Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование сущности затрат и способов их классификации в разрезе требований бухгалтерского управленческого учета.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и назначение управленческого учета 5
2. Понятие и сущность затрат в бухгалтерском управленческом учете 8
3. Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете 11
3.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 14
3.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования 18
3.3 Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности 25
Заключение 30
Список литературы 31
Практическая часть 34

Файлы: 1 файл

управленческий учет.doc

— 552.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции – величина постоянная.

Динамика переменных затрат показана на рис. 5, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб. [11].

Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат

 

Рис. 5 (а) «Динамика совокупных переменных затрат»

 

Рис. 5 (б) «Динамика удельных переменных затрат»

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов [11].

Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 6.

Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат

 

Рис. 6 (а) «Динамика совокупных постоянных затрат»

 


Рис. 6 (б) «Динамика удельных постоянных затрат»

 

Постоянные затраты – это затраты на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и  какого уровня деловой активности предстоит достигнуть.

Постоянные затраты на единицу продукции снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают [11].

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить затраты, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев затраты являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением затрат, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно – переменные (условно – постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).

Аналогичную структуру имеет ряд налогов. Так, налог на доходы физических лиц, совокупный доход которых в 2010 г. был менее 100 тыс. руб., рассчитывается по ставке 13% (постоянная часть), а доходы, превышающие установленный предел, пересчитываются по прогрессивной ставке, и в этой части величина налога носит переменный характер. Аналогичным образом в целях налогообложения нормируются представительские и рекламные расходы, и рассчитанная по такой методике сумма налога оказывается условно-переменной.

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой:

Y= а + bХ,   (1)

где Y— совокупные издержки, руб.;

      а — их постоянная  часть, не зависящая от объемов  производства, руб.;

b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;

Х — показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть затрат отсутствует, т.е. а = О, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер [11].

Для целей управления – оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов – необходимо описать поведение затрат вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым [17].

Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется, поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными (т.е. значительными, существенными) можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер – аналитик представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом, готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.

Безвозвратные затраты - это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями и они не могут быть релевантными. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.

Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.

Вмененные (воображаемые) затраты всегда релевантны для принятия управленческих решений. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие – либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности.

В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю. Аналогичный подход применяется в управленческом учете и к доходам [24].

Планируемые и непланируемые затраты. Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.

Непланируемые – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер-аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.

Из вышеизложенного следует вывод, что любое предприятие, стремящееся максимизировать свои доходы, должно так организовать свое производство, чтобы затраты на единицу продукции были минимальны и принимаемые управленческие решения должны быть ориентированы на минимизацию затрат.

 

3.3 Классификация  затрат для контроля и регулирования  деятельности

Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия.

Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.

В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые – затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемы. По степени регулируемости затраты подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые.

Полностью регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сфере производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина зависит от степени регулирования их менеджером.

Частично регулируемые затраты имеют место лавным образом в НИОКР, маркетинге и обслуживании клиентов [6].

Слабо регулируемые (заданные) затраты возникающие во всех функциональных областях.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, применяемой технологии, организационной структуры, корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной методики классификации затрат по степени регулируемости не существует – ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости будет различаться в зависимости от:

  • длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);
  • полномочий лица, принимающего решения (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия) [6].

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнения сметы по центрам ответственности. Такое решение позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроль за затратами подразделения предприятия.

Нерегулируемые же затраты не зависят от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.

При построении системы контроля затрат необходимо определить:

  • подконтрольные показатели, состав и уровень их детализации;
  • сроки представления отчетности;
  • распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, т.е. «привязать» систему контроля к центрам ответственности на предприятии.

Для того чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать их, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделить «узкие места» в планировании, формировании затрат и принять соответствующие управленческие решения.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу по контролю за затратами подразделения предприятия.

Успех любой производственной и коммерческой деятельности в первую очередь зависит от усилий трудового коллектива, профессионализма субъектов управления, их заинтересованности в результатах своего труда. Для этого в управленческой деятельности широко используется система стимулирования. Исходя из этого признака затраты предприятия подразделяются на обязательные, связанные с выполнением основных трудовых обязанностей, и поощрительные, направленные на достижение высоких качественных показателей [15].

Информация о работе Классификация затрат в бухгалтерском управленческом учете