История возникновения и развития бухгалтерского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Существуют многочисленные свидетельства ведения учетных записей во времена создания Александром Македонским одной из величайших империй. В 332 г. до н.э. им была основана Александрия, где позднее была собрана наиболее выдающаяся библиотека древнего мира. Она насчитывала более 500 000 рукописей. В те далекие времена египетские землевладельцы платили налоги зерном и льном за использование воды Нила для орошения полей. Сборщики налогов составляли свидетельства о получении налога, рисуя иероглифы зерна и льна на стенах домов землевладельцев.
По мнению археологов» глиняные знаки, обнаруженные в значительном количестве в Месопотамии, служили также в качестве расписки в получении налогов.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерское дело контр.docx

— 50.89 Кб (Скачать файл)

В 20-е  г. и в начале 30-х г. вопросами  совершенствования управления занимались общественные организации: Клуб работников административного дела, Объединение работников учета, Ассоциация управленческого дела. Издавались журналы, на страницах которых рассматривались проблемы работы с документами: «Техника управления», «Вопросы организации и управления», «Система и организация», «Время», «Организация труда». В этот период издается много литературы по вопросам делопроизводства — и фундаментальные теоретические исследования, и пособия по делопроизводству для учащихся и практиков.

Значительное  влияние на процессы документирования оказала Конституция 1936 г., впервые за годы советской власти законодательно закрепившая иерархию управленческих документов, четко определив, какие виды распорядительных документов должен издавать конкретный орган власти и управления.

Высший  законодательный орган — Верховный  Совет СССР издавал законы, его Президиум — указы и постановления, народные комиссары — приказы и инструкции. Руководители организаций, учреждений и предприятий, действующих на основе единоначалия, — приказы.

Отсутствие  организационно-методического центра по руководству постановкой бухгалтерского дела в стране, общегосударственных норм в области документирования, системы подготовки квалифицированных кадров в области делопроизводства, ведомственная разобщенность отрицательно сказывались на организации бухгалтерского дела. В июне 1941 г. недостатки в этой сфере были названы на I Межотраслевом совещании по оргтехнике, созванном Всесоюзным научным инженерно-техническим обществом машиностроителей. Для их устранения на совещании была выработана программа мероприятий по улучшению делопроизводства, которая предусматривала:     

—  создание организационно-методического центра для руководства постановкой делопроизводства;

—  разработку положения (статуса) о делопроизводстве для всех учреждений в качестве общеобязательных норм;

—  разработку положения о кадрах канцелярских работников;

—  механизацию  труда канцелярских работников;

—  унификацию и трафаретизацию служебной документации;

—  создание единого учебного центра для подготовки и переподготовки кадров;

—  изучение в школах правил составления служебных  документов;

—  подготовку и переподготовку преподавателей, кадров по служебной документации;

—  создание Всесоюзного института по вопросам делопроизводства.

Таким образом, был намечен ряд мер, способствующих выработке общегосударственных норм в области бухгалтерского дела на научной основе. Реализовать эту программу помешала война.

В 40-е  гг. методическое руководство и контроль за организацией делопроизводства в советских учреждениях стало осуществлять Главное архивное управление, предпринявшее попытку создать единые нормы в работе с официальными документами. В 1943 г. был подготовлен проект «Инструкции по постановке документальной части и охране документальных материалов в текущем делопроизводстве учреждений, организаций и предприятий СССР». В этом документе подчеркивалось единство и связь между делопроизводством и архивом. В этом же году Главархив разработал «Перечень типовых документальных материалов, образующихся в деятельности учреждений, организаций и предприятий СССР». Для каждой категории документов были установлены сроки хранения (новое издание этого перечня было осуществлено в 1957 г.).

В послевоенные годы задача развития бухгалтерского дела в связи с восстановлением  разрушенного хозяйства отошла на второй план. Наиболее значимым событием для развития советского бухгалтерского дела в 50-е годы было постановление правительства СССР от 10.10.1959 г. №1375, в котором ряду ведомств поручалось разработать единую систему делопроизводства для учреждений и предприятий страны на основе широкого использования современной техники, т.е. ставилась задача разработки единых общегосударственных норм в делопроизводстве.

2. Учетные регистры

Учетные регистры представляют собой носители данных определенной формы, построенные  в соответствии с экономической  группировкой информации об активах, капитале и обязательствах экономического субъекта.

