Качество аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Повышение качества аудиторской деятельности - важная задача аудита на ближайшую перспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутренних методик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных стандартов. Крупные аудиторские фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностью и не доступные для широкого пользования аудиторами - практиками. Разработкой внутрифирменных стандартов могут заниматься только высококвалифицированные специалисты.

Содержание работы

Введение
1. Понятие качества аудита
2. Контроль качества аудита
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Качество аудита.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Последующий контроль производится с целью проверки качества аудиторских  услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых  законодательством Российской Федерации  к аудиторской деятельности. Во Временных  правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного  экономического субъекта, а также  по собственной инициативе или по предложению прокурора может  назначать проверку качества аудиторского заключения...".

Меры наказания тоже предусмотрены  для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "...к убыткам  для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность  толкования этого понятия. Следует  предположить, что напрямую нанести  убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может  в случае, если сделает ошибочный  вывод о соблюдении проверяемым  субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

- наличие задолженности  экономического субъекта бюджету  по налогам и другим платежам;

- обнаружение в ходе  перепроверки признаков банкротства,  ликвидации или сокращения деятельности  субъекта, которые имели явно  выраженный, документально прослеживаемый  характер в периоде времени,  за который проводился аудит,  либо в течение срока проведения  контролируемой проверки вплоть  до даты подписания аудиторского  заключения;

- окончательное отсутствие  возможности погашения задолженности  бюджету экономическим субъектом  вследствие произошедшей после  окончания аудиторской проверки  ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые  могут привести к убыткам для  экономического субъекта, следует разделить  на две категории:

- причинившие ущерб экономике субъекта;

- прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников  проверяемого субъекта.

Следует отметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении  о лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности не указаны  объемы, сроки и периодичность  проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими  органами. Однако работа в этом направлении  ведется.

Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских  фирм, поэтому он называется также  внутрифирменным4. Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В третьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита" содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской  организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской  организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций  может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой  системы зависят от:

- размера аудиторской  организации, ее специализации  и организационной структуры;

наличия филиалов и подразделений  аудиторской организации и их пространственной удаленности;

-экономической эффективности  применяемой системы контроля  качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации  должна включать:

- соблюдение профессиональными  сотрудниками аудиторской организации  требований независимости, честности,  объективности, конфиденциальности  и профессиональной этики;

- укомплектование аудиторской  организации профессиональными  сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми  для надлежащего выполнения ими  своих обязанностей;

-поручение аудиторских  заданий профессиональным сотрудникам,  квалификация которых соответствует  особенностям этих заданий;

- выполнение всех видов  работ в ходе аудита на основе  направляющих указаний, текущего  контроля и проверки работы  таким образом, чтобы это отвечало  необходимым требованиям качества;

- получение сотрудниками  при недостатке опыта или знаний  в конкретных обстоятельствах  соответствующих консультаций как  внутри аудиторской организации,  так и вне ее;

- разработку и применение  в аудиторских организациях на  постоянной основе процедуры  подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы  еще на стадии предварительного  знакомства с клиентом должны  отсеивать неблагонадежных экономических  субъектов. Для этого аудиторам  важно договориться о внутренней  политике своей фирмы в отношении  таких клиентов;

- осуществление мероприятий  по регулярным проверкам надежности  и эффективности функционирования  внутрифирменной системы контроля  качества работы;

- принятие необходимых  мер в отношении сотрудников  аудиторской организации в случаях  невыполнения или ненадлежащего  выполнения ими возложенных на  них обязанностей.

Основные принципы и процедуры  системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого  профессионального сотрудника. Для  качественного выполнения работы в  ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

- до начала аудита были  утверждены руководитель и старший  аудитор конкретной аудиторской  проверки, что отражается во внутрифирменном  стандарте "Планирование аудита";

- руководитель и старший  аудитор проанализировали профессиональные  способности рядовых участников  проверки, спланировали работу, которая  может быть им поручена, и определили  специфику и объем текущего  контроля и проверок выполненных  работ.

Следует отметить, что правила  внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок не могут выступать  в качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности.

В рамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличия определенных процедур, без которых аудит не может быть признан качественным: расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана и программы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут подвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должна показывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходе проверки выводы и др.

Перечень процедур проверки качества должен, в частности, включать:

- анализ видов аудиторских  услуг, предоставляемых аудиторской  организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых  аудиторских услуг (по их видам)  в общем объеме выручки от  реализации платных услуг;

- сопоставление выручки,  полученной от оказания услуг  по проведению аудиторских проверок, с выручкой, полученной от оказания  консультационных услуг (консалтинга);

- контроль наличия фактов  и обоснованности претензий на  качество проведенных аудиторских  проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых и правоохранительных  органов, органов государственной  власти;

- установление степени  соответствия выводов и рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении (особенно в аналитической части), действующему законодательству  Российской Федерации;

- проверка наличия внутренней  системы контроля качества, собственных  стандартов аудиторской организации,  утвержденных руководством фирмы,  и их соответствия правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Чтобы аудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному  уровню, представляется необходимым  соблюдение также норм Кодекса этики  аудиторов России (принят Советом  по аудиторской деятельности при  Минфине России, Протокол N 16 от 28.08.2003); положений международных стандартов аудита в части, не противоречащей отечественным  стандартам; внутренних стандартов аудиторской  фирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма; условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.

 

Заключение

 

Повышение качества аудиторской  деятельности - важная задача аудита на ближайшую перспективу. Одним из основных путей ее решения является разработка внутренних методик аудита, рабочей документации, т.е. внутрифирменных  стандартов. Крупные аудиторские  фирмы имеют такие методики, являющиеся их интеллектуальной собственностью и  не доступные для широкого пользования  аудиторами - практиками. Разработкой  внутрифирменных стандартов могут  заниматься только высококвалифицированные  специалисты. Этот процесс является довольно трудоемким. Его можно охарактеризовать как научно - исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для ведения аудиторской  деятельности на достаточно высоком  профессиональном уровне. При самостоятельной  разработке фирмой таких внутренних документов совмещение ведущими специалистами  текущей аудиторской деятельности и исследовательских изысканий представляется весьма проблематичным.

Применение внутрифирменных  стандартов позволит аудиторским фирмам:

неукоснительно соблюдать  требования действующих аудиторских  правил (стандартов);

снизить трудоемкость аудиторских  проверок на отдельных участках проверки, полностью разработанных в виде рабочих таблиц и требующих только их заполнения по представленным к  проверке первичным документам;

шире использовать для  проведения проверок аудиторов - ассистентов;

улучшить качество аудиторской  деятельности;

увеличить объем выполняемых  аудиторских работ;

изменить структуру аудиторской  фирмы;

сделать технологию организации аудита более современной и рациональной5.

Представляется необходимым  принятие правила (стандарта) и соответствующих  нормативных документов по внешнему контролю качества аудиторских проверок, предполагающих раскрытие следующей  информации и выполнение следующих  требований:

перечень контролирующих органов, их функций, прав и обязанностей. Порядок проведения контрольной  проверки, т.е. как и с чего она  начинается, должно ли высылаться уведомление  о проведении проверки или она  может быть внезапной и т.п.;

определение понятий "неквалифицированное  проведение аудиторской проверки", "неквалифицированное оказание аудиторских  услуг". Разработка критериев, на основании  которых аудиторская проверка (аудиторское  заключение) признается качественной или некачественной независимо от того, причинен экономическому субъекту или  государству экономический ущерб  или нет;

методики и процедуры  проведения проверки качества аудита (для государственных органов);

порядок оформления результатов  перепроверки;

действия аудиторских  организаций по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами;

ответственность аудиторов  за препятствование в проведении контрольной проверки.

 

Список литературы

 

Панкова С.В. Влияние на качество услуг аудиторов. – М.; Аудиторские  ведомости, 2003, №10.

Гутцайт Е.М. Внешний контроль за качеством аудита. – М.; Аудиторские ведомости, 2004, №4.

Бычкова С.М. Понятие качества в аудите и бухгалтерском учете. – М.; Аудиторские ведомости, 2005, №3.

Пахомов Д. Качество аудиторских  услуг: организация контроля. – М.; Финансовая газета, 2001, №1.

Пресняков С. К вопросу  о качестве аудита. – М.; Экономика  и жизнь, 2005, №34.

1 Панкова С.В. Влияние  на качество услуг аудиторов.  – М.; Аудиторские ведомости, 2003, №10.

2 Пахомов Д. Качество  аудиторских услуг: организация  контроля. – М.; Финансовая газета, 2001, №1.

3 Пресняков С. К вопросу  о качестве аудита. – М.; Экономика  и жизнь, 2005, №34.

4 Пресняков С. К вопросу  о качестве аудита. – М.; Экономика  и жизнь, 2005, №34.

5 Пахомов Д. Качество  аудиторских услуг: организация  контроля. – М.; Финансовая газета, 2001, №1.


Информация о работе Качество аудита