Контроль качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение сущности и структуры контроля качества аудита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- понять сущность контроля качества аудита;
- выявить цель и необходимость контроля качества аудита;
- рассмотреть группы субъектов контроля качества аудита;
- изучить принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки;
- определить методику внешнего контроля качества аудиторской работы.

Содержание работы

Введение 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1 Понятие и цели контроля качества аудита 4
2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус 8
3 Виды контроля качества аудита 11
3.1 Внутренний контроль качества аудита 11
3.2 Методика внешнего контроля качества аудиторской работы 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Контр.работа Контроль качества аудита.doc

— 938.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Тема 18: Контроль качества аудита

Введение 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4

1 Понятие и цели  контроля качества аудита 4

2 Субъекты контроля  качества аудита и их правовой  статус 8

3 Виды контроля качества  аудита 11

3.1 Внутренний контроль  качества аудита 11

3.2 Методика внешнего  контроля качества аудиторской  работы 13

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16

Заключение 17

Список используемой литературы 18

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита - «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». [1] Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.

Тема контрольной работы на сегодняшний день является актуальной. Необходимость контроля качества аудита в значительной степени связана с вероятностью того, что некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными.

Развитие аудита в  Российской Федерации и за рубежом  показывает, что к аудиторам со стороны пользователей предъявляются  весьма высокие требования. Важнейшим  элементом обеспечения качества работы аудиторов является действенный контроль качества аудиторских услуг.

Целью данной контрольной  работы является изучение сущности и  структуры контроля качества аудита.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- понять сущность контроля качества аудита;

- выявить цель и  необходимость контроля качества  аудита;

- рассмотреть группы субъектов контроля качества аудита;

- изучить принципы и процедуры обеспечения внутреннего контроля качества работы в ходе аудиторской проверки;

- определить методику внешнего контроля качества аудиторской работы

Данная контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 Понятие и  цели контроля качества аудита

 

Контроль качества аудита - система организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения правил (стандартов) и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в РФ. Согласно п. 3 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности цель аудита – «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Достижение поставленной цели, обеспечение объективного и независимого профессионального мнения аудитора в значительной степени зависят от осуществления системного контроля качества аудиторской деятельности.

Необходимость контроля качества аудита в значительной степени  связана с вероятностью того, что  некоторые аудиторские проверки могут оказаться несостоятельными. Несостоятельность аудита – это ситуация, когда аудитор приходит к неточному выводу в результате аудиторской проверки и представляет ошибочное заключение.

Возникновение этой ситуации связано со следующими причинами:

- во-первых, в связи с неверной оценкой величины аудиторского риска у аудируемого лица. Категория риска – одна из основополагающих в аудиторской проверке. От его уровня зависит не только материальная, но и моральная ответственность аудитора. В случае если аудитор не смог обнаружить существенные искажения отчетности и составил положительное заключение, а фирма-клиент впоследствии была оштрафована, аудиторы могут быть обвинены в некомпетентности и привлечены к ответственности;

- во-вторых, из-за несоблюдения критериев качества аудита;

- в-третьих, из-за несоблюдения интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора. [3]

В настоящее время  в системе нормативного регулирования  аудиторской деятельности заложены определенные механизмы контроля качества аудита. В статье 14 «Контроль качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплена система, в которой определены соответствующие уровни контроля качества аудита:

1) федеральный уровень.  Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона уполномоченный федеральный орган устанавливает систему проверки качества работы аудиторских организаций внешними проверяющими и может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Функции уполномоченного  федерального органа исполнительной власти возложены на Министерство финансов Российской Федерации;

2) уровень профессиональных  аудиторских объединений. Согласно п. 2 ст. 14 и п. 4 ст. 20 упомянутого Закона аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям предоставлено право «самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами…»;

3) внутрифирменный контроль  качества аудита. Согласно п. 1 ст. 14 этого же Закона аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы обязаны устанавливать  и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок.

Внешние проверки качества работы аудиторских фирм (индивидуальных аудиторов) осуществляются на основании  следующих документов:

1) на федеральном уровне  – Программа проверки соответствия  лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (утверждена Минфином России 11.03.2005);

2) на профессиональном  уровне – Временные методические  рекомендации и программа проведения  аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверок качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности Минфина России 26.05.2005 (протокол № 36).

Согласно положениям указанных документов внешний контроль качества аудита направлен на:

- определение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», Положения о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190, постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

- создание предпосылок для осуществления аудиторской работы в соответствии с Кодексом этики аудиторов России, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Однако представляется некорректным ограничение цели контроля лишь теми критериями качества, которые  определены Программой проверки Минфина  России и Временными методическими  рекомендациями.