Внешний вид и материальная основа учетных  регистров весьма разнообразны: книги, журналы, карточки, свободные листы, машинограммы, видеограммы, магнитные  ленты, магнитные диски и дискеты, оперативная память ЭВМ и т.п.

Данные  первичных документов, отражающих хозяйственные  операции, после их проверки с точки  зрения законности, целесообразности, правильности арифметических подсчетов  и принятия к учету накапливаются  и систематизируются в регистрах  бухгалтерского учета. Результаты фактов хозяйственной жизни, имевших место  за определенный промежуток времени, из учетных регистров в сгруппированном  виде переносятся в бухгалтерскую отчетность.

 

2.1 Классификация учётных  регистров

В зависимости  от материальной основы учетные регистры подразделяются на бумажной и безбумажной  основе.

Бумажные  регистры существуют в виде специальных  книг (журналов), отдельных листов и  карточек. Сюда же следует отнести  машинограммы, получаемые в результате обработки бухгалтерской информации на ЭВМ и других средствах вычислительной техники.

Книга представляет собой пронумерованный и прошнурованный регистр, скрепленный печатью предприятия и подписями руководителя и главного бухгалтера. Страницы книги разграфлены для регистрации ФХЖ в зависимости от специфики отражаемых объектов наблюдения, например, кассовая книга. Главная книга, книга депонированной заработной платы. Обязательными реквизитами книги считаются: название предприятия; период времени, за который отражены хозяйственные операции в данном регистре; название счета (счетов).

Карточки- предназначенные для длительного пользования бланки с отпечатанной таблицей. Они подлежат обязательной регистрации в специальном реестре. Такие носители бухгалтерской информации наглядны, их несложно сортировать, удобны в обращении. На карточках отражается информация о материалах, готовой продукции, издержках, оплате труда. Обязательные реквизиты карточки: наименование предприятия; код синтетического счета; код аналитического счета; корреспондирующий счет; единица измерения; количество (для материальных карточек); сумма в денежном выражении. Карточки хранятся в картотеке у материально ответственных лиц.

Листы, так же, как и карточки, представляют собой бланки с отпечатанными таблицами, но большие по размеру и объему отражаемой в них информации. На листах, например, производят расчет амортизации по видам (категориям) основных средств, расчет себестоимости готовой продукции и пр. Машинограммы - бумажные регистры, изготовленные с применением средств вычислительной техники (таблично-текстовых машин или ЭВМ) и распечатанные на устройствах вывода информации. Компьютеры, используемые для решения учетных задач (малой и средней мощности, персональные ЭВМ), позволяют разрабатывать и выводить на печать наборы счетных записей хронологической, систематической и синхронистической систематизации, любой степени обобщения (синтетические и аналитические) и не имеют ограничений по способу графления регистров и изображения записей. Таблицы учетных регистров распечатываются на рулонной, фальцованной бумаге или стандартных листах, не требуя предварительного типографского графления.

 Рис. 1 «Классификация учётных регистров»

К регистрам  на безбумажной основе относятся  учетные таблицы, сформированные или  непосредственно в оперативной  памяти компьютеров, или на магнитных  носителях (магнитных лентах бобинного  типа или кассетных, гибких и жестких  дисках) или оптических (лазерных компакт-дисках) и магнитооптических носителях  данных. Современная видеотехника позволяет  проектировать учетные регистры (видеограммы) на экраны дисплеев компьютеров  или телевизоров, а при необходимости  и непосредственно с ЭВМ на экраны просмотровых залов. По назначению регистры делят на контокоррентные, материальные и многографные.

Контокоррентные регистры в основном предназначены  для аналитического учета состояния  расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами. Информацию отражают в денежном выражении отдельно по дебету и кредиту, что позволяет видеть состояние расчетов после каждого совершаемого хозяйственного факта. По внешнему виду учетные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки и свободные листы.

Бухгалтерские книги представляют собой сброшюрованные учетные таблицы (листы бумаги) и, как правило, заключенные в переплет. Все страницы в бухгалтерской  книге нумеруются, а в конце  ставится подпись главного бухгалтера и указывается общее число  пронумерованных страниц.

