Контрольная работа по «Методам социально-экономического прогнозирования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д. Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.

Содержание работы

1. Теоретико-методологические аспекты прогнозирования
1.1 Понятие и сущность методологии прогнозирования
1.2 Основные принципы и критерии методологии прогнозирования
2. Анализ системы показателей и методов прогнозирования
2.1 Система показателей прогнозирования
2.2 Классификация и характеристика методов прогнозирования
3. Основные направления совершенствования методологии прогнозирования
3.1 Проблемы развития и направления совершенствования методологии прогнозирования
3.2 Прогнозные расчеты показателей развития
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы социально-эконом. прогнозирования.docx

— 53.04 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: «ЭОиКД»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методы социально-экономического прогнозирования»

Вариант №8

 

 

Работу выполнила

студентка гр. БЭ(БУ)з-2С

Лапшова Татьяна

                                                                                        Номер зачетной книжки

Изо/11/9/618

Проверил:

 

 

Тольятти 2013 г.

ФГБОУ ВПО  «Поволжский государственный университет  сервиса (ПВГУС)»

Рецензия

на контрольную  работу

 

 

по дисциплине Маркетинг     

(наименование  дисциплины)

 

Обучающийся _________________________________группа_______

 

 

Критерии  оценки

Степень соответствия

требованиям

+ /-,

Да/нет

Примечания

1.

Контрольная работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует 

 

2.

Структура работы:

- общий объем и  пропорциональность структурных  частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует 

 

- логическая взаимосвязь структурных  частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует 

 

3.

Содержание  работы раскрывает сущность выбранной  темы

1. Раскрывает

   

2. Частично раскрывает

 

3. Не раскрывает

 

4.

Изучение  автором необходимого объема литературы:

- количество наименований  источников в списке литературы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- период издания источников литературы  и нормативно-правовой базы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

5

Наличие и авторский анализ статистических данных,  практического и теоретического материала 

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

1

2

3

4

5

6

Качество  оформления работы:

- таблицы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- графики

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- расчеты

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

7

Наличие выводов и предложений, полученных на основе изучения исследуемой проблемы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

8

Особые замечания  по работе (проекту)

 

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент ___________________________   _______________________________________

          (подпись)                          (расшифровка подписи)

 

 

«_________»______________201____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Теоретико-методологические  аспекты прогнозирования

1.1 Понятие и  сущность методологии прогнозирования

1.2 Основные принципы  и критерии методологии прогнозирования

2. Анализ системы  показателей и методов прогнозирования

2.1 Система показателей  прогнозирования

2.2 Классификация  и характеристика методов прогнозирования

3. Основные направления  совершенствования методологии  прогнозирования

3.1 Проблемы развития  и направления совершенствования  методологии прогнозирования

3.2 Прогнозные  расчеты показателей развития

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные методологические принципы объекта прогнозирования.

 

    Прогнозирование - это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

     Процесс прогнозирования достаточно актуален в настоящее время. Широка сфера его применения. Прогнозирование широко используется в экономике, а именно в управлении. В менеджменте понятие «планирование» и «прогнозирование» тесно переплетены. Они не идентичны и не подменяют друг друга. Планы и прогнозы различаются между собой временными границами, степенью детализации содержащихся в них показателей, степенью точности и вероятности их достижения, адресностью и, наконец, правовой основой. Прогнозы, как правило, носят индикативный характер, а планы обладают силой директивного характера. Не подмена и противопоставление плана и прогноза, а их правильное сочетание - таков путь планомерного регулирования экономики в условиях рыночной экономики и перехода к ней.

    В промышленности методы прогнозирования также играют первостепенную роль. Используя экстраполяцию и тенденцию, можно делать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений, реакций, операций. Существует много методов прогнозирования. Продифференцировав их общее число, необходимо выбрать оптимальный из них для использования в каждой конкретной ситуации.

     Анализ методов прогнозирования, изучение этих методов, использование их в разных сферах деятельности является мероприятием рационализаторского характера. Степень достоверности прогнозов можно затем сравнить с действительно реальными показателями, и, сделав выводы, приступить к следующему прогнозу уже с существующими данными, т.е. имеющейся тенденцией. Опираясь на полученные данные, можно во временном аспекте переходить на более высокую ступень и т.д.

    Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объектах в будущем и (или) путях и сроках их осуществления.

Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

1. Теоретико-методологические  аспекты прогнозирования

1.1 Понятие и  сущность методологии прогнозирования

    Прогнозирование - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.

    Прогностика (футурология) - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.

    Социальное прогнозирование направлено на внесение изменений в социальную сферу человека и общества и представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности управленцев в сфере разработки и подготовки различных вариантов решения социальных проблем.

    Методология социального прогнозирования исследует будущее в онтологическом, логическом и гносеологическом аспектах.

   Онтологический аспект показывает, как рождается и формируется будущее, характеризует его общую картину, влияющие на него факторы.

   Логический аспект позволяет формировать прогноз на основе диалектических принципов, основу которых составляет общие законы развития природы и общества, а также методов научного мышления.

