Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Аудиторская деятельность может распространяться на все экономические субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Содержание работы

Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда
3
Расчётная часть
12
Разработка ситуационных задач
23
Список использованной литературы
25

Файлы: 1 файл

Аудит_ ДОМАШКА.docx

— 49.23 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда

3

  1. Расчётная часть

12

  1. Разработка ситуационных задач

23

Список использованной литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда

В практике аудиторской деятельности распространены случаи привлечения  аудиторов к экспертизам и  проверкам по поручению государственных  правоохранительных органов. Несмотря на то, что экспертное обслуживание по вопросам законности бухгалтерского учета и налогообложения является одним из направлений аудиторской  деятельности и использует методическую базу аудита, правовая основа привлечения  аудиторов к оказанию такого рода услуг, а соответственно и порядок  их оказания имеют свои юридические  особенности.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств  и требований экономических субъектов.

Обязательные аудиторские  проверки любых экономических субъектов  могут проводиться по поручению  органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.

Аудиторская деятельность может  распространяться на все экономические  субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности, включая  предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки  и кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также  граждан, осуществляющих самостоятельную  предпринимательскую деятельность.

Судебно-бухгалтерская экспертиза — составная часть судебной экспертизы в уголовном, гражданском, арбитражном  производстве; процессуально-правовая форма применения экспертно-бухгалтерских знаний в целях получения источника доказательств по уголовным (арбитражным, гражданским) делам. В литературе имеется и другая трактовка судебно-бухгалтерской экспертизы. Это исследование материалов дела специалистом-бухгалтером и дача им заключения по поставленным следователем или судом вопросам, относящимся к явлениям хозяйственной жизни и отраженных в бухгалтерском учете.

Правовой основой судебно-экспертной деятельности в части проведения бухгалтерских экспертиз органов  внутренних дел, исходя из существующей системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета и финансовой отчетности, являются:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • Уголовный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;
  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»;
  • другие законодательные акты РФ;
  • акты судебной власти;
  • постановления (решения, определения) Конституционного суда РФ;
  • положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1 — ПБУ 20);
  • правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел РФ, Министерства финансов РФ, ФНС РФ, Банка России, отраслевых министерств и ведомств;
  • рабочая документация (первичная, текущая, сводная) хозяйствующих субъектов;
  • финансовая отчетность;
  • учетная и налоговая политика;
  • прочие документы.

Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы (СБЭ) выражается в том, что ее значительную часть составляют учетно-экономические знания, применяемые экспертом-бухгалтером при исследовании фактов хозяйственной деятельности (ФХД), отраженных в документах, находящихся в материалах дела (уголовного, арбитражного). ФХД содержат экономическую информацию, которая регистрируется, перерабатывается и существует в виде экономических показателей. Система показателей отражает количественную и качественную характеристику экономических процессов и явлений текущей финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. В этом случае назначение судебно-бухгалтерской экспертизы состоит в получении соответствующих результатов рассматриваемого дела в установленном процессуальным законом порядке, так как другими формами и методами возникающие вопросы не могут быть решены.

Результаты исследования документов, имеющихся в материалах дела (уголовного, арбитражного), должны быть подтверждены письменными доказательствами и заключениями экспертов-бухгалтеров.

В Российской Федерации аудиторская  проверка может проводиться аудиторами и аудиторскими фирмами по поручению  государственных органов. Орган  дознания и следователь при наличии  санкции прокурора, прокурор, суд  и арбитражный суд вправе в  соответствии с процессуальным законодательством  дать аудитору или аудиторской фирме  поручение о проведении аудиторской  проверки экономического субъекта при  наличии в производстве указанных  органов:

  • возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
  • принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;
  • дела, подведомственного арбитражному суду.

Содержание такого поручения  должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления  производством) гражданского дела или  дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской  проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой).

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская  проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а при  необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом  дознания, прокурором, следователем, судом  и арбитражным судом.

Оплата работы аудитора (аудиторской  фирмы) при проведении проверки по поручению  органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам  с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских  услуг.

Если у экономического субъекта нет достаточных средств  вследствие несостоятельности (банкротства), то предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в  месячный срок по тем же ставкам  за счет средств бюджета Российской Федерации с последующим возмещением  на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора  или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

В случае отказа или уклонения  экономического субъекта при наличии  у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной  по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по ее ходатайству соответствующий прокурор могут обратиться в суд или арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных  органов производятся только за счет средств бюджета Российской Федерации  и не могут быть осуществлены аудитором  или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.

При проведении такого рода проверок аудитору и аудиторской  фирме целесообразно руководствоваться  Инструкцией о производстве судебно-бухгалтерских  экспертиз в экспертных учреждениях  системы Министерства юстиции. Подбор таких специалистов, утверждение  их состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертного  учреждения.

Судебно-бухгалтерские экспертизы имеют существенные особенности, отличающие их от аудита. Рассмотрим некоторые  из этих особенностей.

Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся в помещениях экспертных учреждений. В случае необходимости  место проведения экспертизы определяется экспертом по согласованию с органом, назначавшим экспертизу.

Объектами судебно-бухгалтерской  экспертизы являются первичные и  сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для формулирования заключения. В процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидетелей и  других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и использование их связано  с исследованием бухгалтерских  документов.

В процессе производства судебно-бухгалтерской  экспертизы разрешаются вопросы  по установлению:

  • фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей, денежных средств и суммой материального ущерба;
  • правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств;
  • соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяйственно-финансовых операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а равно соответствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета;
  • документальной обоснованности оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств; размеров и стоимости неучтенной продукции, определяемых с учетом заключений технологов, товароведов, других специалистов, и иных материалов дела;
  • документальной обоснованности размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства;
  • круга лиц, за которыми по документальным данным в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, наблюдение которых установлено в процессе производства экспертизы;
  • недостатков в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению.

Аудитор как эксперт-бухгалтер  может решать и другие вопросы, связанные  с соблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для  этого необходимо применение его  специальных знаний.

Процессуальные права, обязанности  и ответственность экспертов  при производстве судебных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности  за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством Российской Федерации.

Аудитор, выполняющий функции  эксперта-бухгалтера, обязан:

  • давать обоснованное заключение по вопросам, поставленным перед ним, на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями; он несет личную ответственность за данное им заключение;
  • исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах невозможности решить другие вопросы;
  • по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (судьи) являться на допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения;
  • заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законе;
  • не разглашать данных предварительного расследования без разрешения органа, назначившего экспертизу;
  • обеспечить сохранность полученных для исследования материалов дела;
  • устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способствующие совершению и сокрытию правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности, если для этого имеются необходимые данные, требующие использования бухгалтерских познаний.

Права аудитора как эксперта-бухгалтера:

  • знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;
  • заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения;
  • присутствовать с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве допросов и других следственных и судебных действий, задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;
  • указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;
  • заявлять ходатайства суду о сокращении срока его участия в судебном заседании временем, необходимым для исследования обстоятельств, имеющих отношение к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;
  • обжаловать в установленном законом порядке действия или решения лица, производящего расследование, прокурора, суда (судьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта.

Информация о работе Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда