Лекции по " Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Главная задача, которая ставится при организации бухгалтерского учета, состоит в создании условий для достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить контроль за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; иметь полную и достоверную информацию о текущих хозяйственных процессах, что чрезвычайно важно для оперативного управления предприятием.

Содержание работы

Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЧЕТОВ
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 2 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕТ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ
УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
УЧЕТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ
УЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Глава 5 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕТ ИЗНОСА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
Глава 6 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
УЧЕТ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ОБЛАГАЕМОГО ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СОСТАВ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 7 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Глава 8 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАСЧЕТЫ ПО ТОВАРНЫМ И НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНВАЛЮТЕ И ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
Глава 9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИБЫЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 11 УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Файлы: 2 файла

Бухгалтерский учет_Мельников И_2009 -304с.pdf

— 927.53 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет_Мельников И_2009 -304с.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Суммы использованной прибыли на счете 81 списываются на уменьшение прибыли  после утверждения годового отчета в порядке реформации баланса  в дебет счета 80 «Прибыли и убытки» с кредита счета 81 «Использование прибыли», после чего счет 81 «Использование прибыли» закрывается.

Нераспределенная  прибыль отчетного года списывается  в дебет счета 80 «Прибыли и убытки»  и в кредит счета 88 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)». Непокрытый убыток списывается в кредит счета 80 и дебет счета 88.

Счет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» служит для учета движения нераспределенной прибыли или непокрытого  убытка предприятия и фондов специального назначения. Счет 88 активно-пассивный, к нему при необходимости открывают субсчета:

88-1 «Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного года»;

88-2 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) прошлых  лет»;

88-3 «Фонды  накопления»;

88-4 «Фонд  социальной сферы»;

88-5 «Фонды  потребления» и др.

Нераспределенная  прибыль может быть направлена на отчисления в резервный капитал  или другие фонды, необходимые для  осуществления деятельности предприятия  и социального развития коллектива, на выплату доходов учредителям и др. При распределении прибыли на суммы начисленных выплат дебетуют субсчет 88-1 «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года» и кредитуют счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (работниками организации) и 75 «Расчеты с учредителями» (сторонними участниками).

Оставшаяся  после выплаты доходов учредителям  сумма нераспределенной прибыли  отчетного года списывается с  дебета субсчета 88-1 «Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетною года» в  кредит субсчета 88-2 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

Убытки  отчетного года списываются с  кредита счета 88-1 «Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного года»  в дебет счетов:

86 «Резервный  капитал» – при списании за  счет средств резервного капитала;

88 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)» – при списании за счет специальных фондов;

75 «Расчеты  с учредителями» – при погашении  убытка за счет целевых взносов  учредителей организации и других  счетов.

В случае, когда принимается решение о  резервировании на бухгалтерском балансе  непокрытого убытка для списания в будущие периоды, сумма убытка переносится с кредита субсчета 88-1 «Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года» в дебет субсчета 88-2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

При использовании  нераспределенной прибыли прошлых лет операции отражают по дебету субсчета 88-2 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет» и кредиту счетов:

86 «Резервный  капитал» – при направлении  прибыли на пополнение резервного  капитала;

85 «Уставный  капитал» – при направлении прибыли на увеличение уставного капитала;

88 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»  – при направлении прибыли  на увеличение фондов специального  назначения;

75 «Расчеты  с учредителями» – при направлении  прибыли на выплату доходов  учредителям и др.

Списание  непокрытого убытка прошлых лет  отражают по кредиту субсчета 88-2 «Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) прошлых  лет» н дебету счетов:

86 «Резервный  капитал» – при погашении убытка  за счет резервного капитала;

75 «Расчеты  с учредителями» – при погашении убытка за счет целевых взносов учредителей организации и других счетов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ  ОТЧЕТНОСТЬ

ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, объективно отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за конкретный период. Бухгалтерская отчетность завершает всю учетную работу. Она включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего планирования.

Данные  отчетности используются для экономического анализа внутри организации и  для оценки эффективности деятельности предприятия внешними пользователями.

Главное требование к отчетности – она должна быть достоверной и своевременной. Отчетность должна обеспечивать сопоставимость текущих показателей с данными за прошлые периоды.

