Этика аудитора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ особенностей этики аудитора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие аудита и охарактеризовать правовые нормы аудита;
рассмотреть цели, задачи и общие принципы аудита;
охарактеризовать основы этики аудитора;
проанализировать Кодекс этики аудиторов России.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы аудиторской деятельности 5
1.1. Понятие аудита. Правовые нормы аудита 5
1.2. Цели, задачи и общие принципы аудита 7
Глава 2. Профессиональная этика аудитора 12
2.1. Основы этики аудитора 12
2.2. Кодекс этики аудиторов России 18
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая ГОТОВАЯ Этика аудитора.docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

Характер  и  значимость  угроз  могут  различаться  в  зависимости  от  того, возникают  ли  они  в  связи  с  оказанием  клиенту  услуг  по   аудиту   финансовой (бухгалтерской) отчетности, услуг по проверке достоверности информации, не являющейся аудитом  финансовой (бухгалтерской)   отчетности,  услуг,  не  связанных  с  проверкой достоверности информации.

Аудитор может также столкнуться  с тем, что некоторые особые обстоятельства ведут  к  возникновению  уникальных  угроз  нарушения  одного  или  более  основных принципов. Очевидно, что такие уникальные угрозы не могут быть классифицированы. При профессиональных  либо  деловых  отношениях  аудитор  должен  всегда  помнить  о возможности таких угроз.

Меры  предосторожности,  которые  могут  устранить  указанные  угрозы  или ослабить их до приемлемого уровня, подразделяются на две общие группы:

  • меры  предосторожности,  предусмотренные  профессией,  законом  или нормативными актами;
  • меры предосторожности, обусловленные рабочей средой.

Меры  предосторожности,  предусмотренные  профессией,  законом  или нормативными актами, включают, в частности:

  • требования  к  образованию,  профессиональной  подготовке  и  опыту,  необходимым для занятия профессией;
  • требования постоянного повышения профессиональной квалификации;
  • руководство по корпоративному поведению (управлению);
  • профессиональные правила (стандарты);
  • контроль процедуры со стороны профессии и надзорных органов, а также качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;
  • внешние  проверки  юридически  уполномоченными  третьими  лицами  отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.13

Меры  предосторожности,  обусловленные  рабочей  средой,  различаются  в зависимости от конкретных обстоятельств. Такие меры предосторожности включают общие меры,  относящиеся  к  деятельности,  и  конкретные меры,  относящиеся  к  заданию. Аудитор должен  вынести  суждение  о  том,  как  лучше  реагировать  на  выявленную  угрозу. При  этом аудитор  должен  рассмотреть,  что  именно  признало  бы  приемлемым  разумное  и  хорошо информированное  стороннее  лицо,  обладающее  всей  необходимой  информацией (в  том числе  о   существенности  угрозы  и  принятых  мерах  предосторожности).  При  таком рассмотрении  должны  учитываться  такие  факторы  как  существенность  угрозы,  характер задания и структура аудиторской организации.

Общие  меры  предосторожности,  относящиеся  к  деятельности  аудиторской организации, могут включать:

  • руководство  аудиторской  организацией,  при  котором  подчеркивается  важность соблюдения основных принципов;
  • руководство  аудиторской  организацией, при  котором подразумевается,  что члены проверяющей группы будут действовать в общественных интересах;
  • правила  и  процедуры  проведения  контроля  и  мониторинга  качества  проверки выполнения заданий;
  • документально  зафиксированные  правила,  предусматривающие  выявление  угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются  явно незначительными, определение и  осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;
  • для  аудиторских  организаций,  выполняющих  задание  по  проверке,  – документально зафиксированные правила независимости,  предусматривающие выявление угроз независимости,  оценку их  серьезности и в случаях,   когда такие угрозы не  являются явно  незначительными,  определение и осуществление мер предосторожности  для их устранения или сведения до приемлемого уровня;
  • документально  зафиксированные  внутренние  правила  и  процедуры,  требующие соблюдения основных принципов;
  • правила  и  процедуры,  позволяющие  идентифицировать  интересы  и  отношения между аудиторской организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами;
  • правила  и  процедуры  контроля  и  при  необходимости  управления  зависимостью доходов аудиторской организации от поступлений от отдельного клиента;
  • привлечение других руководителей и групп, выполняющих задания,  для оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой;
  • правила  и  процедуры,  запрещающие  лицам,  не  являющимся  членами  группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания;
  • своевременное  доведение  информации  о  правилах  и  процедурах  аудиторской организации,  в  том  числе   о  любых  изменениях  в  них,  до  сведения  всех  руководителей  и профессиональных сотрудников, и надлежащая организация их обучения;
  • назначение  одного  из  руководителей  аудиторской  организации  ответственным  за должное функционирование системы внутреннего контроля качества;
  • информирование всех руководителей и сотрудников аудиторской организации обо всех клиентах по проверке и связанных с ними  организациях, независимость по отношению к которым они должны соблюдать;
  • дисциплинарный  механизм,  стимулирующий  соблюдение  правил  и  процедур аудиторской организации;
  • официально  объявленные  правила  и  процедуры,  стимулирующие  и уполномочивающие  сотрудников  сообщать руководству  аудиторской организации о  любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов.

