Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:31, курсовая работа
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
характеристика и история развития системы учета direct-costing;
раскрытие роли и значения затрат в системе direct-costing;
рассмотрение калькулирования себестоимости по системе direct-costing и целесообразность её применения на примере предприятия ОАО «Гармония света»;
обоснование преимуществ и недостатков системы direct-costing;
Себестоимость продукции, работ, услуг – один из важнейших показателей, необходимых для управления бизнесом. Однако многих волнует вопрос: может ли себестоимость быть действительно «правдивой» и отражать реальное положение дел на предприятии? Да, если для калькулирования и формирования финансового результата используется система direct-costing.
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета direct-costing, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Особая значимость курсовой работы определила цель, которая состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию управленческого учёта и использования метода direct-costing на отечественном предприятии.
Целевая направленность работы обусловила постановку следующих задач:
Предметом работы является учёт затрат по системе direct-costing, объектом же будет рассматриваемое предприятие ОАО «Гармония света», на основании которого и разрабатываются рекомендации.
Решая, какой метод учета и калькуляции себестоимости стоит применять, следует помнить, что не бывает универсальных вариантов.
Как и любой метод, direct-costing имеет ряд преимуществ и недостатков, но во многих случаях он дает более объективную оценку ситуации, нежели методы, основанные на учете полных издержек. В данной работе проведен анализ того, в каких случаях это происходит, а также когда наиболее выгодно применять именно данный метод планирования учета и калькулирования себестоимости.
Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и на прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) — разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом — дает подсистема управленческого учета direct сosting
Direct сosting – это метод калькуляции себестоимости продукции, при котором все затраты разделяются на постоянные и переменные, и только переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Постоянная часть общепроизводственных затрат относится к затратам периода вместе с затратами на сбыт и администрирование.
Исторически данный подход стал использоваться в западных странах тогда, когда исчерпала себя модель экстенсивного развития производства и на ее смену пришла новая модель — модель интенсивного развития. Использование этой модели, в свою очередь, потребовало решения стратегических задач управления на основе четкого подразделения затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические.
Экономисты затрудняются утверждать, кто из ученых стоял у истоков теоретического обоснования такой классификации затрат. Еще в 1781 году Т.Е. Клинштейн в своей книге “Учение об альтернативах в учете” на примере металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство. А накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.
Впервые в пользу граничных затрат высказался видный немецкий ученый О. Шмаленбах. В 1899 году в статье “Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле”, опубликованной в газете “Немецкая металлургия”, он провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами. Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как “первичные накладные расходы”, “вторичные накладные расходы”, “постоянные затраты”, “переменные затраты”, “прогрессивные затраты” и “дегрессивные затраты”. О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе “Основы учета себестоимости и политика цен”, изданной в 1902 году.
В 1936 году, развивая эти идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — direct-costing, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем direct-costing стал преобладающим методом учета затрат.
Значительное развитие система direct-costing получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.
В настоящее время direct-costing широко распространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод получил наименование “учет частичных затрат” или “учет суммы покрытия”, в Великобритании его называют “учетом маржинальных затрат”, во Франции — ”маржинальная бухгалтерия” или “маржинальный учет”.В настоящее время в Германии direct-costing, чаще всего используется на крупных предприятиях. Его применяют здесь 54% предприятий. Особенно популярна эта система в пищевой промышленности (71,4% предприятий) и в строительстве (67,4% предприятий). Помимо Германии direct-costing широко
распространен в Канаде и Великобритании. В то время как в США и Японии его используют сравнительно мало, но, тем не менее, доля его все же
значительна, она превышает 30%. Следует также учесть, что standard-costing обязателен для применения. Так как подавая информацию о деятельности предприятия в государственные органы надо использовать именно данный метод. Поэтому можно увидеть, насколько direct-costing выделяется из общей массы различных методов. Ведь, несмотря на обязательность использования standard-costing, этот метод в некоторых странах используется на более чем 50% предприятий.
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин “учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости”. На наш взгляд, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: “маржинальный метод бухгалтерского учета”. Мы это связываем с тем, что основным показателем при системе direct-costing является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин “маржинальный метод” для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем direct-costing. Кроме того, как мы уже отмечали, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.
В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня его информационного обеспечения. Существующая в настоящее время отечественная система бухгалтерского учета во многом еще остается учетом директивной экономики и выполняет функции расчета налогооблагаемой базы. До сих пор на наших предприятиях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета direct-costing, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Direct-costing — метод учета в системе контроллинга, основанный на определении реальной стоимости продукции и услуг вне зависимости от расчетных условно-постоянных и накладных расходов.
Основной характеристикой direc
Главной особенностью direct-costing является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.
В соответсвии с Международными стандартами метод direct-costing не используется для составления внешней отчётности и расчёта налогов. Он применяется во внутреннем учёте для проведения управленческого анализа и для принятия оперативных управленческих решений, что и определяет область и цель рассматриваемого метода.
Схема калькуляции себестоимости по переменным издержкам представлена на рисунке
«Калькуляция себестоимости по системе direct-costing»
Согласно схеме только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг.
Прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и переменные общепроизводственные расходы (ОПР) являются основными элементами себестоимости, которые участвуют при расчете себестоимости продукции.
Ниже рассмотрен порядок отражения результатов калькулирования себестоимости выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) по методу direct-costing в бухгалтерском учете организации.
Счет Дт |
Счет Кт |
Описание проводки |
Сумма проводки |
90.2 |
25 |
Списание общепроизводственных расходов на себестоимость реализации отчетного перода |
Сумма общепроизводственных расходов |
90.2 |
26 |
Списание общехозяйственных расходы на себестоимость реализации отчетного перода |
Сумма общехозяйственных расходов |
40 |
23 |
Отражаем себестоимость
продукции вспомогательных |
Себестоимость продукции |
40 |
20 |
Отражаем себестоимость выпущенной продукции основного производства |
Себестоимость выпущенной продукции |
90.2 |
20 |
Отражаем себестоимость выполненных работ, оказанных услуг |
Себестоимость работ, услуг |
В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.
Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты предприятия. После вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.
Маржинальная калькуляция себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.
Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.
Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.
Информация о работе Этапы становления системы управленческого учёта direct-costing