Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:35, контрольная работа
Вопрос №1.Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы: критерии отличия аудита от ревизии.
Вопрос №2 Система организации внутреннего контроля и ее влияние на величину аудиторского риска: изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента.
Вопрос №1.Отличие аудита от других форм экономического контроля: ревизии, финансового контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы: критерии отличия аудита от ревизии.
Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций системы управления любого хозяйствующего субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение – обеспечение соблюдения законодательства в
процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Развитие предпринимательства,
возникновение новых
В первую очередь независимый аудит отличается от государственного финансового контроля субъектами проведения. Кроме того, различие заключается в задачах этих видов деятельности и, соответственно, в объектах наблюдения.
Внешний, или ведомственный, финансовый контроль представляет собой общегосударственный финансовый контроль деятельности экономических субъектов. Его осуществляют государственные контрольные учреждения, финансовые, правоохранительные и налоговые органы, ведомственные организации, а также банки.
Внутренний финансовый контроль проводится внутренними ревизионными органами экономических субъектов, их аудиторскими подразделениями, бухгалтериями, финансовыми отделами, а также общественными организациями.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации на высшем уровне осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11.01.1995 г. N№ 4-ФЗ «О Счетной палате в Российской Федерации». Счетная палата
Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации распространяются на все государственные органы и их аппараты, на учреждения Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, а также на всех экономических субъектов, пользующихся целевыми бюджетными средствами, имеющих льготы по уплате налогов, имеющих в распоряжении федеральную собственность, и в других случаях.
В государственном финансовом контроле существует понятие «аудит», которое имеет иное содержание и значение, чем независимый аудит бухгалтерской финансовой отчетности. Счетная палата Российской Федерации обеспечивает единую систему контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает проведение проверок, называемых аудитом, в отношении ряда доходных или расходных статей федерального бюджета. Должностные лица, являющиеся членами коллегии Счетной палаты Российской Федерации
и возглавляющие ее определенные направления деятельности, называются аудиторами Счетной палаты.
Собственно аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудиторы не только оценивают достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогают выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендуют построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Таким образом, аудит существенно отличается от государственного (ведомственного) финансового контроля. Принципиальные отличия аудита от ведомственного финансового контроля представлены в табл. 1.1.
Отличия аудита от ведомственного финансового контроля
Признаки |
Ведомственный финансовый контроль |
Аудит |
Инициатор |
Вышестоящая организация, органы государственного управления |
Руководство предприятия |
Собственник (распорядитель) материалов проверки |
Вышестоящая организация, органы государственного управления |
Руководство предприятия |
Подчиненность проверяющих |
Вышестоящая организация |
Руководство аудиторской фирмы |
Используемая нормативная база |
Распоряжения вышестоящей организации |
Стандарты, нормы, обязательные для всех аудиторов |
Контроль качества |
Эпизодический |
Систематический |
Источник финансирования |
Ведомство; органы государственного управления |
Аудируемое предприятие |
Ответственность за некачественное проведение проверки |
Отсутствует |
Полная с возмещением ущерба, нанесенного предприятию |
Оказание услуг |
Эпизодические консультации |
Систематически по договору |
Квалификация, этика поведения проверяющих |
Не имеет четких регламентов |
Регламентирована законодательными нормами деятельности, Этическим кодексом и внутренними стандартами аудиторских фирм |
В экономических субъектах, в которых существуют структур ведомственного контроля, не исключается привлечение независимых аудиторских служб. При этом каждый вид контроля выполняет свойственные ему функции. Так, в структурах с развитыми формами ведомственного аудита контроль деятельности осуществляется как внутриведомственными ревизорами и аудиторами, так и независимыми аудиторскими фирмами. Если ревизоры уделяют основное внимание проверке тех вопросов, по которым идут распоряжения со стороны головной организации (цены, направления
реализации, вопросы собственности, сохранность имущества, кассовая дисциплина), то аудиторы наиболее тщательно анализируют вопросы, связанные с формированием себестоимости, прибыли, налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. При этом каждый субъект
контроля играет свою важную роль для обеспечения законности, предотвращения штрафных санкций, минимизации потерь и налоговых выплат.