    Гносеологический аспект имеет своей задачей выяснить, как будущее отображается в человеческом сознании, каковы формы этого отображения, его истинность. Будучи формой познания, прогноз с гносеологической стороны является отображением закономерности и возможных путей развития прогнозируемых процессов и явлений.

    Познание объективной истины при прогнозировании происходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него к практической реализации.

    Методология (понятие, учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения этого знания.

    Социальное прогнозирование состоит из нескольких этапов, поэтому на каждом этапе решаются специфические задачи познания. Особенно важна методологии прогнозирования стадия предпрогнозной ориентации, на которой разрабатывается концепция исследования, понятийный аппарат, определяются основные методологические принципы анализа и прогноза, методы и методики, формируются гипотезы, которые и предстоит проверить в ходе исследования.

1.2 Основные принципы  и критерии методологии социального  прогнозирования

    Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

    Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.

    Субъектом социального прогнозирования являются люди - отдельные научные и практические работники и исследовательские организации.

    Предметом является улучшение потребности общества и удовлетворения и его нужд.

    Основой формирования прогнозов служат статическая информация и информационный массив - система определенных на научной основе параметров и факторов, комплексно характеризующих объект прогнозирования.

   Существуют следующие типы прогнозов:

1) По иерархии управления:

а) прогнозы развития отдельных  предприятий и их объединений

б) прогнозы развития отраслей и кластеров

в) прогнозы развития муниципальных  образований

г) прогнозы развития регионов

д) прогнозы развития страны

е) прогнозы развития международного сотрудничества и международных  структур

ж) глобальные прогнозы (мировые)

2) По времени упреждения событий:

а) оперативные (7 дней-1 год)

б) краткосрочные (1-3 года)

в) среднесрочные (4-10 лет)

г) долгосрочные (10-20 лет)

д) дальнесрочные (20-50 лет)

е) сверхдолгосрочные (50 и более лет)

3) По объекту и горизонту:

а) количественно-конкретные (четко просчитан вариант решений  с набором показателей развития)

б) качественные

4) По способу предоставления прогнозной информации:

а) точечный (в виде единственного значения)

б) интервальный (совокупность значений прогнозной величины на основе расчетов интервалов)

5) По функциональному признаку:

а) поисковый

б) нормативный

   В настоящее время выделяется несколько методологических принципов социального прогнозирования, на основе которых проводится анализ объекта прогноза и разрабатывается собственно прогноз.

  Принцип - основание, из которого надо исходить и которым надо руководствоваться в действии.

1) Принцип системности в прогнозировании. Главным понятием при этом выступает «система» - целое, составленное из частей; соединение, или множество элементов с отношениями и связями между ними, образующих определенную целостность. Следует иметь ввиду, что сущность понятия системы тесно связана с такими категориями, как: целостность, структура, связь элемент, отношение подсистема и др.

Характерным признаком системы  является особенность множества  элементов, образующих систему, противостоять  среде. И, кроме того, функционирование системы опирается на определенную упорядоченность её элементов, отношений  и связей.

Социальная система понимается как сложноорганизованное, упорядоченное  целое, включающее отдельных индивидов  и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей  природе.

2) Принцип историзма в общественном предвидении ориентирует на изучение конкретных закономерностей, условий их развития и требует подкрепления предвидения глобальных изменений систематическим прогнозированием более частных общественных процессов.

В этом смысле прогноз уточняет наше представление общей тенденции  развития, раскрывает конкретные черты  и особенности будущего развития явлений, локализует их в пространственно-временных  границах, т.е. представляет прогностическую  модель развития данного явления, или  процесса. При этом учитываются возможные  изменения прогнозного фонда, т.е. условий в будущем.

3) С помощью принципа социальной детерминации и развития в прогнозировании учитываются многообразные связи и зависимости в общественной жизни (в рамках системного подхода). Известно, что явления материального и духовного мира находятся в объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности (детерминизм). И важным положением этой обусловленности выступает причинность, т.е. такая связь явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). На этом положении основано сценарное моделирование, сценарное мышление.

4) Принцип согласованности подразумевает согласование нормативных и поисковых подходов и соответственно прогнозов; прогнозов возможного развития различных сфер - экономической, экологической, демографической и других, различного периода упреждения в прогнозе - кратко-, средне-, долгосрочных, сверх долгосрочных.

5) Принцип верифицируемости прогнозирования указывает на обязательную процедуру проверки разработанных прогнозов на точность, надежность, достоверность, их обоснованность. Для этой цели существует целая группа методов, которая будет рассмотрена ниже.

6) Принцип рентабельности прогнозирования тесно связан с достоверностью, ибо только надежный прогноз может быть экономически эффективным. Имеется в виду, что затраты на разработку прогноза, а это весьма дорогостоящее исследование, должны окупиться и не только, но и принести прибыль, доход заказчику при его использовании, или положительный эффект в любом другом случае.

7) Принцип непрерывности прогнозирования (особенно в кризисных условиях) требует корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования. А это возможно при функционировании постоянно действующих прогнозирующих систем в научно-исследовательских центрах с целью отслеживания ситуации и соответственно уточнения прогноза. Только в этом случае можно рассчитывать на достоверный прогноз.

Информация о работе Контрольная работа по «Методам социально-экономического прогнозирования»