Классификация и оценка ОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4)сох!!НОВ!.docx

— 61.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учет выбытия  и ликвидации ОС

Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта  основных средств, 
который не используется для производства продукции (выполнения 
работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации 
либо выбывает, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Объекты основных средств выбывают из хозяйствующих субъек- 
тов по следующим причинам: 
• продажа (реализация) объекта; 
• списание в случае морального и физического износа; 
• ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрез- 
вычайных ситуациях; 
• передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал 
других организаций; 
• передача по договорам мены, дарения; 
• по другим причинам.

     Перемещение объектов основных средств между структурными 
подразделениями внутри организации выбытием не считается. 
Для решения вопросов о целесообразности или эффективности 
использования или восстановления объектов основных средств, а 
также оформления необходимой документации на их списание ре- 
шением руководителя организации создается постоянно действую- 
щая комиссия. В состав комиссии обязательно входят лица, ответ- 
ственные за сохранность объектов основных средств, и главный 
бухгалтер организации. При необходимости к участию в работе ко- 
миссии могут привлекаться сотрудники государственных инспекций 
(пожарной, ГИБДД, МЧС и пр.). В функции комиссии входит: ос- 
мотр и определение целесообразности дальнейшего использования 
объекта основных средств, возможности и эффективности их вос- 
становления; установление причин списания объектов; выявление 
лиц, по вине которых произошло преждевременное списание объ- 
ектов; определение возможности использования и цены возможной 
реализации отдельных узлов, деталей, материалов; составление акта 
на списание объектов основных средств. 
Принятое комиссией решение о списании объекта основных 
средств оформляется актами на списание основных средств. Актом 
по форме No ОС-4 оформляется списание одного объекта основных 
средств, а актом по форме No ОС-46 — одновременное списание 
нескольких объектов. Акты на списание оформляются в двух эк- 
земплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются ру- 
ководителем организации. На основании акта по форме No ОС-4а 
списывается автотранспорт. При этом в бухгалтерию организации 
сдается документ, подтверждающий снятие автотранспортного 
средства с учета в ГИБДЦ-т МВД-т РФ. 
Оформленные акты на списание основных средств передаются в 
бухгалтерию организации, которая отмечает снятие с учета объектов 
в инвентарных карточках (или инвентарной книге). Инвентарные 
карточки по выбывшим основным средствам продолжают храниться 
в течение срока, установленного руководителем организации, но не 
менее пяти лет. 
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 «Ос- 
новные средства» может быть открыт самостоятельный субсчет 
«Выбытие основных средств». Тогда выбытие отражается: 
Д-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» 
К-т 02 «Амортизация основных средств» — на сумму накоплен- 
ных амортизационных отчислений по выбывающим объектам 
основных средств; и 
Д-т 01 «Основные средства» 
К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — 
на сумму первоначальной (восстановительной) стоимости выбы- 
вающего объекта. 
Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» опре- 
деляется остаточная стоимость выбывающего объекта основных 
средств. По окончании операции выбытия остаточная стоимость 
объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 
«Прочие доходы и расходы». 
Кроме того, организация может нести дополнительные затраты, 
связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная 
плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или 
демонтаже объекта; ЕСН; стоимость израсходованных материалов, 
запасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые 
из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сто- 
ронних организаций; плата за оформление документов и пр. Со- 
гласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным рас- 
ходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 
«Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 
«Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском учете эти операции 
отражаются: 
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» 
К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 
68 «Расчеты по налогам и сборам», 60 «Расчеты с поставщи- 
ками и подрядчиками» и др. 
В результате списания или ликвидации объектов основных 
средств могут оставаться материальные ценности (запасные части 
для ремонтов, лом и пр.), которые приходуются по текущей рыноч- 
ной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету и показы- 
ваются: 
Д-т 10 «Материалы» 
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». 
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием ос- 
новных средств, отражаются: 
Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупате- 
лями и заказчиками» и др. 
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы». 
Таким образом, вся информация, необходимая для определения 
финансового результата от выбытия объектов основных средств, 
аккумулируется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Сопоста- 
вив две стороны этого счета, можно определить финансовый ре- 
зультат от продажи или прочего списания объектов. Если кредит счета 
больше его дебета, организация получила прибыль, а если наоборот — 
убыток. Этот финансовый результат в конце месяца списывается на 
счет 99 «Прибыли и убытки». 
Передача объекта основных средств в собственность других лиц 
(по договорам мены, дарения или по вкладам в уставные капиталы 
других организаций) оформляется актами приемки-передачи по 
формам № ОС-1 , № ОС-la и No ОС-16. Передаваемые в счет вкла- 
дов в уставный капитал другой организации объекты оцениваются 
по стоимости, согласованной с учредителями (участниками). Оста- 
точная стоимость объекта определяется также на счете 01 «Основ- 
ные средства», субсчет «Выбытие основных средств». Выбытие объ- 
екта в счет вкладов в уставный капитал другой организации отража- 
ется: 
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных 
средств» 
К-т 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — 
на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта. 
При отражении стоимости приобретенной доли уставного капи- 
тала или стоимости приобретенных акций: 
Д-т 58 «Финансовые вложения», субсчет «Паи и акции» 
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных 
средств». 
Если возникла разница между стоимостью вклада, осуществленно- 
го в неденежной форме, в уставный (складочный) капитал другой ор- 
ганизации и стоимостью предаваемого объекта основных средств, то: 
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных 
средств» 
К-т 99 «Прибыли и убытки» — оценка вклада выше стоимости 
передаваемых основных средств; или 
Д-т 99 «Прибыли и убытки» 
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных 
средств» — оценка вклада ниже стоимости передаваемых ос- 
новных средств. 
При безвозмездной передаче основных средств записи состав- 
ляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутст- 
вуют, но в соответствии с действующим законодательством переда- 
ча основного средства на безвозмездной основе признается реали- 
зацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) 
и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. 
Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основ- 
ных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются 
операционными расходами организации. Таким образом, в бухгал- 
терском учете при безвозмездной передаче основных средств расхо- 
дами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с 
передачей. В этом случае остаточная стоимость передаваемого объек- 
та определяется на счете 01 «Основные средства» традиционным спо- 
собом и списывается на счет 91 «Прочие доходы и расходы». На 
сумму убытка от передачи объекта основных средств делается запись: 
Д-т 99 «Прибыли и убытки» 
К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Выбытие основных 
средств».

