Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:13, курсовая работа
Аудит финансовых вложений предполагает и проверку хозяйственных операций, приведших к изменению суммы и состава финансовых вложений. Повышенное внимание уделяется документальному оформлению операций по предоставлению займов и их экономическому обоснованию [8].
Целью данной курсовой работы является изучение аудита финансовых вложений. Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Введение
1 Бухгалтерский учет финансовых вложений
1.2 Законодательные и нормативные документы
1.3 Определение, классификация финансовых вложений
1.4 Оценка финансовых вложений
1.5 Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
1.6 Учет финансовых вложений в ценные бумаги
1.7 Учет резерва под обесценение финансовых вложений
1.8 Учет финансовых вложений в займы
2 Методика аудита финансовых вложений
2.1 Методика аудита
2.2 Проверка организации учета финансовых вложений
2.3 Проверка операций по поступлению финансовых вложений
2.4 Проверка операций по выбытию финансовых вложений
3 Этапы проведения аудита финансовых вложений
3.1 Ознакомительный этап
3.2 Основной этап
3.3 Заключительный этап
Заключение
Список использованной литературы
Процедуры проверки доходов от ценных бумаг проводятся путем пересчета причитающихся доходов и проверки полноты их отражения в бухгалтерском учете. Доходы могут быть пересчитаны на основании опубликованной финансовой отчетности эмитентов ценных бумаг, проспектов эмиссии и другой внешней информации об объявленных дивидендах, выплаченных купонах и иных подобных доходах по ценным бумагам, находящимся в собственности клиента.
Если источником получения доходов являются дивиденды, то организация, выплачивающая их (российская организация), признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ. При этом налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы, а налогоплательщику – получателю дохода перечисляется сумма дивидендов за минусом удержанного налога. Следовательно, аудитору необходимо удостовериться, что доходы не облагались налогом на прибыль дважды – у источника выплаты доходов и у налогоплательщика.
Доходы от продажи финансовых вложений проверяются на основании анализа условий договоров (контрактов) на их продажу и проверки полноты и своевременности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений организации (расходы по оплате услуг банка, депозитария), должны быть учтены в составе прочих расходов организации (п. 36 ПБУ 19/02) и отражены по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счетов расчета с конкретной организацией.
Проводя данные процедуры, аудитор кроме подтверждения правомерности учета финансовых вложений в качестве активов проверяет одновременно полноту и своевременность отражения в отчетности (отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств) доходов по финансовым вложениям – процентов к получению, доходов от продажи ценных бумаг. Таким образом, проверяя соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, достаточно сделать ссылку на перекрестные процедуры, проведенные при проверке финансовых вложений.
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:
В соответствии с ПБУ 19/02, выбытие финансовых вложений в бухгалтерском учете организации признается на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Выбытие финансовых вложений может иметь место в случае погашения ценной бумаги, ее продажи, уступки (по договору цессии), передачи по договору мены или дарения (безвозмездно), передачи в уставный капитал или совместную деятельность.
Выполняя процедуру проверки операций по выбытию финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:
Аудитору следует проверить, правильно ли списана стоимость выбывших в течение проверяемого периода финансовых вложений. Если финансовые вложения учитывались по первоначальной стоимости, то при их выбытии стоимость может быть списана одним из трех способов, предусмотренных учетной политикой:
1) по первоначальной стоимости единицы бухгалтерского учета;
2) по средней первоначальной стоимости;
3) по первоначальной стоимости
первых по времени
При выбытии финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, на дату выбытия она принимается на уровне, установленном при последней переоценке (п. 30 ПБУ 19/02).
При исчислении налога на прибыль выбывающие финансовые вложения оцениваются по стоимости приобретения, включающей расходы на их приобретение. Поэтому наряду с оценкой финансовых вложений в бухгалтерском учете организации должны вести учет их налоговой стоимости.
При выбытии акций других организаций, полученных при увеличении уставного капитала акционерного общества, рассчитывается первоначально оплаченная стоимость акции, скорректированная с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 НК РФ.
Аудитор должен убедиться в последовательности применения учетной политики в отношении способа списания по каждому виду финансовых вложений (в течение отчетного года может быть применен только один способ списания). Необходимо также изучить положения учетной политики, где указан выбранный организацией способ оценки, и путем пересчета проверить его соблюдение при отражении операций по выбытию вложений.
Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, связанных с учетом финансовых вложений, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.
Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние:
Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.
При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах [9].
Основной задачей аудита финансовых вложений является подтверждение в финансовой отчетности информации о финансовых вложениях. Аудитору необходимо изучить весь комплект предоставленной бухгалтерской отчетности и установить, что:
Кроме того, на данном этапе аудита финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основании данных первичных документов и учетных регистров, подтверждаются права собственности на них, изучается система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений.
На основании регистров бухгалтерского учета по счету 58 «Финансовые вложения» и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к финансовым вложениям, наличие права собственности на них (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Подтверждение наличия финансовых вложений первичными документами
Вид финансового вложения |
Документы |
Первичные документы, подтверждающие наличие финансовых вложений | |
Вложения в государственные и муниципальные ценные бумаги |
Выписки из счета «ДЕПО» банка или дилера (ГКО), выписка из счета депозитария или субдепозитария (ОФЗ-ПК) |
Вложения в ценные бумаги других организаций, в том числе в долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя) |
Договоры на приобретение ценных бумаг, акт приема-передачи ценной бумаги (для документарных ценных бумаг), бланки ценной бумаги, сертификаты ценной бумаги, выписки из реестра акционеров, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги |
Документы, подлежащие проверке | |
Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ) |
Учредительные договоры, договоры о совместной деятельности, акт приема-передачи вклада в совместную деятельность |
Займы, предоставленные другим организациям |
Договоры займа |
Депозитные вклады в кредитных организациях |
Депозитные договоры, выписки из депозитного счета, депозитный (сберегательный) сертификат |
Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования |
Договоры, акт уступки права требования, прочие документы (при приобретении права требования по ценным бумагам) |
Вклады организации-товарища по договору простого товарищества |
Договоры простого товарищества, авизо об оприходовании имущества товарищем, ведущим общие дела, выписки банка и платежные поручения о перечислении вкладов в денежной форме (при безналичных расчетах) или расходный кассовый ордер и квитанция к приходному кассовому ордеру (при наличных расчетах), накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги |
Аудитору необходимо провести проверку на соответствие вышеуказанных договоров, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.
Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 58 «Финансовые вложения» активы, не являющиеся финансовыми вложениями в соответствии с требованиями ПБУ 19/02.
Необходимо также проверить, выполняются ли одновременно следующие три условия, при которых финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету (данное требование закреплено в ПБУ 19/02):
Проверка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений заключается в следующем:
Например, по принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и т.д., номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.
Организация может формировать в аналитическом учете дополнительную информацию о финансовых вложениях организации, в том числе в разрезе их групп (видов).
До принятия ПБУ 19/02 организации обязаны были вести книгу учета ценных бумаг, в которой содержалась информация, обеспечивающая аналитический учет.
После принятия ПБУ 19/02 необходимость ведения книги учета ценных бумаг отпала, и на сегодняшний день положение о ее ведении носит лишь рекомендательный характер.
Информация о работе Этапы проведения аудита финансовых вложений