Контрольная работа по "Бухгалтерское дело"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 1. Раскройте национальные концепции и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России
1. Принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организациями

Файлы: 1 файл

бух дело к.р..docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются актив (имущество), обязательства (кредиторская задолженность) и капитал. Дадим их определения в соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.

Активы. В настоящее время существуют понятия «актив» и «активы». Рассмотрим их подробнее. Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Понятие актив (лат. agere– действовать) отражает совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы. Причем в активе отражаются внеоборотные и оборотные активы. Другими словами, в активе баланса аккумулируются средства, вложенные организацией с целью получения экономической выгоды.

Актив показывает вероятное получение организацией экономической выгоды в будущем и ее стоимость.

Согласно п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России активами (имуществом) признаются хозяйственные средства, которые контролируются организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств или их эквивалентов в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

а) использован обособленно или в сочетании с другими активами в процессе производства продукции (работ, услуг), предназначенных для продажи;

б) обменен на другой актив;

в) использован для погашения обязательств;

г) распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются единственным критерием отнесения его к активам.

Активы – это совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко и определяются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, который войдет в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации прямо или косвенно.

Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в активы являются следующие условия. Активы должны:

- приносить хозяйственную  выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

- находиться в распоряжении  хозяйствующего субъекта, который  мог бы их беспрепятственно  использовать по собственному  усмотрению или продать;

- быть результатом ранее  совершенных сделок (быть готовыми  к использованию в данный момент, а не находиться на стадии  изготовления или доставки в  рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права. К имуществу относят различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, материалы, товары, строения, оборудование и т.д.). Права делятся на овеществленные и неовеществленные. Овеществленные права связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение каких-либо ценностей (векселем, чеком, облигацией, акцией и т.п.). К неовеществленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности, исключительные права (например, патент, лицензия, право на фирменное наименование и товарный знак) и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций (например, вперед произведенные затраты или еще не полученные доходы). В активе также различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других организациях (долгосрочные финансовые вложения), оборотные средства (текущие активы), которые еще называют оборотным капиталом.

Перечисление всех составных групп частей актива, количественно измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы, с одной стороны, было возможно судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и характере его юридических отношений с рядом контрагентов, а с другой – чтобы возможно было установить их относительное участие в общем обороте средств.

Установление всей совокупности имущественных средств путем годовой инвентаризации или на основе книжных (учетных) данных необходимо для определения собственного капитала или стоимости чистых активов, выявления всей совокупности благ, которая может служить обеспечением прав кредиторов.

При определении актива чужие ценности, временно находящиеся во владении хозяйствующего субъекта (например, переданные на хранение ценные бумаги или переданные для продажи (на комиссию) товары и др.), должны быть в учете обособлены (выделены). Поэтому неслучайно, что МСФО актив считается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.

Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы. В рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы).

Обязательства. В международных стандартах обязательства рассматриваются как второй элемент финансовой отчетности – реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. Другими словами, обязательства (кредиторская задолженность) – это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Погашение обязательства обычно предполагает, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается активов, в которых потенциально заключены экономические выгоды. Это может происходить в форме выплаты денежных средств, передачи других активов (оказания услуг). Погашение обязательства может происходить также в форме замены обязательства одного вида другим, преобразования обязательства в капитал, снятия требований со стороны кредитора.

Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т.д.). Так, внешние обязательства могут быть подразделены:

- на займы (долгосрочные  и краткосрочные);

- обязательства по отношению  к различным кредитным учреждениям;

- авансы полученные;

- обязательства за поставленную  продукцию и оказанные услуги;

- вексельные обязательства;

- обязательства перед  дочерними обществами;

- обязательства по налогам;

- прочие обязательства.

На практике внешние долгосрочные и краткосрочные обязательства (долги) принято называть заемным капиталом. Внешние обязательства представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта. С хозяйственной точки зрения внешние обязательства – это источник имущества (актива), с юридической – долг хозяйствующего субъекта, поэтому понятия «заемные средства (заемный капитал)» и «внешние обязательства» тождественны.

Важным моментом при этом является группировка обязательств, которые различаются прежде всего по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие – перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, например уставный капитал, который не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта. Обязательства же Второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически известна часть средств, имеющих своим источником эти обязательства.

Капитал. Капитал – это вложения собственника и прибыль, накопленная за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала определяется как разница между активами и обязательствами, т.е. должна соответствовать величине чистых активов.

В соответствии с п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, в составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

Обязательства перед собственниками подразделяются на два вида. Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при создании новой организации и последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в коей мере не связанных с внутренними процессами хозяйственной деятельности; такие источники называются уставным капиталом. Другие обязательства перед собственниками, превышающие взносы над уставным капиталом, являются накоплением средств вследствие прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как «Резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль прошлых лет», «Нераспределенная прибыль отчетного года». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал». Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитала, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитала, который она генерирует в процессе своей деятельности. Такая детализация собственного капитала имеет большое практическое значение.

В международных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют также финансовыми ресурсами предприятия. Общепринята точка зрения, согласно которой организация реализует свой доход за данный период только при условии сохранения своего собственного капитала. При этом проводится различие между понятием сохранения капитала с юридической точки зрения и сохранения капитала с позиций теории учета.

Юридический подход к сохранению капитала имеет значение для организаций, являющихся по юридическому статусу обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами. Капитал такой организации представляет собой сумму, внесенную в ресурсы общества его участниками, акционерами. Эта сумма становится собственностью общества. Для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным обществом, выплаты акционерам не могут производиться из этой суммы капитала, величина которой должна сохраняться. Не случайно такой подход законодательно закреплен практически во всех странах с развитой инфраструктурой.

С позиций учета сохранение капитала выражается в том, что уставный капитал на начало года должен быть равен его сумме на конец года. В международных стандартах финансовой отчетности собственный капитал рассматривается как третий обязательный элемент финансовых отчетов. Сумма собственного капитала в балансе определяется расчетно, путем вычета из активов суммы внешних обязательств.

Доходы организации. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

- сумм налога на добавленную  стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных  обязательных платежей;

- по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

- в порядке предварительной  оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- авансов в счет оплаты  продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка;

- в залог, если договором  предусмотрена передача заложенного  имущества залогодержателю;

- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику. Доходы организации в зависимости  от их характера, условий получения  и направлений деятельности организации  подразделяются:

- на доходы от обычных  видов деятельности;

Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерское дело"