Кадровое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Анализ литературы показал, что в отечественной науке управления теме, выбранной мной для данной курсовой, выделяется достаточно скромное место. В чем тут причина - не знаю. Возможно, виной тому то, что наша, российская, теория управления еще достаточно молода по сравнению со, скажем, американской. Но факт остается фактом: в работах российских авторов ( в частности, - Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. - 1993, можно привести и другие примеры) внимание уделяется главным образом математическим расчетам необходимого числа служащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
§1. Определение предмета процесса кадрового планирования.
§2. Проблема интеграции кадрового планирования в планы организации.
ГЛАВА II. СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
§1. Определение влияния стратегических целей организации
на отдельные ее подразделения
§2. Определение будущих потребностей
§3. Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы
§4. Методы прогнозирования кадровых потребностей
§5. Разработка конкретных планов
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
§1. Планирование потребностей в персонале
§2. Планирование использования кадров
§3. Планирование обучения персонала
§4. Планирование сокращения (высвобождения) персонала
ГЛАВА IV. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ГЛАВА V. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ “ЛОВУШКИ” ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Заключение
Список сносок
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кадровое планирование.docx

— 61.69 Кб (Скачать файл)

Имеются четыре базисных пути, как  сократить общее число служащих:  
(1) Сокращения производства; 
(2) Истечение срока, завершение; 
(3) побуждения к раннему уходу в отставку;  
(4) побуждения к добровольному уходу с должности. Сокращение производства, в противоположность истечению срока, принимает что вероятно, служащие будут набираться вновь некотором количестве, но позже рпеделенной дата. Большинство планов ранних уходов в отставку и уходе с должности обеспечивает некоторое финансовое побуждение к этим отставкам.

Подходы, не приводящие к отставке служащих включают  
(1) реклассификацию;  
(2) пересылку;  
(3) распределение работы.

Реклассификация включает или понижение в должности служащего, понижение возможностей работы, или комбинации этих двух. Обычно, реклассификация сопровождается уменьшением оплаты. Пересылка включает перемещение служащего в другую часть организации.

Распределение работы - установка, чтобы  ограничить сокращение производства и  завершения через пропорциональное уменьшение часов среди служащих.

Планы действия должны планироваться  постепенно с выполнением кадрового  планирования.

На организационные цели влияет большое количество исторических и  относящихся к окружению факторов. Относящиеся к окружению факторы  будут включать переменные типа экономики, конкуренции и технологии. Когда  организационные цели установились, они транслируются в дивизиональные ведомственные цели.

Отдельные менеджеры определяют человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей. Отдел кадрового планирования соединяет и определяет общий  спрос в персонале для данной организации.

Подобно этому, сеть кадровых требований основывается на информации, представленной на рассмотрение различными отделами организации в свете доступного персонала и ожидаемых изменений. Если требования сети положительны, организационные  орудия - набор, выбор, обучение, и разработка. Если требование отрицательно, соответствующие  корректировки должны делаться через  сокращения производства, истечение  срока, раннюю отставку или добровольный уход.

Глава III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ.

С производственно-экономической  точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое  с помощью чисто экономических  и организационных критериев  соответствие между работником и  его рабочим местом на определенном участке труда.

В главе I были приведены задачи, которые  призвано решить кадровое планирование. Разнообразие этих задач определяет тот факт, что все кадровое планирование можно поделить на следующие его  виды:

  • планирование потребностей в персонале,
  • привлечения (набора) персонала,
  • использование и сокращения персонала,
  • обучения персонала,
  • сохранения кадрового состава,
  • расходов на содержание персонала,
  • производительности.

Разумеется, все виды кадрового  планирования тесно связаны друг с другом, взаимно дополняют и  корректируют мероприятия, предусмотренные  в том или ином плане.

§1. Планирование потребности  в персонале.

Включает: 
Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов; 
Оценку будущих потребностей; 
Разработку программ по развития персонала.

Конкретное определение потребности  в персонале представляет собой  расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в  соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной  потребности в рабочей силе и  фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для  принятия управленческих решений в  области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

ТАБЛИЦА1. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале.12

Факторы

Их влияние

Методы определения

1. Факторы, существующие вне предприятия. 

1.1.Изменение конъюктуры

Сбытовые возможности предприятия  Себестоимость

Анализ тенденций, оценка

1.2.Изменение структуры рынка

 

Анализ рынка

1.3.Конкурентные отношения

 

Анализ положения на рынке

1.4.Данные, определяемые экономической  политикой

 

Анализ экономических данных и  процессов

1.5.Тарифное соглашение

 

Прогноз последствий, анализ принятых соглашений

2. Факторы, существующие на предприятие  (внутренние)  

2.1.Запланированный объем сбыта

Количественные и качественные потребности  в кадрах (новый спрос или пониженный спрос)

Принятие предпринимательских решений  в соответствии с оценкой факторов, перечисленных в пункте 1.

2.2.Техника, технология, организация  производства и труда

Численность необходимого персонала  Объем и качество готовой продукции

Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науки  о труде

2.3.Текучесть кадров

Дополнительная потребность в  работниках для замены выбывших

Учет убытков

2.4.Простои

Нерациональное использование персонала  Сокращение объема производства

Определение доли текучести кадров и  простоев

2.5.Стратегия профсоюза

Кадровая политика

Переговоры


Поскольку этот вид планирования был  достаточно подробно рассмотрен выше, не буду останавливаться на нем.

§ 2. Планирование использования  кадров.

Осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей.

Цель – по возможности целесообразное, то есть экономичное и справедливое по отношению к человеку распределение  потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами. Реализация планирования использования кадров должна обеспечить оптимальную степень удовлетворенности  работополучателей своими рабочими местами в том случае, если были учтены их способности, умения, требования и мотивация.

