КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ №2
По дисциплине: Макроэкономическое
планирование и прогнозирование
Содержание
1. Классификация и краткая характеристика
методов прогнозирования....3
2. Агрегирование индексов цен:
семейство индексов Лоу, симметричные
индексы……………………………………………………………………..……12
3. Используя
метод аналитического выравнивания,
на основе данных Росстата
за последние 15 лет сделайте прогноз
динамики численности населения
России на трехлетний период…………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………19
1. Классификация и краткая характеристика
методов прогнозирования
Прежде всего,
приведем определение метода
прогнозирования как способа
теоретического и практического
действия, направленного на разработку
прогнозов. Это определение является
достаточно общим и позволяет
понимать термин «метод прогнозирования»
весьма широко: от простейших
экстраполяционных расчетов до сложных
процедур многошаговых экспертных опросов.
[8]
Метод прогнозирования
представляет собой последовательность
действий, которые нужно совершить
для получения модели прогнозирования.
По аналогии с кулинарией метод
есть последовательность действий,
согласно которой готовится блюдо
— то есть сделается прогноз.
Проблема прогнозирования,
вследствие быстрых, порой плохо
предсказуемых изменений внешней
среды, за последнее десятилетие
стала особенно сложной. С учетом
этих трудностей и критичности
ошибок в прогнозах некоторые
специалисты были вынуждены заговорить
о тщетности прогнозирования. Тем
не менее, прогнозирование – это
обязанность, которую в явной
или неявной форме неизбежно
должны выполнять все организации.
Помимо получения возможных
будущих оценок тех или иных исследуемых
параметров, целью прогнозирования также
является побуждение к размышлению о том,
что может произойти во внешней среде
и к каким последствиям для фирмы это приведет.
Прогнозирование повышает бдительность
менеджеров и, следовательно, их способность
реагировать на изменения. Этот эффект
достигается даже тогда, когда прогнозы
не сбываются в связи с тем, что некоторые
гипотезы, положенные в основу прогнозного
сценария, не материализовались.
Методы прогнозирования,
можно классифицировать на эвристические,
при применении которых преобладают
субъективные начала, и экономико-математические,
при применении которых преобладают
объективные начала.
Эвристические методы предполагают,
что подходы, используемые для формирования
прогноза, не изложены в явной форме и
неотделимы от лица, делающего прогноз,
при разработке которого доминируют интуиция,
прежний опыт, творчество и воображение.
К данной категории методов относятся
экспертные методы. Причем опрашиваемые
эксперты, давая свои оценки, могут основывать
свои суждения, как на голой интуиции,
так и используя определенные причинно-следственные
связи, данные статистики и расчетов. При
этом данные, полученные от экспертов,
часто подвергаются дополнительной математической
обработке. Кроме того, в эвристические
методы входят методы сценариев и прогнозных
графов.
Так, при прогнозировании
спроса изучаются предпочтения
потребителей; в качестве экспертов
может рассматриваться персонал,
обслуживающий определенные территории,
дилеры, дистрибьюторы, консультанты
по маркетингу и т. д.
При использовании
экономико-математических методов
подходы к прогнозированию четко
сформулированы и могут быть
воспроизведены другими лицами,
которые неизбежно придут к
получению такого же прогноза.
Основу экономико-математических
методов составляют рассмотренные
выше статистические методы.
Если при
применении экспертных методов
структура причинно-следственных
связей, используемая разными экспертами,
может быть различной, то при
использовании экономико-математических
методов структура моделей устанавливается
и проверяется экспериментально,
в условиях, поддающихся объективному
наблюдению и измерению.
Определение системы факторов
влияния и причинно-следственной (казуальной)
структуры исследуемого явления – исходная
точка экономико-математического моделирования.
Зачастую эвристические
и экономико-математические методы
являются взаимодополняющими. В
условиях сильно изменчивой внешней
среды интуиция и воображение
способны стать важными инструментами
восприятия реальности, дополняя количественные
подходы, которые, по определению, опираются
только на наблюдаемые факторы. С другой
стороны, понятно, что чисто качественному
методу также присущи значительные погрешности
и что интуиция должна в возможно большей
степени проверяться с помощью доступных
фактов и знаний. Таким образом, следует
обеспечить совместное использование
этих двух подходов.