Если  книга является хронологическим  регистром, записи в ней делают последовательно, не пропуская страницы. В книгах, служащих систематическими регистрами, для каждого синтетического или  аналитического счета открывается  отдельная страница или определенное число страниц в зависимости  от предполагаемого объема записей. Такие книги должны иметь оглавление. Все организации обязаны вести  в книге (кассовой) детальный учет операций по счету "Касса". Иногда книги применяют для пообъектного учета основных средств. Однородные по содержанию операции группируются на счетах синтетического учета. Например, Главная книга. Применение книг часто  бывает нецелесообразным, так как  затрудняет использование вычислительной техники, поэтому применяют карточки и свободные листы.

Карточки – это отдельные листы, разграфленные для нужд учета, изготовленные из бумаги или картона стандартного размера, что делает возможным их хранение в специальных запирающихся ящиках. Совокупность карточек однородного назначения называется картотекой. Карточки (совокупность карточек) разбиваются на необходимые разделы картонными разделителями, к которым прикрепляются металлические указатели (индикаторы) разных цветов и размеров с указанием шифра, названия счета и других необходимых обозначений, что обеспечивает быстроту нахождения в картотеке нужной карточки. Каждая картотека закрепляется за определенным счетным работником, отвечающим за сохранность карточек и правильность производимых в них записей. В нерабочее время картотека запирается на ключ. Каждая вновь заполненная карточка регистрируется в особом реестре, где ей присваивается порядковый номер, позволяя в любой момент проверить наличие всех карточек.

Применение  карточек способствует внедрению механизированных средств учета. Они очень удобны для копировальных записей и  всякого рода группировок учетных  данных. Недостаток карточных регистров  заключается в том, что при  желании их легко изъять из картотеки  и заменить другими. Возможна также  утеря карточек. Систематическая  проверка карточек с помощью реестра  позволяет своевременно обнаруживать их пропажу. Наиболее распространены три вида карточек: контокоррентные (имеют колонки дебет и кредит); материальные (имеют графы прихода, расхода и остатка материальных ценностей с указанием цены, количества и суммы); многоколонные, состоящие из нескольких колонок.

По характеру  бухгалтерских записей учетные  регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.

В хронологических регистрах бухгалтерские документы записывают в порядке их поступления без разноски по счетам. Хронологическая запись производится в специальных регистрационных журналах или реестрах, ее цель - обеспечить контроль за сохранностью документов, поступивших в бухгалтерию, и правильность записи в них. В известной мере назначение хронологического регистра выполняет журнал приемки документов и регистрации контрольных чисел, который ведут на машиносчетных станциях, чтобы регистрировать документы, поступившие для обработки. В этом журнале записывают дату поступления документов на машиносчетную станцию, их количество и сумму по группе (пачке) однородных документов. В нем приводится расписка заказчика в получении документов после их обработки на машиносчетной станции. Хронологическая регистрация используется также для наведения справок (например, регистрационный журнал, кассовая книга, журнал учета поступивших грузов, запись инвентарных карточек по учету основных средств).

В систематических регистрах однородные по экономическому содержанию хозяйственные операции группируются на счетах синтетического и аналитического учета. Примером могут служить регистры учета затрат по объектам калькуляции, пообъектного учета основных средств и т. д. Систематическим регистром синтетического учета является Главная книга, т. е. основной регистр, в котором сосредоточены итоговые данные по всем счетам.

Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи. Примером является книга Журнал-Главная, а также большинство журналов-ордеров и ведомостей.

По объему содержания учетные регистры могут  быть синтетическими и аналитическими. Регистры синтетического учета открываются для ведения синтетических счетов (без пояснительного текста, с указанием только даты, номера и суммы бухгалтерской проводки). Иногда приводится краткий пояснительный текст (например, реестр счетных документов, Главная книга и книга Журнал-Главная). Записи в регистры синтетического учета делаются обычно не по отдельным документам, а по совокупности однородных документов, предварительно сгруппированных. В аналитических регистрах каждая отдельная операция записывается с необходимой полнотой, причем по материальным ценностям – в натуральных и денежных измерителях. В отличие от синтетических регистров здесь нередко дается пояснительный текст, раскрывающий содержание операций. Регистры аналитического учета ведут в развитие какого-либо синтетического счета.

Информация о работе История возникновения и развития бухгалтерского дела