Независимый аудит существует наряду с государственным финансовым контролем, основное назначение которого заключается в проверке целевого использования государственных средств и имущества. Следует отметить, что аудит имеет значительные отличия от ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Аудит отличается от
ревизии и судебно-
Так, аудит отличается от такого вида финансового контроля, как ревизия по следующим признакам:
• своими целями, составом методов и приемов работы;
• взаимоотношениями
между проверяющим и
• выводами, сделанными по результатам проверки;
• методами реализации мероприятий, направленных на исправление выявленных недостатков в работе экономического субъекта.
Ревизия – форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
Целью ревизии является
обеспечение сохранности
В процессе ревизии выявляются факты несохранности имущества собственника и неправильного ведения бухгалтерского учета в организации, определяется величина нанесенного ущерба.
Ревизия проводится на основе инструкций Министерства финансов Российской Федерации, внутренних инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Акт ревизии – документ, предназначенный ограниченному кругу лиц, в котором фиксируются все выявленные (даже
незначительные) недостатки.
По окончании
ревизии акт ревизии и
Ревизор приходит в организацию с установкой: определить законность хозяйственных операций и выявить те из них, которые выходят за рамки требований действующих регулятивов. Задача же аудитора состоит в том, чтобы определить, насколько верны данные бухгалтерской отчетности с
точки зрения их соответствия
фактическим действиям и
пользователей и предложить рекомендации по их устранению. Если при проведении ревизии процедуры проверки выполняются в определенной последовательности, то в аудите существует лишь рекомендуемая схема. По своему усмотрению аудитор определяет, какие шаги ему следует предпринять при обнаружении отклонений в документах по тем или иным операциям: если отклонения незначительны (несущественны), то на них можно не акцентировать внимание, если же аудитор подозревает, что за этим фактом кроются крупные злоупотребления, то он обязан их детально
изучить.
В ревизии все должно быть выверено «до копейки», в аудите же большинство операций проверяется приблизительно, исходя из установленной степени существенности и степени риска. Ревизор получает заработную плату от своего руководства, а гонорар аудитора обычно зависит от суммы, выплаченной клиентом. По данным ревизии действия, нарушающие закон, предполагают наложение взыскания. Аудитор же, выявив подобные факты, только сообщает о них собственникам клиента.
Ревизор требует максимальной гласности, в то время как аудитор должен сохранять конфиденциальность.
Клиент не выбирает ревизора, действия которого подпадают под административное право, выражая вертикальные связи, и который является «глазами и ушами» начальника; аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи.
Несмотря на существенные различия между аудитом и ревизией, ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор может быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для
проведения ревизии
или судебно-бухгалтерской
Более детально различия между аудитом и ревизией характеризуют отличительные признаки, представленные в табл. 1.2.
Различия между независимым аудитом и ревизией
Отличительные признаки |
Аудит |
Ревизия |
Целевая установка |
Публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица |
Установление фактов несохранности имущества собственника и размера причиненного ему ущерба, выявление виновных лиц и подготовка доказательств для установления степени их вины |
Правовые основы |
Гражданское право: на основе законов и хозяйственных договоров |
Административное право: на основе законов, инструкций, приказов
вышестоящих или органов |
Принцип оплаты услуг |
Услугу оплачивает клиент или с его согласия орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения |
Заработную плату специалисту за проведение ревизии выплачивает собственник, в том числе государственный орган, или вышестоящее звено – представитель собственника |
Практические задачи |
Оценка финансового благополучия клиента и подтверждение достоверности его финансовой информации по конкретным разделам плана аудита |
Выявление фактов несохранности имущества собственника и сумм причиненного ущерба по конкретным разделам плана ревизии |
Достаточность |
Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов |
Принцип максимально возможной точности в подсчете размера ущерба и выявлении виновных лиц |
Результаты |
Аудиторское заключение и рекомендации для клиента (в соответствии с договором) |
Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения |