Этапы проведения аудита финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Аудит финансовых вложений предполагает и проверку хозяйственных операций, приведших к изменению суммы и состава финансовых вложений. Повышенное внимание уделяется документальному оформлению операций по предоставлению займов и их экономическому обоснованию [8].
Целью данной курсовой работы является изучение аудита финансовых вложений. Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Содержание работы

Введение
1 Бухгалтерский учет финансовых вложений
1.2 Законодательные и нормативные документы
1.3 Определение, классификация финансовых вложений
1.4 Оценка финансовых вложений
1.5 Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
1.6 Учет финансовых вложений в ценные бумаги
1.7 Учет резерва под обесценение финансовых вложений
1.8 Учет финансовых вложений в займы
2 Методика аудита финансовых вложений
2.1 Методика аудита
2.2 Проверка организации учета финансовых вложений
2.3 Проверка операций по поступлению финансовых вложений
2.4 Проверка операций по выбытию финансовых вложений
3 Этапы проведения аудита финансовых вложений
3.1 Ознакомительный этап
3.2 Основной этап
3.3 Заключительный этап
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Аудит учета финансовых вложений.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Возврат займов отражают по дебету денежных и других соответствующих счетов (07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы»,41 «Товары» и др.) и кредиту счета 58. Если заемщик не возвращает в срок сумму займа, то на эту сумму должны уплачиваться проценты, которые определяются исходя из учетной ставки банковского процента, существующей в месте жительства (для граждан) или в месте нахождения (для юридического лица). Суммы начисленных штрафных санкций отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» [6, c. 291-299].

 

2 Методика аудита финансовых  вложений

 

    • Методика аудита

 

Аудиторская проверка финансовых вложений проводится для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статье "Долгосрочные финансовые вложения" и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Как и при проверке других активов, аудитор исходит из предпосылок:

полноты – все финансовые вложения отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, не существует неучтенных финансовых вложений:

  • в бухгалтерском учете и отчетности отражены все приобретенные организацией ценные бумаги и выданные займы;
  • сальдо и обороты по счетам синтетического учета финансовых вложений совпадают с сальдо и оборотами по счетам аналитического учета;
  • сальдо и обороты по счетам в полном объеме перенесены из регистров бухгалтерского учета в Главную книгу и бухгалтерскую отчетность;
  • в бухгалтерском учете и отчетности отражены все факты поступления и списания финансовых вложений;
  • все операции по движению финансовых вложений своевременно зарегистрированы в бухгалтерском учете;

существования – все финансовые вложения существенны для организации, существуют на дату составления баланса и будут приносить доход в будущем:

  • наличие финансовых вложений подтверждено необходимыми первичными документами и результатами проведенной в установленном порядке инвентаризации;
  • прав и обязательств – организация обладает правами на данные финансовые вложения и несет ответственность за риски, связанные с этими правами;
  • финансовые вложения (ценные бумаги и займы), отраженные в бухгалтерской отчетности, принадлежат организации на законных основаниях;
  • отраженные в бухгалтерском балансе ценные бумаги принадлежат организации на правах собственности, получены в результате осуществления договоров, соответствующих требованиям права, и организация имеет все необходимые свидетельства, подтверждающие законность получения ценных бумаг;
  • все записи на счетах бухгалтерского учета подтверждены оправдательными и первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов;
  • все операции по финансовым вложениям вытекают из условий отношений, которые не противоречат действующему законодательству;
  • операции с финансовыми вложениями санкционированы уполномоченными лицами в установленном порядке;

оценки – финансовые вложения (ценные бумаги) оценены в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями нормативных документов:

  • рублевая оценка ценных бумаг в иностранной валюте проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • в зависимости от способа приобретения ценных бумаг их фактическая стоимость сформирована согласно требованиям нормативных документов;
  • стоимость ценных бумаг для включения в бухгалтерскую отчетность рассчитана правильно и в соответствии с требованиями нормативных актов (c учетом снижения рыночной стоимости);
  • выручка от продажи ценных бумаг отражена в бухгалтерском учете в оценке, совпадающей с содержащейся в первичных документах;

