Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:34, реферат
Повышение качества аудиторской деятельности - важная задача аудита на ближайшую перспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутренних методик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных стандартов. Крупные аудиторские фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностью и не доступные для широкого пользования аудиторами - практиками. Разработкой внутрифирменных стандартов могут заниматься только высококвалифицированные специалисты.
Введение
1. Понятие качества аудита
2. Контроль качества аудита
Заключение
Список литературы
Качество аудита
Содержание
Введение
1. Понятие качества аудита
2. Контроль качества аудита
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время возрастает
значение качества аудита и его оценки.
При определении качества аудита
следует исходить из сути аудита как
вида предпринимательской
Система официального бухгалтерского
учета в России служит инструментом
финансового регулирования и
проведения единой финансовой политики;
обеспечивает реализацию конституционного
права на информацию в сфере предпринимательской
деятельности и экономики. Право
на получение экономической
Недостоверная информация о финансовом положении и результатах деятельности предприятий может повлечь принятие необоснованных решений, которые могут обернуться самыми серьезными экономическими потерями. Задача обеспечения информационной и экономической безопасности граждан, бизнеса и государства решается институтом независимого аудита. При этом аудиторская проверка должна быть проведена качественно, аудиторское заключение – отражать все существенные искажения отчетности.
Вывод о некачественной работе аудиторской организации или индивидуального аудитора может поставить под сомнение ранее выданные аудиторские заключения и, как следствие, выводы о достоверности отчетности проверенных организаций. Это в свою очередь может привести к недоверию со стороны заинтересованных пользователей к финансовой отчетности этих организаций, в том числе сказаться на мнении потенциальных инвесторов. Поэтому результаты проверок работы аудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов должны быть хорошо аргументированными и должным образом оформленными.
1. Понятие качества аудита
Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (п. 3 Закона N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в ред. от 30.12.2004). Если конкретнее, то предметом аудиторской деятельности является выражение мнения о мере точности данных бухгалтерской отчетности и мере соответствия законодательству при ведении бухгалтерского учета. Следовательно, качество аудита есть тождественность мнения аудитора о мере искажений бухгалтерской отчетности и меры ее фактических искажений. То есть, если аудитор дал заключение, что отчетность достоверна (недостоверна), и никто не доказал иного, значит, аудит проведен качественно1.
Согласно Правилу (стандарту) N 7 "Внутренний контроль качества аудита", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", качество проведения аудита обеспечивают:
- установление системы внутреннего контроля качества. В соответствии с п.6 Правила (стандарта) N 7 аудиторская фирма должна создать надлежащую систему внутреннего контроля качества, обеспечивающую соблюдение фундаментальных этических принципов (независимость, честность, объективность и конфиденциальность, профессиональное поведение и профессиональная компетентность), правомерность поручения заданий, осуществление контрольных полномочий, проведение консультаций, оценка и отбор клиентов, мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества и т.д.;
- процедуры внутреннего контроля качества, разработанные самой фирмой. Согласно п.4 Правила (стандарта) N 7 аудиторская организация (индивидуальный аудитор) должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы, призванные обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудиторская организация (индивидуальный аудитор), либо в соответствии с другими документами.
Качество аудита можно
определить как степень необходимого
и достаточного уровня доверия к
мнению аудитора со стороны пользователей
в отношении достоверности
Рассматривая вопрос о качестве аудиторских услуг, необходимо учитывать специфику аудита как особого вида деятельности. В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696):
- аудит призван обеспечить
разумную уверенность в том,
что рассматриваемая в целом
бухгалтерская отчетность не
содержит существенных
- разумная уверенность
- это общий подход, относящийся
к процессу накопления
- разумная уверенность
аудитора в том, что
Как видно из приведенных
норм, задачей аудитора является выявление
только существенных искажений бухгалтерской
отчетности в целом. Поэтому в
практике аудиторской деятельности
существует такое понятие как
уровень существенности. То есть аудитор
оценивает то, что является существенным,
по своему профессиональному суждению,
исходя из того, какие факторы способны
привести к существенному искажению
бухгалтерской отчетности. Иные факторы
хозяйственной деятельности, неправильное
отражение которых в
А вот необнаружение аудитором существенного искажения в бухгалтерской отчетности клиента (к примеру, необнаружение ошибки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на сумму, превышающую уровень существенности), которое привело к искажению показателей в бухгалтерском балансе по соответствующей строке, может служить подтверждением ненадлежащего качества аудита.
2. Контроль качества аудита
Методами обеспечения
качества аудита является контроль. Контролю
качества аудита посвящено правило
(стандарт) "Внутрифирменный контроль
качества аудита", одобренное Комиссией
по аудиторской деятельности при
Президенте Российской Федерации 15.07.1998
(протокол N 4). Этот стандарт состоит
из четырех разделов: общие положения;
функции сотрудников
Различают два уровня контроля
качества аудита: внешний и внутренний.
На каждом уровне осуществляется предварительный,
текущий и последующий
Внешний уровень контроля
обеспечивается проверкой уровня профессиональных
аудиторов. Предварительный внешний
контроль осуществляется путем сдачи
претендентами квалификационных экзаменов
на право занятия аудиторской
деятельностью, текущий и последующий
- путем постоянного надзора за
деятельностью аудиторов и
Внешний контроль должен учитывать и множество других факторов кроме упомянутых, в том числе:
- направленность (специализацию)
деятельности аудиторской
- аудиторские риски,
- методологически обоснованные
и выверенные способы расчета
уровня существенности и
Необходимо выявлять и уточнять совокупность факторов, влияющих на качество работы аудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов, их взаимозависимость и значимость одного по отношению к другим и ко всей совокупности в целом, а также "зоны риска", влияющие на качество работы.
В настоящее время существуют
различные мнения по поводу того, какие
общественные субъекты должны проводить
контрольные проверки аудиторских
организаций и индивидуальных аудиторов.
Мировая практика показывает, что
именно аудиторским сообществам
чаще всего отдается предпочтение при
делегировании функций внешнего
контроля качества аудита, но такой
подход в нашей стране неприемлем,
так как действующая
Ведущая роль в процессе
регулирования аудиторской
Контроль со стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двух формах - предварительной и последующей. В настоящее время этот контроль в соответствии с действующим законодательством представлен в виде организации лицензирования, включающего процедуры выдачи и приостановления лицензий.
Предварительный контроль состоит в рассмотрении представленных аудиторскими организациями документов на получение лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован следующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качества услуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1999 N 472 (в дальнейшем - Положение).
1. Несоответствие доли
уставного капитала (уставного фонда)
аудиторской фирмы,
2. Отсутствие в штате
аудиторской фирмы
3. Установление случаев
неквалифицированного
4. Осуществление аудиторской
организацией деятельности, не предусмотренной
выданной лицензией или не
связанной с аудитом. В первом
случае аудиторы зачастую не
в состоянии обеспечить