Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Главная задача, которая ставится при организации бухгалтерского учета, состоит в создании условий для достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить контроль за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; иметь полную и достоверную информацию о текущих хозяйственных процессах, что чрезвычайно важно для оперативного управления предприятием.
Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЧЕТОВ
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 2 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕТ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ
УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
УЧЕТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ
УЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Глава 5 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕТ ИЗНОСА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
Глава 6 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
УЧЕТ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ОБЛАГАЕМОГО ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СОСТАВ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 7 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Глава 8 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАСЧЕТЫ ПО ТОВАРНЫМ И НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНВАЛЮТЕ И ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
Глава 9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИБЫЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 11 УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Начисление
амортизации по основным фондам, которые
поступили по импорту, производят по
нормам амортизационных отчислений
на аналогичные отечественные
Амортизация по вновь поступившим основным средствам начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в эксплуатацию, а по выбывшим основным средствам – заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Таким образом, обороты по дебету и кредиту счета 01 «Основные средства» за текущий месяц при исчислении сумм амортизации в расчет не берутся.
Разрешается
проводить ускоренную амортизацию
активной части основных фондов (есть
исключения). Порядок начисления ускоренной
амортизации уточнен
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных средств.
Кроме
того, субъекты малого предпринимательства
могут дополнительно как
Увеличенные амортизационные отчисления производятся в течение нового расчетного амортизационного срока службы основных средств до полного переноса всей их стоимости на продукцию или услуги и отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Износ основных средств» и дебету счетов учета затрат на производство в установленном порядке.
В тех случаях, когда предприятие принимает решение о применении ускоренной амортизации, оно должно быть оформлено как элемент учетной политики. Решения о применении ускоренной амортизации в месячный срок доводятся организациями до соответствующих налоговых органов. Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются организациями строго по целевому назначению. При не целевом их использовании дополнительная сумма амортизации, соответствующая расчету по ускоренному методу, включается в налогооблагаемую базу и подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
С 1 июля 1994 г. постановлением № 967 разрешено применять понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели организаций после переоценки основных фондов существенно ухудшаются.
При введении ускоренной амортизации или применении понижающих коэффициентов износа следует иметь в виду, что начисленная сумма износа влияет на величину себестоимости продукции, на прибыль и на сумму льгот по налогу на прибыль по капитальным вложениям.
Расчет сумм амортизации производят ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы и оформляют специальной разработочной таблицей «Расчет износа (амортизации) основных средств» (при журнально-ордерной форме учета) или машинограммой аналогичного содержания. Эти регистры служат основанием для отражения амортизации и износа основных средств на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Практически сумму амортизации за отчетный месяц определяют так: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
Для учета износа основных средств используют пассивный счет 02 «Износ основных средств». К этому счету могут быть открыты два субсчета:
02-1 «Износ собственных основных средств»;
02-2 «Износ имущества, сданного в лизинг».
На
первом учитывают движение износа основных
средств, которые принадлежат
Сумму износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения – 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и других счетов и кредиту счета 02 «Износ основных средств».
По основным средствам производственного назначения, сданным в текущую аренду, сумма износа отражается по дебету счета 80 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 02, а по основным средствам непроизводственного назначения – по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» или счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 02.
По объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства сумма износа начисляется по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в конце года на забалансовых счетах 014 «Износ жилищного фонда» и 015 «Износ объектов внешнего благоустройства».
На продуктивный скот, буйволов, оленей, волов, библиотечные фонды, сооружения городского благоустройства и автомобильные дороги общего пользования, фонды, переведенные на консервацию, земельные участки, находящиеся в собственности организаций и зачисленные в состав основных средств, износ не начисляется, так же как и по полностью амортизированным основным средствам.
Если основные средства используются в многономенклатурном основном производстве, то амортизационные отчисления являются косвенными затратами, которые собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы». Если цех основного производства выпускает только один вид продукции, то износ основных средств этого цеха относится на конкретный вид изделий, в этом случае амортизация – прямые затраты, которые должны быть отражены на счете 20 «Основное производство».
Износ основных средств вспомогательных цехов относится в затраты на производство аналогичным образом.
Если основные средства используются общезаводскими службами (вычислительная техника в бухгалтерии), износ по ним отражается на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Амортизация по основным средствам, находящимся в обслуживающих производствах и хозяйствах, отражается на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
При выбытии собственных основных средств сумму износа по ним списывают в дебет счета 02 «Износ основных средств».
