Концепции анализа и оценки учетной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций.
Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия (с применением компьютерной графики). Привести примеры графического изображения полученной при анализе финансовых показателей деятельности предприятия информации.

Файлы: 1 файл

Самостоятельное изучение.docx

— 27.12 Кб (Скачать файл)

Самостоятельное изучение №5

Тема: Концепции  анализа и оценки учетной информации (6часов)

План:

  1. Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций.
  2. Графическое представление результатов анализа финансовых показателей деятельности предприятия (с применением компьютерной графики). Привести примеры графического изображения полученной при анализе финансовых показателей деятельности предприятия информации.

 

1. Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, - невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами:

1) медленные эволюционные изменения и

2) динамичные, резкие и  за короткое время революционные изменения.

Для многих организаций процесс  медленных эволюционных изменений  невозможен в силу отсутствия ресурсов (финансовых, временных и заинтересованного  управления). Поэтому для восстановления работоспособности многих предприятий  может быть использован только метод  революционных, парадигмальных изменений - реформирование организации в целом (организационной структуры, технологической основы, кадрового состава).

Современная ситуация ряда постсоветских предприятий осложняется  еще и рядом социально-кадровых аспектов:

- на многих предприятиях  сами работники являются собственниками, и именно от них теперь зависит, будет ли работать предприятие,

- большая часть крупных  предприятий является градообразующими  и не может быть ликвидирована в силу социальных причин;

- для многих регионов  весьма низка вероятность привлечения  другого персонала (в силу непривлекательности  предприятия, региона, финансовых условий);

- достаточно большая часть  персонала по своим профессиональным  характеристикам не имеет шансов  на нахождение другой работы, и поэтому работа на нынешнем  предприятии - ее единственная возможность.

Именно поэтому вопрос о проведении реорганизаций на большей  части российских предприятий стоит особенно остро.

1 ПРОЦЕССЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Юридическое лицо может быть реорганизовано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Реорганизация - это процесс, при котором одни юридические  лица прекращаются, а на их базе возникают  другие. Но при реорганизации прекращение  юридических лиц не влечет прекращения  их прав и обязанностей (как при  ликвидации), а соблюдается правопреемство (т.е. переход прав и обязанностей), права и обязанности переходят  к правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.

Существуют следующие формы реорганизации.

Слияние - прекращается самостоятельное  существование сливающихся организаций  и на их базе образуется новое юридическое  лицо - права и обязанности каждой из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом,

Присоединение - одно юридическое  лицо вливается в другое, и первое перестает самостоятельно существовать, а второе продолжает свое существование - к нему и переходят права и  обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом,

Разделение - на базе прекратившегося  юридического лица образуются новые  юридические лица - его права и  обязанности переходят к вновь  возникшим юридическим лицам  в соответствии с разделительным балансом,

 

Выделение - возникает новое  юридическое лицо (одно или несколько), а то, из которого оно (они) выделилось, продолжает свое существование - к каждому  из выделившихся переходят права  и обязанности реорганизованного  юридического лица в соответствии с  разделительным балансом,

Преобразование - юридическое  лицо прекращает свое существование  и на его базе возникает новое  юридическое лицо (происходит изменение  организационно-правовой формы) - к  вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Стратегии и методы реорганизации. Реорганизация может проводиться  в разных стратегиях, затрагивая четыре возможных направления деятельности предприятия (стратегии проранжированы по степени сложности и затратности как во временном, так и в финансовом выражении):

1) изменение масштаба оперативной деятельности;

2) изменение направлений  деятельности (структурных изменений);

3) реорганизация всего  предприятия (организационной структуры);

4) глобальные организационные изменения (в том числе среды).

Рассмотрим, какие методы могут применяться при проведении реорганизаций.

1. Принудительный метод.  Предусматривает использование  силы для преодоления сопротивления  со стороны персонала. Это дорогостоящий  и нежелательный процесс в  социальном плане, но дающий  преимущества во времени стратегического  реагирования. Используется в условиях  острого дефицита времени и  только в тех случаях, когда  природа сопротивления ясна и  откровенного проявления силы не требуется.

Наибольшие трудности  в использовании этого метода заключаются в

- отсутствии до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление (чрезвычайно высок риск неудачи нововведений);

- неспособности предвидеть  источники и силу сопротивления  (возникает замешательство, увеличиваются  расходы, происходят отсрочки. Изменение изначально обречено на провал);

- неспособности устранить первопричину сопротивления;

- преждевременных структурных  переменах (замедляются темпы изменения);

- игнорировании указаний по внедрению изменений (саботируются изменения);

- непонимании необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий потенциал (изменения приносят в жертву текущим производственным проблемам, снижается качество стратегических решений).

Для повышения эффективности  принудительного изменения необходимо (хотя бы задним числом) проанализировать настроение персонала и выявить  потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.

2. Метод адаптивных изменений.  В рамках этого подхода стратегические  изменения происходят путем постепенных  незначительных перемен в течение  длительного периода. Процессом  руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная  группа. В любой конкретный момент  сопротивление, хотя и слабое, все же будет. Конфликты разрешаются  путем компромиссов, сделок и  перемещений в руководстве. Этот  метод дает возможность осуществлять  изменения в условиях, когда у  сторонников изменений нет административной  власти, но есть сильная мотивация  к внедрению нововведений, сформирован  соответствующий образ мышления.

Метод полезен при том  состоянии внешней среды, когда  опасность (тенденции) или благоприятные  возможности легко предвидеть, и  поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий  во внешней среде метод может быть неэффективен.

3. Управление кризисной  ситуацией. Метод может быть  использован в ситуации, когда  администрация находится в кризисной  ситуации, например, изменения во  внешней среде угрожают ее  существованию и она оказалась в жестоком цейтноте. Когда наступает подобный явный кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В этой ситуации первоначальная задача высшего руководства - не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.

Для предотвращения паники в ситуации, когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее  других, могут предпринять следующие действия:

- постараться убедить  в неизбежности кризиса и принять пpeдупредительные меры;

- не «зацикливаться» на  неизбежности кризиса, готовить  себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;

- до настоящего кризиса  создать искусственный, придумав  «внешнего врага», угрожающего существованию  администрации: поведение инициатора  искусственного кризиса рискованно  и может иметь серьезные этические  последствия, ведь созданный искусственно  кризис может и не превратиться  в реальный. Этот метод существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, что увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации.

4. Управление сопротивлением (метод «аккордеона»). Если принудительный  и адаптивный методы являются  крайними мерами проведения изменений,  то этот метод промежуточный  и может быть реализован в  сроки, диктуемые развитием событий  во внешней среде. Продолжительность  процесса изменений должна учитывать  имеющееся время. С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности - к адаптивному методу осуществления изменений.

Свойство адаптивности процесса изменений приобретается благодаря  использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяется на этапы, завершающиеся реализацией  определенной программы внедрения.

При использовании этого  подхода сопротивление минимально контролируется с помощью разработанной  «стартовой площадки» - первого подразделения, включившегося в изменения. Затем  последовательно применяются все  новые и новые виды мотивации, включающие и подкрепляющие реально  продемонстрированные сотрудниками изменения. Далее в ходе планирования разрабатывается  сам процесс внедрения с учетом возможных вариантов развития ситуации.

Метод эффективен, если спонтанные явления во внешней среде не одиночные, а повторяющиеся, и администрации  необходимо создать постоянный управленческий потенциал стратегического характера для реагирования на изменения.

Недостатки метода: значительная сложность, постоянное внимание со стороны  высшего руководства, необходимость  уметь планировать действия в  трудно прогнозируемых ситуациях.

Сравнение рассмотренных методов дано в табл.1.

Таблица 1

 

Метод

Условия применения

Преимущества

Недостатки

Принудительный

Большая срочность

Быстрота изменений

Большое сопротивление

Адаптивный

Небольшая срочность

Слабое сопротивление

Медленность

Кризисный

Угроза существования

Слабое сопротивление

Жесткий дефицит времени

Риск неудачи

Управление  сопротивлением

Средняя срочность

Подгонка к  моменту

Сложность


Неуместное и несвоевременное  использование методов реорганизации  может стать причиной срыва стратегически  важных организационных нововведений. Поэтому руководству организации  необходимо иметь инструмент для  адекватной оценки ситуации и выбора оптимальных вариантов в реализации организационных нововведений в  систему управления. При этом следует  учитывать два основных параметра:

1) временной горизонт (степень  неотложности организационных нововведений, имеющийся временной ресурс для их успешной реализации);

2) профессиональная, психологическая,  техническая готовность персонала  к стратегически важным изменениям в этой организации.

Для оценки временного горизонта  необходимы квалифицированные прогнозы развития ситуации в организации и вокруг нее.

При оценке уровня готовности организации к освоению новых  управленческих технологий необходимо провести диагностику характеристик  организационной культуры, социально-психологического статуса персонала, его технической оснащенности.

Этапы реорганизации.

1. Создание образа «желаемого  будущего» - того, к чему должна  стремиться организация. Формирование  этого образа важно совместить  с организацией так называемой  «стартовой площадки». В ее  рамках целесообразно приступить  к формированию комплексной аналитической  группы как одной из первых  управленческих команд, способной  давать квалифицированные прогнозы  развития ситуации в организации  и вокруг нее, имеющей возможность  накапливать и оперативно обрабатывать  необходимую информацию для достоверности своих выводов.

Аналитическая группа должна:

- провести диагноз ситуации, сложившейся в организации и вокруг нее;

- разработать схему преодоления вероятного сопротивления;

- выбрать подходящий метод;

- выявить и мобилизовать  всех желающих и способных  участвовать в подготовке реорганизации;

- создать атмосферу поддержки  со стороны других сотрудников и особенно руководства;

- организовать помощь внешних консультантов.

2. Планирование процесса  реорганизации. Необходимо показать  пути перехода от существующей  ситуации к «желаемому будущему».  В рамках этого этапа должны произойти:

1) перераспределение приоритетов  в деятельности организации (выделение  основных процессов и вспомогательных  процессов, обеспечивающих эффективное  функционирование, разработка стратегий  достижения эффективного функционирования, разработка кадровых программ обеспечения реорганизации);

Информация о работе Концепции анализа и оценки учетной информации