Предприятия составляют отчеты по инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Единая система показателей отчетности позволяет составлять сводки по отраслям, экономическим районам, регионам, республикам и по всему хозяйству страны в целом.

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по видам, периодам составления и степени обобщения  отчетных данных.

По  видам отчетность делят на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская  содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности предприятия по стоимостным показателям. Составляется она по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета. Она отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эта информация используется для оперативного контроля и управления снабжением, производством и реализацией продукции.

По  периодичности различают годовую  отчетность и внутригодовую. Последняя  включает в себя отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал  и полугодие.

Внутригодовую статистическую отчетность называют текущей  статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую – периодической бухгалтерской. Понятно, что годовая отчетность – это отчеты за год.

По  степени обобщения данных различают  отчеты первичные (составляют организации) и сводные или консолидированные, которые составляют вышестоящие организации на основании первичных отчетных документов.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 3 февраля 1997 г. № 8 квартальная бухгалтерская отчетность включает форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

При заполнении квартальных форм бухгалтерской  отчетности руководствуются Инструкцией  Приложения 2 к приказу о порядке  заполнения форм годовой бухгалтерской  отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из:

– бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

– пояснительной записки.

Формы бухгалтерской отчетности, а также  инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской  отчетности должна содержать информацию об организации, ее финансовом положении, позволять сопоставлять данные за отчетный и предшествующие годы.

В пояснительной  записке должны найти отражение  факты неприменения правил бухгалтерского учета, когда они не позволяют  достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности предприятия с соответствующим обоснованием. Иначе неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация называет изменения в учетной политике, которые намерена ввести в практику в следующем отчетном году.

Содержание  пояснительной записки к годовому отчету может конкретизироваться в  ежегодных инструкциях о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке может быть дана оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая поставки на экспорт, репутация организации и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации.

Имеет смысл включить в пояснительную  записку данные о динамике важнейших  экономических и финансовых показателей  работы организации за ряд лет, дать описания будущих капиталовложений и экономических мероприятий, другой информации, которая может заинтересовать пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказами Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 и от 21 ноября 1997 г. № 81-н включает в себя:

– бухгалтерский баланс (форма № 1);

– отчет о прибылях и убытках;

– пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

– отчет о движении капитала (форма № 3);

– отчет о движении денежных средств (форма № 4);

– приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

– пояснительную записку;

– специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, для организаций по согласованию соответственно с минфинами РФ и республик;

– итоговую часть аудиторского заключения.

Малые предприятия имеют прав представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме бухгалтерского учета. В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.

СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ  ОТЧЕТОВ 

При составлении  бухгалтерского отчета должно быть обеспечено:

– полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

– полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета;

– регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

– правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать подготовительная работа, которую ведут по заранее  составленному специальному графику. Важный этап подготовительной работы – закрытие в конце отчетного  периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. Но до этого должны быть сделаны все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах, включая результаты инвентаризации, проверена их правильность.

Закрывая  счета, следует иметь в виду, что современные производства находятся в сложных и многообразных связях с другими подразделениями предприятия. При взаимном использовании продукции и услуг цехами и участками невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Часть затрат по некоторым объектам калькуляции приходится отражать в плановой оценке. Именно по этой причине особенно важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

На  практике закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное число потребителей и минимальные встречные затраты, а заканчивают закрытие счетами с минимальным числом потребителей и максимальным числом встречных затрат. Делают это так. Вначале исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Затем распределяют расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 31 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство»; списывают затраты со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», производят записи на счетах по учету капитальных вложений, определяют финансовый результат от деятельности организации и закрывают счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» и 48 «Реализация прочих активов», распределяют прибыль и закрывают счет 80 «Прибыли и убытки».

Основная  форма бухгалтерской отчетности – бухгалтерский баланс. Он составляется на основании данных об остатках по дебету и кредиту синтетических  счетов и субсчетов на начало и  конец периода, взятых из Главной  книги.

При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту  счетов записывают в Главную книгу  только из журналов-ордеров. Обороты  по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих  счетов.

Информация о работе Лекции по " Бухгалтерский учет"