Что касается
прогнозирования спроса (объемов
продаж), то в методологически
правильной постановке – это
искусство оценки будущего спроса
при предположении об определенном
поведении покупателей в заданных
условиях. Прогнозирование спроса
в данном случае должно осуществляться
в три этапа. Вначале разрабатывается
прогноз внешней среды, затем
– прогноз развития данной
отрасли, наконец, разрабатывается
прогноз величины спроса на
товары конкретной компании. Такие
комплексные, тем более аналитические
модели, разработать и реализовать
чрезвычайно сложно, поэтому на
практике получили применение
более простые статистические
модели.
Экспертные
оценки, сформулированные специалистами
по маркетингу, базируются на
сведениях, собранных на стадии
предварительного анализа и учитывающих
данные о продажах конкурентов,
размере потенциального рынка, общем
спросе и др. Недостающая информация
собирается путем прямых опросов
потенциальных пользователей, торговцев,
поставщиков и, если это возможно,
конкурентов.
Все прогнозы
объема продаж строятся на
использовании трех видов информации,
полученных на основе изучения:
что люди говорят, что люди
делают и что люди сделали.
Получение первого вида информации
основывается на изучении мнения
потребителей и покупателей, торговых
агентов и посредников. Здесь
используются методы социологических
исследований и экспертные методы.
Изучение того, что люди делают,
предполагает проведение тестирования
рынка. Изучение того, что люди
сделали, предполагает анализ статистических
данных о сделанных ими покупках.
Прогнозирование
объемов продаж транспортных
услуг (объемов перевозок) на железнодорожном
транспорте является частным
случаем прогнозирования объемов
продаж. В этом случае особое
внимание необходимо уделять
специфике транспортной продукции
и рынка транспортных услуг.
Следует отметить,
что при составлении краткосрочных
прогнозов и прогнозов на перспективу
(среднесрочных и долгосрочных) используются
различные методы и составляются
разные модели. Так, к краткосрочным
прогнозам следует отнести прогнозы на
месяц, квартал, полугодие; к среднесрочным
– прогнозы на период от года до трех лет;
к долгосрочным – свыше трех лет. В маркетинге,
в основном, используются краткосрочные
и среднесрочные прогнозы, долгосрочные
прогнозы в основном используются при
стратегическом планировании деятельности
предприятия.
Долгосрочные
прогнозы основываются, в первую
очередь, на эвристических методах
– методах экспертных оценок,
сценарных методах и методах
прогнозных графов.
Среднесрочное
прогнозирование целесообразно
осуществлять, используя макроэкономические
показатели. Сначала устанавливается
корреляционная зависимость между
одним или несколькими макроэкономическими
показателями и объемами перевозок.
Затем при достаточном уровне
коэффициента корреляции разрабатывается
регрессионная модель, после чего
результаты корректируются с
привлечением экспертов.
Краткосрочные
прогнозы основаны на экономико-математических
и экспертных методах. Более детально
краткосрочное прогнозирование
рассмотрено ниже.
В настоящее
время наряду со значительным
числом опубликованных методов
прогнозирования известны многочисленные
способы их классификации. Тем
не менее, считать этот вопрос удовлетворительно
решенным нельзя, так как единой, полезной
и полной классификации сейчас еще не
создано. Вероятно, прогностика, как молодая
наука, еще не достигла такого уровня развития,
когда возможно создание классификации,
удовлетворяющей всем этим требованиям.
Итак, каковы же цели классификации методов
прогностики? Можно указать две такие
основные цели. Это, во-первых, обеспечение
процесса изучения и анализа методов и,
во-вторых, обслуживание процесса выбора
метода при разработке прогнозов объекта.
На современном этапе трудно предложить
единую классификацию, в равной степени
удовлетворяющую обеим из указанных целей.
Существуют
два основных типа классификации:
последовательная и параллельная.
Последовательная классификация
предполагает вычленение частных
объемов из более общих. Это процесс,
тождественный делению родового понятия
на видовые. При этом должны соблюдаться
следующие основные правила: 1) основание
деления (признак) должно оставаться одним
и тем же при образовании любого видового
понятия; 2) объемы видовых понятий должны
исключать друг друга (требование отсутствия
пересечения классов); 3) объемы видовых
понятий должны исчерпывать объем родового
понятия (требование полного охвата всех
объектов классификации). [6]
Параллельная
классификация предполагает сложное
информационное основание, состоящее
не из одного, а из целого
ряда признаков. Основной принцип
такой классификации - независимость
выбранных признаков, каждый из
которых существен, все вместе
одновременно присущи предмету и
только их совокупность дает исчерпывающее
представление о каждом классе.
Последовательная
классификация имеет наглядную
интерпретацию в виде некоторого
генеалогического дерева, охватывает
всю рассматриваемую область
в целом и определяет место
и взаимосвязи каждого класса
в общей системе. Поэтому она
является более приемлемой для
целей изучения, позволяет методически
более стройно представлять классифицируемую
область знаний. [7]
Каждый уровень
классификации характеризуется
своим классификационным признаком.
Элементы каждого уровня представляют
собой наименования принадлежащих
им подмножеств элементов ближайшего
нижнего уровня, причем подмножеств
непересекающихся.
Элементы нижнего
уровня представляют собой наименование
узких групп конкретных методов
прогнозирования (иногда из одного
элемента), которые являются модификациями
или разновидностями какого-либо
одного, наиболее общего из них.
В целом классификация
является открытой, так как предоставляет
возможность увеличивать число
элементов на уровнях и наращивать
число уровней за счет дальнейшего
дробления и уточнения элементов
последнего уровня. [8]
На первом
уровне все методы делятся
на три класса по признаку
«информационное основание метода»:
. Фактографические методы
базируются на фактически имеющемся
информационном материале об
объекте прогнозирования и его
прошлом развитии.
. Экспертные методы базируются
на информации, которую поставляют
специалисты-эксперты в процессе
систематизированных процедур выявления
и обобщения этого мнения.
. Комбинированные методы
выделены в отдельный класс, чтобы
можно было относить к нему
методы со смешанной информационной
основой, в которых в качестве
первичной информации используются
фактографическая и экспертная.
Например, при проведении экспертного
опроса участникам представляют
цифровую информацию об объекте
или фактографические прогнозы,
либо, наоборот, при экстраполяции
тенденции наряду с фактическими
данными используют экспертные
оценки.
Не следует
относить к комбинированным методам
те методы прогнозирования, которые
к экспертной исходной информации
применяют математические методы
обработки или исходную фактографическую
информацию оценивают экспертным
путем. В большинстве случаев
они достаточно хорошо укладываются
в первый или второй из перечисленных
выше классов. [9]
Эти классы
разделяются далее на подклассы
по принципам обработки информации.
Статистические методы объединяют
совокупность методов обработки
количественной информации об
объекте прогнозирования по принципу
выявления содержащихся в ней
математических закономерностей
развития и математических взаимосвязей
характеристик с целью получения
прогнозных моделей. Методы аналогий
направлены на то, чтобы выявлять
сходство в закономерностях развития
различных процессов и на этом
основании производить прогнозы.
Опережающие методы прогнозирования
строятся на определенных принципах
специальной обработки научно-технической
информации, реализующих в прогнозе
ее свойство опережать развитие
научно-технического прогресса. [4]
Экспертные
методы разделяются на два
подкласса. Прямые экспертные оценки
строятся по принципу получения
и обработки независимого обобщенного
мнения коллектива экспертов (или
одного из них) при отсутствии
воздействий на мнение каждого
эксперта мнения другого эксперта
и мнения коллектива. Экспертные
оценки с обратной связью в
том или ином виде воплощают
принцип обратной связи путем
воздействия на оценку экспертной
группы (одного эксперта) мнением, полученным
ранее от этой группы или
от одного из ее экспертов.
[10]