В случае недостачи или порчи объектов остаточная стоимость основных средств относится с кредита счета 01, субсчета "Выбытие основных средств" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", откуда в последующем переносится на дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям". При отсутствии же конкретных виновников либо по недостачам, во взыскании которых отказано судом, счет 94 корреспондирует со счетом 91 "Прочие доходы и расходы", фиксируя убыток.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском  учете в отчетном периоде, к которому они относятся. 
Обычно распространена передача имущества на безвозмездной 
основе между взаимозависимыми лицами, например, между учреди- 
телем, с одной стороны, и учреждаемым им хозяйствующим субъек- 
том, с другой. По договору дарения имущество может передаваться 
некоммерческим организациям, в благотворительных целях и т.д.

Наряду с продажей основных средств, их безвозмездной передачей  и выбытием по другим причинам, следствием которых является их списание с баланса  и передача права собственности  на них, на практике имеет место выбытие  основных средств без передачи права  собственности - передача в аренду на определенный период, передача основных средств в залог и т.п. В данном случае они продолжают учитываться  у организации - собственника на счете 01 "Основные средства". При выкупе объекта основных средств по окончании  договора аренды (или ранее) его стоимость  списывается с отражением данной операции в порядке, установленном  для учета продажи основных средств.

Пример: По решению комиссии ОАО «Кавказ» в связи с моральным и физическим износом 16.01.2010 организацией списан объект ОС первоначальной стоимостью 360 000 руб. (станок металлорежущий). По данному объекту начислена амортизация в сумме 300 000 руб. Расходы на ликвидацию ОС, выполненные с помощью подрядной организации, составили 6000 руб. Комиссия назначена приказом директора 15.01.2010.

В бухгалтерском учете  будут составлены следующие проводки:

1.Списана первоначальная стоимость  
выбывшего ОС: Дебет 01/2       Кредит 01     Сумма 360000р

2. Списана амортизация ОС: Дебет 02  Кредит 01/2   Сумма 300000р

3.Списана остаточная стоимость выбывшего  
ОС: Дебет 91/2    Кредит 01/2   Сумма 60000р

4.Отражена сумма расходов на ликвидацию ос Дебет 91/2 Кредит 60  Сумма 6000р

5.Отражено перечисление  денежных средств за выполненные  работы по ликвидации ос: Дебет  60 Кредит 51  Сумма 6000р

 

6.Заключительными оборотами месяца отражен 
финансовый результат от выбытия  
основного средства: Дебет 99  Кредит 01 66000р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Порядик проведения инвентаризации и списания с баланса ОС, пришедших в негодность.

Федеральным законом № 129-ФЗ, а также Положением по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ установлено, что  организации обязаны проводить  инвентаризацию.

Цель инвентаризации- документально  подтвердить соответствие фактического наличия основных средств в натуре по местам  их эксплуатации или нахождения данным бухгалтерского учета, так проверяется  состояние и оценка. Порядок и  сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация основных средств может осуществляться не реже одного раза в три года, а  библиотечных фондов - один раз в  пять лет, исключения составляют случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.  

Проведение инвентаризации обязательно:  
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;  
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;  
-при смене материально ответственных лиц;  
-при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;  
-в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;  
-при реорганизации или ликвидации организации;  
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.  

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем  порядке:  
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);  
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

Инвентаризация может проводиться  как в целом по организации, так  и по ее подразделениям. Как отмечалось ранее, по решению руководителя организации  при проведении дополнительных инвентаризаций может проверяться наличие только отдельных видов имущества. При  смене материально-ответственного лица инвентаризация, как правило, проводиться  по имуществу, закрепленному за данным лицом.

Проведение инвентаризации возлагается  на постоянно действующую в организации  инвентаризационную комиссию, персональный состав которой утверждается установочным приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации в начале отчетного года.

В состав комиссии могут включаться представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты, в том числе  и представители службы внутреннего  аудита предприятия и независимых  аудиторских организаций.

При большом объеме работ для  одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. И, наоборот, при малом  объеме работ и наличии в организации  ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций может быть возложено на данную комиссию.

Необходимо учитывать, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Если затруднительно обеспечить работу постоянно действующей инвентаризационной комиссии, при проведении каждой конкретной инвентаризации может определяться отдельный состав комиссии.

До начала проведения инвентаризации проверяется наличие , состояние и правильность  оформления инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета объектов основных средств; наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

При обнаружении расхождений и  неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие  исправления и уточнения.

При инвентаризации объектов основных средств используется «Инвентаризационная  опись основных средств» (форма №  ИНВ-1), форма которой утверждена постановлением Госкомстата России № 88.

При инвентаризации основных средств  комиссия должна произвести осмотр объектов и занести в описи их полное наименование, назначение, инвентарные  номера и основные технические или  эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия должна проверить наличие  документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности  организации. Должно быть проверено  наличие документов также на земельные  участки, водоемы и другие объекты  природных ресурсов, находящихся  в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым  в регистрах бухгалтерского учета  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных объектов должна быть произведена  с учетом рыночных цен, а износ  определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением  сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи  по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в  опись под наименованием, соответствующим  новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений  и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных  конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных  изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Информация о работе Классификация и оценка ОС