Целью контроля качества аудита следует считать обеспечение соответствия деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов установленным критериям качества. Под контролем качества аудита следует понимать совокупность методик и процедур, применяемых для определения соответствия деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) установленным критериям качества. [6]

Следует различать стратегические и тактические аспекты общего контроля качества аудиторской деятельности. Очевидно, что стратегия определяет важнейшие цели и задачи, осуществляемые государством, профессиональными объединениями и аудиторскими организациями в целом для достижения высокого качества аудиторских услуг, оказываемых клиентам, а тактика – это конкретные мероприятия, принимаемые для достижения стратегических целей и задач. При этом стратегический подход к контролю качества аудита должен заключаться в максимальном удовлетворении потребностей пользователей профессионального мнения аудитора при минимальной себестоимости оказания услуг и оптимальной рентабельности деятельности, так как качество, прежде всего, есть средство получения прибыли и достижения конкурентного преимущества. Тактический подход к осуществлению контроля качества аудита направлен на обеспечение соответствия качества оказываемых аудиторских услуг установленным критериям.

Системный контроль качества аудиторской деятельности должен быть направлен на:

1) предупреждение несостоятельности  аудита, т. е. неверной оценки  аудиторского риска, несоблюдения  критериев качества аудита, а также интересов аудируемого лица и других пользователей профессионального мнения аудитора;

2) достижение разумной  уверенности в том, что аудит  как деловая профессиональная  услуга удовлетворяет требованиям  по качеству, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора;

3) обеспечение необходимого  и достаточного уровня доверия  к мнению аудитора со стороны  пользователей в отношении достоверности  информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

 

2 Субъекты контроля качества аудита и их правовой статус

 

Субъектами контроля выступают  «отдельные лица, группы лиц или  организации, проверяющие тот или  иной объект. Все субъекты контроля наделены определенными правами  и обязанностями, составляющими  их правовой статус. Субъекты контроля классифицируются по различным признакам, в то же время они имеют единую цель – обеспечение соблюдения финансово-хозяйственной дисциплины и законности во всех звеньях народного хозяйства в целях повышения эффективности общественного производства».

В соответствии с действующим законодательством  в качестве субъектов контроля качества аудита выступают Министерство финансов РФ (уполномоченный федеральный орган), профессиональные аудиторские объединения  и аудиторские организации. Уполномоченный федеральный орган организует и проводит проверки качества аудиторской работы аудиторских организаций, профессиональные аудиторские объединения контролируют качество деятельности своих членов, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы осуществляют самоконтроль в отношении качества своей деятельности.

Качество аудиторской  работы в первую очередь «контролируют» пользователи профессионального мнения аудитора. Они заинтересованы в качественном проведении аудита, чтобы быть уверенными в объективности и независимости мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся: во-первых, внешние пользователи (собственники (учредители, участники, акционеры), управленческий персонал (руководство); во-вторых, внутренние (инвесторы (реальные и потенциальные), кредиторы (заимодавцы, кредитные организации, поставщики и подрядчики), государственные органы, общественность в целом). Однако, будучи заинтересованными в оценке качества аудита, такие пользователи фактически не имеют права устанавливать порядок проведения контроля качества, а также осуществлять контроль качества за аудиторской деятельностью.

Следует отметить, что  пользователи профессионального мнения аудитора могут обращаться в суд с исками к аудиторской организации и направлять свои претензии в соответствующий уполномоченный орган в случае некачественного проведения аудита. Это может быть основанием для проведения внеплановой проверки качества в отношении аудиторской фирмы или аудитора. Типовой программой установлен круг пользователей, претензии которых к качеству аудита будут приниматься во внимание вышестоящими органами. К ним отнесены непосредственные заказчики, налоговые и правоохранительные органы, органы государственной власти.

Следовательно, является обоснованным выделение группы субъектов  контроля, которые имеют право  инициировать проведение контрольных  процедур в отношении аудиторских  организаций (аудиторов) с целью  оценки качества проводимого аудита. Министерство финансов РФ как лицензирующий орган вправе инициировать проверку качества аудита при обращениях и жалобах заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных и судебных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации (п. 6 Положения о лицензировании аудиторской деятельности). Кроме того, инициатором проведения внешнего контроля качества может выступить собственно и аудиторская организация (аудитор) с целью признания качества оказываемых услуг.

Группы субъектов контроля качества аудита можно представить в виде схемы (Рис.1).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 - Состав субъектов контроля качества аудита и их правовой статус

Представленный состав субъектов контроля качества аудита различен, однако всех их объединяет потребность  в качественном аудите и соответственно в оценке качества аудита.

 

3 Виды контроля качества аудита

3.1 Внутренний контроль качества аудита

 

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских фирм предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению работы. Порядок организации контроля качества на внутрифирменном уровне регламентируется следующими документами:

1) федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Внутренний контроль качества аудита» (далее – Правило (стандарт) № 7) – устанавливает единые требования к внутреннему контролю качества аудита; [2]

2) Методическими рекомендациями  по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 18 от 21–22.10.2003) – разъясняют основные требования Правила (стандарта) № 7 для обеспечения в аудиторских организациях единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и отдельных аудиторских проверок.

Информация о работе Контроль качества аудита