Годовая
сумма амортизации может
– линейным (исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока использования объекта);
– способом уменьшающегося остатка (умножением остаточной стоимости объекта на установленную норму износа);
– по числу лет использования (умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – срок службы объекта).
Аналитический учет по счету 02 «Износ основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Накопление
и использование
Пообъектный аналитический учет износа основных средств не ведется, при необходимости его размер определяется расчетным путем, исходя из суммы первоначальной стоимости и установленной нормы амортизации, что фиксируется в инвентарных карточках.
Ремонт позволяет поддерживать основные средства в рабочем состоянии, сокращает простои, увеличивает срок их службы.
По объему и характеру ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения.
Ремонты могут осуществляться хозяйственным способом (силами самой организации) или подрядным (силами сторонних организаций). Во всех случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в ней указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.
Расходы по ремонту основных средств относят на затраты на изготовление продукции того периода, в котором они возникли. Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, можно относить прямо на счета издержек производства и обращения – счет 20 «Основное производство» и др. – с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов – счета 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).
Предприятие чаще всего выпускает не один, а несколько видов продукции, поэтому затраты по ремонту и эксплуатации оборудования, на котором изготавливается продукция, включаются в себестоимость косвенным путем.
Если ремонты на предприятии осуществляются неравномерно, то себестоимость выпускаемой продукции сильно варьируется во времени в зависимости от затрат на ремонт. Для того чтобы выровнять себестоимость по месяцам, создается ремонтный фонд, который учитывается на субсчете «Ремонтный фонд» пассивного счета 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Счет 89 имеет субсчета, которые предприятие открывает на каждый вид предстоящих расходов и платежей.
Для создания ремонтного фонда определяется плановая стоимость всех ремонтов, предстоящих в текущем году, и ежемесячно в затраты на производство относится 1/12 этой суммы. Оформляется следующая проводка:
Д-т сч. 23, 25, 26 (в зависимости от того, где осуществляются ремонты),
К-т сч. 89 субсчет «Ремонтный фонд».
Бухгалтерский учет работ по ремонту производится в зависимости от способа ведения ремонтных работ. Если ремонт производится хозяйственным способом, затраты на него собираются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство» на субсчет «Ремонтный цех».
Что представляют собой затраты на ремонт? Это стоимость материалов, запчастей, инструментов, а также заработная плата рабочим, произведшим ремонт, с отчислениями на социальное страхование и обеспечение. Все эти расходы отражаются по кредиту соответствующих счетов.
Перечислим основные:
– материалы, запчасти – счет 10 «Производственные запасы»;
– инструменты – счет 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;
– заработная плата рабочим ремонтного цеха – счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
– отчисления на социальное страхование и обеспечение – счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Тогда затраты на ремонт оформляются проводкой:
Д-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат,
К-т сч. 10, 12, 70, 69 – сумма затрат.
Приемка отремонтированного объекта из капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Когда акт поступит в бухгалтерию, в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.
В этом акте обязательно должно быть следующие реквизиты:
– наименование объекта;
– инвентарный номер объекта;
– код заказа, которым является данный ремонт для ремонтного цеха;
– объем выполненных работ;
– сроки начала и окончания ремонта;
– сметная стоимость ремонта;
– фактическая стоимость ремонта.
Акт подписывается представителями ремонтного цеха и цеха или службы, в котором эксплуатируется данный объект. После приема ремонта затраты по нему списываются на источник финансирования.
Если ремонтный фонд на предприятии не создавался, то затраты списываются непосредственно на себестоимость продукции:
Д-т сч. 25, 26 – сумма затрат по ремонту,
К-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат по ремонту.
Если ремонтный фонд есть, списание затрат оформляется так:
1. Списание затрат в пределах ремонтного фонда:
Д-т сч. 89 субсчет «Ремонтный фонд» – сумма затрат по ремонту в пределах фонда,
К-т сч. 23 субсчет «Ремонтный цех» – сумма затрат по ремонту в пределах фонда.
2. Если стоимость ремонта превышает размер ремонтного фонда, тогда сумма превышения относится в расходы будущих периодов, которые учитываются на соответствующем активном счете: