валют и т. п.), в бухгалтерском учете не отражаются. Сведения о них сообщаются в пояснительной записке к годовому отчету.

После составления бухгалтерской отчетности необходимо: 
- осуществить аудиторскую проверку отчетности; 
- утвердить отчетность у участников или акционеров организации; 
- сдать отчетность в налоговую инспекцию и Росстат; 
- опубликовать отчетность в печати (определенными организациями). 
Обязательной аудиторской проверке подлежат: открытые акционерные общества; банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды; фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; организации с годовым объемом выручки от реализации за год более 50 млн руб., а также организации, сумма активов баланса которых на конец года превышает 20 млн руб. Организации, не обязанные осуществлять обязательный аудит, могут провести инициативный аудит.

В обществах с  ограниченной ответственностью решение  о приглашении аудиторов и утверждении аудиторской организации утверждается общим собранием участников. В акционерных обществах это решение может принять руководитель АО. 
Следует отметить, что ответственность за состояние учета, проверенного аудиторами, несут руководитель организации и ее главный бухгалтер. Аудиторские организации несут ответственность лишь за ущерб, являющийся прямым следствием действия аудиторов (например, при ошибочных письменных рекомендациях). 
При составлении форм бухгалтерской отчетности используются в основном данные Главной книги. Порядок составления отчетных форм изложен в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (31). 
Основная форма бухгалтерской отчетности — бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги. 
На малых предприятиях, применяющих упрощенную форму учета, баланс составляют по данным Книги учета фактов хозяйственной деятельности. 
Некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов («Товары отгруженные», «Уставный капитал» и др.) Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов. Например, по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» отражается сальдо по счетам 10, 15 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» — сальдо счетов 20, 23, 29 и т. п.

При составлении остальных форм бухгалтерской отчетности также используются в основном данные Главной книги. 
Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. 
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем этой организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 

 

В период составления  бухгалтерской отчетности бухгалтер  традиционно задается вопросами: а  все ли в порядке в документах, не допущены ли ошибки в учете и  отчетности, к какому критерию их отнести  и как исправить?  
Ответы на все эти вопросы можно найти в ПБУ 22/2010. Пренебрегать этим документом не стоит, потому что ошибки в бухучете влекут за собой ошибки в налоговом учете. Но читать текст ПБУ 22/2010 порой бывает трудно и непонятно. Искать различные комментарии по этой теме не всегда хватает времени. А вот иметь под рукой компактную шпаргалку, в которой собраны советы по данному вопросу, а также мнения экспертов, и статьи, позволяющие разобраться в запутанных лабиринтах законодательства, – это просто находка для бухгалтера. Об этом и пойдет речь в нашем издании.  
 
Согласно П. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н гласит: «Ошибка в бухгалтерском учете и отчетности - это неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации».  
1. Причины ошибок могут быть следующими:

  • неправильное применение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • неправильное применение учетной политики организации;
  • неточности в вычислениях;
  • неправильная классификация или оценка фактов хозяйственной деятельности;
  • неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
  • недобросовестные действия должностных лиц организации.

2. Методы  выявления ошибок  
2.1. Инвентаризация имущества организации. С ее помощью легче всего выявляются ошибки отчетного года, недостачи, хищения, а также ошибки, связанные с документированием операций.  
2.2. Сверка расчетов с контрагентами. Сверка с дебиторами и кредиторами проводится не реже раза в квартал, но желательно и ежемесячно. Этот метод используется для обнаружения недостающих документов, ошибок в них, списания просроченных задолженностей.  
2.3. Анализ «Шахматной» ведомости и выявление «нестандартных» проводок или ошибок в корреспонденции счетов.  
2.4. Метод арифметическо-логического контроля. В отчетности существуют определенные «контрольные точки», значения которых в правильно составленной бухгалтерской отчетности должны совпадать. Сверка с ними позволяет самостоятельно определить ошибки.  
3. Способы исправления ошибок  
Согласно п. 5 ст. 9 Закона № 129-ФЗ исправления в первичные учетные документы могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Запрещается вносить исправления в кассовые и банковские документы. Для исправления ошибочных записей в первичных учетных документах и учетных регистрах применяется три классических способа.  
3.1. Корректурный способ заключается в следующем. Допущенную ошибку следует зачеркнуть одной чертой (так чтобы можно было прочитать неправильную запись) и написать сверху правильный текст или сумму. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа или внизу и заверяют подписью лица, внесшего исправление, по согласованию с участниками хозяйственной операции и с указанием даты внесения исправлений.  
3.2. Способ дополнительной проводки применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке или учетных регистрах указана сумма операции меньше, той что является фактической. Для исправления такой ошибки составляются дополнительные бухгалтерские проводки на разность между правильной и заниженной суммами операции.  
3.3. Способ «красное сторно» применяется когда в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов. При этом неправильная старая запись аннулируется путем ее повторения красным цветом и совершается новая правильная запись, но уже обычными чернилами. В практике встречаются три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования.  
3.3.1. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны необоснованно, так как хозяйственная операция не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной «красной» проводкой и записью в учетные регистры, которые «погасят» неправильные записи.  
3.3.2. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны на основе первичного документа и соответствуют сумме операций. Сумма ошибочно отнесена не на тот счет. Для исправления составляются две проводки. В первой проводке красным цветом повторяется неправильная корреспонденция. Во второй проводке дается правильная корреспонденция.  
3.3.3. Когда проводка составлена правильно, но сумма операции завышена. В этих случаях делается запись красными чернилами на сумму завышения.  
 
4. Классификация ошибок в бухгалтерском учете и отчетности 
4.1. По уровню существенности 
Методы отражения ошибки в учете зависят от того, будет ли она признана существенной. По уровню существенности ПБУ 22/2010 разделило ошибки на существенные и несущественные. 
4.1.1. Существенной ошибка признается, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. Существенность ошибки организация определяет самостоятельно, исходя как из величины, так и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п.3 ПБУ 22/2010). Критерии существенности должны быть закреплены в учетной политике организации.  
4.1.2. Несущественной ошибка признается если она не отвечает критериям существенности, установленным организацией  
4.2. По периоду возникновения существенные и несущественные ошибки можно классифицировать: 
ошибки отчетного года  
ошибки предшествующего отчетного года.  
4.3. По периоду выявления ошибок классификация немного сложнее. Тут необходимо учитывать:

Информация о работе Исправление ошибок в финансовой отчетности