точности – затраты по финансовым вложениям учтены в соответствии с правилами бухгалтерского учета, данные бухгалтерской отчетности соответствуют записям в регистрах синтетического учета:

  • в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, при переносе данных в бухгалтерскую отчетность соблюдена арифметическая точность показателей;
  • при определении рублевой оценки ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте, использованы курсы иностранной валюты, соответствующие курсам ЦБ РФ на дату совершения операций;
  • в бухгалтерской отчетности отражен финансовый результат, определенный на основании фактических данных;
  • ограничения учетного периода – все операции по принятию к учету и выбытию финансовых вложений учтены в соответствующем учетном периоде;

представления и раскрытия – все финансовые вложения правильно классифицированы и раскрыты в бухгалтерской отчетности:

  • финансовые вложения классифицированы в зависимости от вида и сроков погашения;
  • доходы и расходы, связанные с реализацией и погашением финансовых вложений, правильно классифицированы в отчете о прибылях и убытках;
  • информация о финансовых вложениях раскрыта в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Получение достаточных доказательств по проверяемым вопросам позволяет дать независимую оценку указанным фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и правил бухгалтерского учета.

При проверке операций по учету финансовых вложений необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2002 г. № 126н (далее - ПБУ 19/02), а для целей налогообложения - положениями Налогового кодекса (далее – НК РФ).

Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета регулируется Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Для детальной проверки операций с финансовыми вложениями необходимо выполнить ряд последовательных аудиторских процедур.

 

    1. Проверка организации учета финансовых вложений

 

Выполняя процедуру проверки организации учета финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений выполняются условия, предусмотренные положениями нормативных актов?

Согласно ПБУ 19/02, для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

    • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
    • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
    • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.

К финансовым вложениям организации не относятся:

    • собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;
    • векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
    • вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;
    • драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.
  1. Данные аналитического и синтетического учета по счетам 58 "Финансовые вложения" и 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" соответствуют данным главной книги и баланса?

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета финансовых вложений оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Данные аналитического учета финансовых вложений должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета финансовых вложений. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

    • конечные сальдо по счетам синтетического учета финансовых вложений (58, 59) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
    • соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1,5) на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета финансовых вложений;

в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки финансовых вложений) результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности.

Если организация провела переоценку финансовых вложений и их балансовая стоимость на начало отчетного периода изменена, аудитору необходимо убедиться в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости финансовых вложений.

  1. Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов, соответствует положениям нормативных актов?

Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений.

В ходе проверки он устанавливает:

    • соблюдает ли организация требования п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;
    • установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;
    • правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.).

Если сертификаты финансовых вложений хранятся в офисе клиента, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств.

При хранении ценных бумаг не в офисе клиента, а в других организациях (банк, депозитарий, специальные хранилища) аудитору необходимо получить от третьих лиц письменное подтверждение наименования, количества, стоимости и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными этих организаций. Таким подтверждением может быть выписка из депозитария, ответ на запрос. Запрос направляется от имени клиента соответствующим третьим лицам с просьбой направить ответ в адрес аудитора. Аудитору необходимо получить и сохранить в файле рабочих документов копии запроса и убедиться в том, что запрос направлен клиентом. Полученное письменное подтверждение следует сопоставить с данными клиента.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, ее серия, номер, номинальная и фактическая стоимость, сроки погашения и общая сумма.

  1. В бухгалтерской отчетности раскрывается необходимая информация о финансовых вложениях, предусмотренная нормативными актами?

Существенная информация о финансовых вложениях подлежит раскрытию в пояснительной записке и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

Согласно ПБУ 19/02, в бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

Информация, подлежащая раскрытию, приведена в п. 42 ПБУ 19/02.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

    • о правильности учета активов в качестве финансовых вложений;
    • о соответствии данных аналитического учета финансовых вложений, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 58, 59;
    • о соответствии данных бухгалтерского учета финансовых вложений, соответствующим данным бухгалтерской отчетности;
    • о правильности проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов;
    • о правильности раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

 

    1. Проверка операций по поступлению финансовых вложений

Информация о работе Этапы проведения аудита финансовых вложений