Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:01, контрольная работа

Описание работы

Банковская система Российской Федерации имеет в настоящее время двухуровневое построение со следующим элементным составом: верхний (первый) уровень — Банк России; нижний (второй) уровень — все остальные элементы банковской системы: союзы и ассоциации кредитных организаций, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

Файлы: 1 файл

Семинар 1.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Семинар 1 (ответы)

 

1.Что  такое банковская система и  каковы ее элементы.

 

Банковская система Российской Федерации имеет в настоящее время двухуровневое построение со следующим элементным составом: верхний (первый) уровень — Банк России; нижний (второй) уровень — все остальные элементы банковской системы: союзы и ассоциации кредитных организаций, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок.

Элементами банковской системы  являются:

  1. Банки и небанковские кредитные организации являются основными элементами банковской системы, так как они непосредственно осуществляют (проводят) банковские операции и оказываются банковские услуги различным экономическим агентам
  2. Банковская инфраструктура - предприятия, организации и учреждения, функционирование которых непосредственно направлено на обеспечение жизнедеятельности кредитных организаций и банковской системы в целом
  3. Банковское законодательство.

Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В настоящее время  в России действуют три закона, прямо относящихся к работе банков. Это Федеральные законы «О Центральном  банке РФ» (1995 г.), «О банках и банковской деятельности» (1996 г.), «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (1999 г.).

 Далее, именно и  следует дать классификацию составляющим  элементам банковской системы.  Данная классификация зависит  от неких определяющих критериев.

 К одной из важнейших  характеристик, можно отнести  форму собственности: 

  1. По форме собственности выделяют - государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки.
  2. По организационо-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые банки и акционерные.

Акционерный банк создается  в форме акционерного общества. Его  уставный капитал разделен на определенное число акций и принадлежит  участникам акционерного общества (ч. 1ст. 96,ст. 98, 99 ГК РФ).

  1. Следующей характеристикой банков, является их  функциональное назначение: эмиссионные, депозитные и коммерческие.

Эмиссионными являются все  центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией. Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством.

  1. По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные банки могут  выполнять весь набор банковских услуг, обслуживать клиентов независимо от направленности их деятельности, как  физических, так и юридических  лиц. В числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др.

 

2.Какие  существуют типы банковских систем

 

Международная практика знает  несколько типов банковских систем:

  1. распределительную централизованную банковскую систему;
  2. рыночную банковскую систему;
  3. банковскую систему переходного периода.

Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. Банковская деятельность регулируется нормативно-правовыми документами.

В противоположность распределительной (планово-административной) системе  банковская система рыночного типа характеризуется отсутствием монополии  государства на банковскую деятельность. Для банковской системы в условиях рынка характерна банковская конкуренция. Эмиссионные и кредитные функции разделены между собой. Эмиссия денегсосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки — коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Коммерческие банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам коммерческих банков.

 

3.В  чем состоят особенности правового  статуса Банка России

 

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Таким образом, источником правового регулирования организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) является система законодательных актов, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, имеющую высшую юридическую силу, прямое действие и применяемую на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, подлежащие официальному опубликованию для всеобщего сведения; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являющиеся составной частью ее правовой системы.

 Выполняя юридические, политические, экономические, социальные, идеологические, учредительные стабилизирующие функции, Конституция Российской Федерации (Основной закон государства) определяет правовые основы политической и экономической системы, устанавливает принципы построения системы органов государственной власти в Российской Федерации, разграничивает предметы ведения между законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти.

 Правовые основы организации  и деятельности Центрального  банка Российской Федерации (Банка  России) и банковской системы  в целом в Российской Федерации  сформулированы в федеральных  законах, основное значение среди  которых имеют Федеральный закон  "О Центральном банке (Банке  России)", а также Федеральный  закон "О банках и банковской  деятельности".

 Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ устанавливает статус Центрального банка России и размер капитала, формулирует цели и задачи его деятельности, функции, взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти, с налоговыми и правоохранительными органами, судами РФ, определяет компетенцию национального банковского совета, совета директоров Банка России, его функции, устанавливает порядок отчетности, организации денежного обращения, осуществления денежно-кредитной политики, банковских операций и иных сделок, регламентирует осуществление международной и внешнеэкономической деятельности, регламентирует процедуры банковского регулирования и банковского надзора, взаимоотношения Банка России с кредитными организациями, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, решает социальные вопросы служащих Банка России.

 Закон "О банках и банковской деятельности" формулирует основные понятия: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "иностранный банк"; устанавливает уровень банковской системы, предусматривает создание союзов и ассоциаций кредитных организаций, банковских холдингов; определяет перечень банковских операций и сделок, осуществляемых кредитными организациями; устанавливает порядок осуществления кредитной организацией деятельности на рынке ценных бумаг; определяет требования, предъявляемые к учреждению и регистрации кредитных организаций; регулирует отношения между кредитной организацией и государством; устанавливает размер уставного капитала кредитной организации, порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций; предусматривает меры по обеспечению стабильности банковской системы, защиты прав интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций; устанавливает нормативы обязательных резервов банка; обеспечивает банковскую тайну, регулирует межбанковские отношения и обслуживание клиентов; устанавливает антимонопольные правила; определяет порядок обслуживания вкладов физических лиц; определяет правила осуществления бухгалтерского учета в кредитных организациях и надзора за их деятельностью, устанавливает порядок открытия филиалов представительств и дочерних организаций кредитной организации на территории иностранного государства.

 Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 Федеральный закон  "О государственной регистрации  юридических лиц" от 08.08.2001 N 129-ФЗ  регулирует отношения, возникающие  в связи с государственной  регистрацией юридических лиц  при их создании, реорганизации  и ликвидации, при внесении изменений  в их учредительные документы  и при ведении Единого государственного  реестра юридических лиц.

 Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г.) определяет принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Федеральный закон "О счетной  палате Российской Федерации" от 11.01.1995 N 4-ФЗ устанавливает в том числе порядок осуществления контроля за деятельностью Центрального банка России, кредитных организаций в части обслуживания ими государственного бюджета, а также за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга.

 Федеральный закон от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.07.2004 N 87-ФЗ "О признании утратившими силу Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций" от 08.07.1999 N 144-ФЗ устанавливает процедуру реструктуризации кредитных организаций.

 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999 N 40-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 02.01.2000 N 6-ФЗ, от 19.06.2001 N 86-ФЗ, от 07.08.2001 N 116-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.07.2001 N 10-П) устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.

 Источниками правового регулирования банковской деятельности являются нормативные акты Центрального банка России (Банка России): положения, указы, приказы, письма, инструкции, определяющие порядок "приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций"; "методику расчетов собственных средств капитала кредитных организаций"; "представление информации о банковских холдингах", приобретения физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации; "открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций"; "реструктуризации кредитных организаций" и т.д.

Некоторые особенности присущи  Банку России и в части касающейся распоряжения им своим имуществом. В соответствии со ст. 298 ГК РФ в части  распоряжения имуществом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом и имуществом, приобретенным  за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено  право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе" (п. п. 1, 2 ст. 298, глава 19 ГК РФ). Как уже указывалось, с момента создания некоммерческая организация в форме учреждения вправе приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона). Кроме того, некоммерческая организация в форме учреждения "отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник" (п. 2 ст. 9 Федерального закона). Однако применительно к Банку России установлено, что государство не отвечает по его обязательствам, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными

 Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" органы исполнительной власти не вправе принимать нормативные акты по вопросам банковской деятельности. Более того, эмиссию наличных денег и организацию их обращения Банк России осуществляет монопольно (п. 2 ст. 4 Федерального закона). В то же время на Правительство РФ возложено проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ст. 114 Конституции РФ), а Банк России, осуществляя разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, обязан взаимодействовать с Правительством РФ (п. 1 ст. 4 Федерального закона).

Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"