При определении места работы в  процессе планирования использования  кадров наряду с учетом квалификационных признаков следует принимать  во внимание также психические и  физические нагрузки на человека на том  или ином рабочем месте, их соответствие возможностям человека, принимаемого на работу. Посредством такой конкретизации  планирования использования рабочей  силы можно будет избежать завышения  и занижения требований, профессиональных заболеваний, и др..

Особые проблемы в планировагнии использования кадров возникают при обеспечении занятости таких групп работающих, как молодежь, пожилые работники и люди с ограниченными физическими и психическими возможностями. Эти категории работников особенно важно использовать в соответствии с их квалификацей и возможностями.

§ 3. Планирование обучения персонала.

Оно призвано использовать собственные  производственные ресурсы рабртающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации к изменяющимся условиям производства.

Планирование обучения должно учитывать:

  • требуемое количество учеников;
  • количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;
  • новые курсы или расходы на существующие.
  • качественная составная часть кадрового планирования. Она включает в себя все усилия предприятий по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или же на повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.

Планирование роста квалификации кадров имеет большое значение в  процессе осуществления производственных мероприятий, которые касаются персонала. С одной стороны, оно позволяет  использовать собственные резервы  рабочей силы при одновременно более  высокой степени успеха, чем это  смогли бы обеспечить поиски новых  кадров; с другой – дает отдельному работнику оптимальный шанс для  самореализации.

§4.Планирование сокращения или высвобождения персонала.

Оно призвани показать:

  • кого следует сократить, где и когда;
  • шаги, которые необходимо предпринять чтобы помочь сокращенным работникам найти новую работу;
  • политику объявления о сокращения и выплаты выходных пособий;
  • программу консультирования с профсоюзами или ассоциациями работников.

Причинами высвобождения кадров могут  быть явления организационного, экономического или технологического плана. Штаты  могут сокращаться, если работников больше, чем это необходимо для  новой рыночной ситуакции. Причиной сокращения штатов могут быть также несоответствие работников занимаемым должностям, технический прогресс, уменьшающий затраты труда.

Планирование высвобождения персонала  позаволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создание для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях.

Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется нав классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень доброаольности ухода работника из организации:

  • по инициативе работника, то есть по собственному желанию,
  • по инициативе работодателя или администрации,
  • в связи с выходом на пенсию.

Результаты исследования показывают, что высворбождение работников только в том случае позволяет решить возникающие проблемы и дать ожидаемый эффект, если на предприятиях заранее планировали пороведение этой работы и минимизацию возможных негативных порследствий, связанных с высвобождением персонала.

Своевременные перемещения, переобучение, прекращение приема на работу в условиях ухода людей на пенсию и так  далее являются средствами осуществления  политики на внутрифирменном рынке  труда в рамках планирования сокращения персонала. Степень социальной напряженности  при необходимости сокращения персонала  может быть значительно уменьшена  за счет использования разнообразных  альтернативных решений. В качестве альтернативы сокращению штатов принято  рассматривать сокращение рабочего времени (неполный рабочий день и  т д), перевод на другую работу, стимулирование увольнения по собственному желанию.

Смягчить проблему сокращения штатов помогает стратегическое планирование штатов, то есть проведение соответствующей  политики привлечения подготовки, ротации  квалифицированных кадров.стратегическое планирование в этом случае предусматривает проведение компенсационных мероприятий в соответствии с резервом времени, что позволяет избегать более жестких мер по сокращению штатов.

Увольнение из организации вследствии ухода на пенсию характеризуется рядом отличий. Оно может быть заранее спрогназировано с достаточной точностью по времени. Это событие связано с существенными измененимями личеной жизни. Отношения организации к пожилым сотрудникам являются мерилом уровня культуры управления и цивилизованности экономической системы.

Глава IV. Временные рамки  кадрового планирования.

Поскольку, как уже говорилось выше, кадровое планирование неразрывно связано  с другими процессами планирования, протекающими в организации, временные  рамки кадрового планирования также  должны соотноситься с аналогичными характеристиками планирования в организации.

Организационные планы часто классифицируются следующим образом: 
1) краткосрочные (0-2 года) 
2) среднесрочные (2-5 лет) 
3) долгосрочные (более 5 лет)

В идеале организация должна составлять планы на каждый из этих периодов. Таблица 2 содержит главные факторы, воздействующие на каждый из периодов кадрового планирования организации.

ТАБЛИЦА 2. Факторы, воздействующие на конкретные временные рамки кадрового  планирования.13

Фактор прогноза

Краткосрочное планирование (0-2 года)

Среднесрочное планирование (2-5 лет)

Долгосрочное планирование (более 5 лет)

Спрос

Оправданная занятость, включая рост, изменения и оборот)

Потребности выводятся из ресурсов и  планов

В некоторых организациях аналогично среднесрочному, в других – повышение осведомленности в среде и технологии – метод экспертных оценок

Предложение

Перепись служащих без ожидаемых  потерь плюс возможные поддержки зависимых групп

Вакансии персонала ожидаются  исходя из конкретных данных о повышении производительности, производных из планов развития

Управленческие ожидания изменения  характеристик служащих и будущих возможностей персонала

Сеть потребностей

Количество и виды необходимого персонала

Количества, виды, данные и уровни потребностей

Управленческие ожидания будущих  условий, воздействующих на непосредственное решение


Глава V. Распространенные «ловушки» процесса кадрового планирования.

К сожалению, планирование персонала  невсегда проходит успешно.

Этому может быть причиной великое  множество вещей, но есть 8 основных "камней преткновения":

1) Подлинный кризис. Специалисты  по кадровому планированию работают  в среде, характеризующейся неясными  инструкциями, различными линиями  политики компании, разнообразными  стилями управления.

Информация о работе Кадровое планирование