Конкретные меры предосторожности, относящиеся заданию, могут включать:

  • привлечение  другого  аудитора  для  проверки  проделанной  работы  или  получения необходимой консультации;
  • получение консультаций от независимой третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов;
  • обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента;
  • раскрытие  руководящим  работникам  клиента  характера  оказываемых  услуг  и размера взимаемой платы (гонорара);
  • привлечение  другой  аудиторской  организации  для  выполнения (повторного выполнения) части задания;
  • ротация руководящего персонала проверяющей группы.14

В  зависимости  от  характера  задания  аудитор может  также  полагаться  на меры предосторожности,  применяемые  клиентом.  Однако  для  сведения  угроз  до  приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.

Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента,  могут включать:

  • утверждение или одобрение назначения аудиторской организации для выполнения задания лицами, не входящими в руководство  клиента;
  • наличие  у  клиента  компетентных  работников,  обладающих  опытом  и полномочиями для принятия управленческих решений;
  • применение  клиентом  при  поручении  заданий,  не  связанных  с  аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя;
  • наличие  у  клиента,  структуры  корпоративного  поведения (управления), обеспечивающей  надлежащее  наблюдение  и  информирование  об  услугах  аудиторской организации.

Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность  выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности:

  • эффективную,  широко  освещаемую  систему  работы  с  жалобами  и  претензиями, управление  которой  осуществляется   организацией-работодателем,  профессией  или регулирующим  органом,  позволяющую  коллегам,  работодателям  и  представителям общественности  обращать  внимание  на  факты  непрофессионального  или  неэтичного поведения;
  • четко определенную обязанность сообщать о нарушениях норм этики.

Характер  мер  предосторожности,  подлежащих  принятию,  изменяется  в зависимости от обстоятельств. При вынесении профессионального суждения аудитор должен рассмотреть,  что  признало  бы  неприемлемым  разумное  и  хорошо  информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности).

При оценке соблюдения основных принципов аудитору, возможно, потребуется разрешить конфликт, возникающий  из применения основных принципов поведения.

Приступая к формальному  или неформальному процессу разрешения конфликта, аудитор в качестве части такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:

  • уместные факты;
  • имеющиеся этические проблемы;
  • основные принципы, имеющие отношение к вопросу;
  • установленные внутренние процедуры;
  • альтернативные  действия.

Рассмотрев указанное, аудитор должен определить соответствующий образ действий, совместимый  с  основными  принципами  поведения.  Аудитор  также  должен  взвесить последствия каждого возможного образа действий. Если проблема остается неразрешенной, аудитор  должен  проконсультироваться  с  соответствующими  лицами  в  аудиторской организации с целью получения помощи для разрешения конфликта.

В  интересах  аудитора  может  быть  документирование  сути  проблемы,  деталей любых обсуждений ее и принятых решений по этой проблеме.

Если  значительный  конфликт  не  поддается  разрешению,  аудитор  может пожелать обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию аудиторов или к юридическим  консультантам  и,  таким  образом,  получить рекомендации  по  разрешению  этической  проблемы,  не  нарушая  при  этом конфиденциальности.  Например,  аудитор  может столкнуться со случаем  мошенничества, сообщая  о  котором  он  может  нарушить  обязательство  соблюдать  конфиденциальность.  В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.15

Если  все  уместные  возможности  исчерпаны,  а  этический  конфликт  остается неразрешенным, аудитор должен (когда это возможно) отказаться быть ассоциированным с предметом,  ставшим  причиной  этого  конфликта.  Аудитор  может  решить,  что  в  данных обстоятельствах  следует  выйти  из  состава  проверяющей  группы,  или  отказаться  от конкретных  обязательств,  или  полностью  сложить  с  себя  обязанности  в  рамках  задания (договора) или нанявшей его аудиторской организации.

Заключение

 

Аудит стал заметным явлением современной экономической жизни. В России зарегистрировано более 4 тысяч  аудиторских фирм, из них в Москве свыше тысячи, в Санкт-Петербурге свыше 200, около 2 тысяч аудиторов  получили более 15 тысяч человек.

Квалифицированные аудиторы – сравнительно высоко оплачиваемые специалисты. Стремительное увеличение в последние годы числа аттестованных аудиторов способствовало появлению среди них людей малоквалифицированных не понимающих значения аудиторской профессии, что в конечном счете приводит к снижению общественного авторитета аудиторов, наносит профессии моральный ущерб.

Аудитор основывает свою деятельность на доверии к нему клиентов и пользователей  бухгалтерской отчетности. Организация  выбирает и приглашает квалифицированного, объективного аудитора, который пользуется доверием акционеров и всех других лиц, интересующихся бухгалтерской  информацией. Ряд обязательных требований и ограничений в деятельности аудитора определяется в законодательных  актах. Они составляют правовые основы аудиторской профессии.

Сообщество аудиторов  и их организаций, объединенное Аудиторской  палатой России, призвано совершенствовать аудит в стране, воспитывать высокие  моральные качества в аудиторах  и консультантах, строго следить  за соблюдением аудиторами не только правовых, но и этических норм профессионального  и человеческого поведения.

Профессиональные организации  разрабатывают подробные кодексы  профессиональной этики аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные  нюансы их поведения.

В этическом кодексе аудиторов  обобщены этические нормы профессионального  поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные  ценности, которые утверждает в своей  среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм – непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Об этике аудиторов-профессионалов много говорят, но мало делают для  воспитания авторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы повседневно  встречаются на профессиональном пути аудитора. Их нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать  нормы профессионального поведения, готовить себя к их неукоснительному соблюдению.

 

Список литературы

 

    1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.12.2008 действующая ред.) // Парламентская газета. - N 1. - 16-22.01.2009.
    2. Кодекс  этики  аудиторов  России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая  2007  г.)
    3. Данилевский, Ю.А. Аудит и основные направления аудиторской деятельности / Ю.А. Данилевский. – М.: ФИПК, 2009. – 197 с.
    4. Дуров, А.Г. Аудит / А.Г. Дуров. – М.: Экономистъ, 2008. – 156 с.
    5. Ерофеева, Е. А. Аудит / Е.А. Ерофеева. – М.: Высшее образование. 2008. – 352 с.
    6. Конев, В.А. Аудит / В.А. Конев. – СПб.: Питер, 2008. – 341 с.
    7. Кочинев, Ю. Ю. Аудит / Ю.Ю. Кочинев. – СПб.: Питер, 2008. – 231 с.
    8. Мельник, М. В. Аудит / М.В. Мельник. – М.: Экономистъ, 2008. – 432 с.
    9. Мерзликина, Е.М. Аудит / Е.М. Мерзликина. – М.: Издательство МГАП Мир книги, 2008. – 376 с.
    10. Минаев, В.Р. Аудит и его особенности / В.Р. Минаев. – М.: Дело и бизнес, 2008. – 459 с.
    11. Миронова О. А. Аудит / О.А. Миронова. – М.: Омега-Л, 2008. – 137 с.
    12. Орлов, О.Ю. Аудиторская деятельность в России / О.Ю. Орлов. – М.: Инфра-М, 2008. – 590 с.
    13. Подольский, В. И. Аудит / В.И. Подольский. – М: Юнита-Дана, 2008. – 623 с.
    14. Скобара, В.В. Аудит: методология и организация / В.В. Скобара. – М.: Дело и сервис, 2008. – 576 с.
    15. Шеремет, А.Д. Аудит / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2008. – 240 с.

Информация о работе Этика аудитора