Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций Главная задача, которая ставится при организации бухгалтерского учета, состоит в создании условий для достижения наилучших результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить контроль за наличием, движением и состоянием имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; иметь полную и достоверную информацию о текущих хозяйственных процессах, что чрезвычайно важно для оперативного управления предприятием.
Глава 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
ПРАВИЛА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЧЕТОВ
УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 2 УЧЕТ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ УСТАВНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ДОБАВОЧНОГО КАПИТАЛА
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
УЧЕТ ФОНДОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Глава 3. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
УЧЕТ НДС ПО ПОСТУПИВШИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ АКТИВАМ
УЧЕТ ТЕКУЩЕЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ АРЕНДЫ
ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ
УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Глава 4 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЕЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО
УЧЕТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ ЗАТРАТ
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОСНОВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
СВОДНЫЙ УЧЕТ ЗАТРАТ
УЧЕТ ПО ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Глава 5 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ И ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ НА СКЛАДАХ И В БУХГАЛТЕРИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
УЧЕТ ИЗНОСА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
Глава 6 УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ
УЧЕТ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЯ
ДОКУМЕНТЫ ПО УЧЕТУ ТРУДА
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ФОРМЫ И ВИДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА
СОСТАВ СОВОКУПНОГО ДОХОДА, ОБЛАГАЕМОГО ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ
УЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ВЫЧЕТОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
СОСТАВ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА, ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Глава 7 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ОЦЕНКА
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
Глава 8 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
РАСЧЕТЫ ПО ТОВАРНЫМ И НЕТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНВАЛЮТЕ И ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНОМУ СЧЕТУ
УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
УЧЕТ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ
Глава 9 УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПРИБЫЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
УЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Глава 10 БУХГАЛТЕСРКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ
СОСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
ПОРЯДОК ПУБЛИКАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Глава 11 УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Так как для малых предприятий характерно ограниченное количество хозяйственных операций (не более 300 в месяц), они имеют право применять упрощенную форму бухгалтерского учета. Но приспосабливать применяемые регистры и формы бухгалтерского учета к специфике своей работы малые предприятия могут при обязательном соблюдении следующих условий:
– наличии единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов накопления и двойной записи;
– взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
– сплошном отражении всех хозяйственных операций в регистрах
бухгалтерского учета на основании данных первичных учетных доку ментов;
– накапливании и систематизации данных для первичных документов в разрезе показателей, характеризующих управление и контроль за хозяйственной деятельностью малого предприятия.
Для документирования
хозяйственных операций малые предприятия
могут применять типовые
Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
– наименование документа (формы);
– дату составления;
– содержание хозяйственной операции;
– измерители хозяйственной операции в количественном и стоимостном выражении;
– наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
– личные подписи и их расшифровку.
Правильно оформленные и достоверные по содержанию первичные документы упрощают процедуру бухгалтерского учета.
Малое предприятие должно вести бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями по бухгалтерскому учету, регулирующими порядок учета различных объектов бухгалтерского учета, и Планом счетов бухгалтерского учета.
Условием для применения упрощенной системы учета и отчетности малыми предприятиями является средняя численность их работников: в промышленности, строительстве и на транспорте она должна быть не свыше 100 человек, а в остальных отраслях – до 50 человек.
При формировании учетной политики малого предприятия руководитель должен определить организационно-правовые основы введения и применения упрощенной формы учета. При этом необходимо учесть следующее.
Субъектом малого предпринимательства может быть только коммерческая организация. Некоммерческая организация не может быть признана малым предприятием и пользоваться какими-либо льготами.
Выделим
следующие отличия
получаемая ими прибыль не подлежит распределению между участниками.
Правовое положение некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом и Федеральным законом РФ от 12 января 1996 г. К некоммерческим организациям относятся жилищно-строитель-ные, дачные, гаражные и подобные им потребительские кооперативы;
общественные
и религиозные организации (объединения),
различные благотворительные
В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов. Все производственные запасы, включая МБП, на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы». МБП приравниваются к остальным материальным запасам. Износ по ним не начисляют. При передаче МБП в эксплуатацию их списывают со счета 10 «Материалы» в дебет счета 20 «Основное производство» и др. счета затрат. При возврате МБП из эксплуатации их оприходуют по остаточной стоимости по дебету счета 10 с кредита счетов 20 и 26.
Для обеспечения сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на предприятиях должен осуществляться оперативный учет и контроль за их движением.
Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 «Основное производство». При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).
Малые предприятия, имеющие значительное число объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по реализованной продукции (счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»). При этом производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.
При учете финансовых результатов следует иметь в виду, что в течение года суммы прибыли и ее использование отражают на счете 80 «Прибыли и убытки» таким порядком: по кредиту счета показывают с нарастающим итогом прибыль, а по дебету счета – ее использование. По завершении года по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, на суммы использованной прибыли производят уменьшение прибыли и в отчетности отражают неиспользованную сумму прибыли.
Если предприятие получило по итогам года убыток и использовало прибыль (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и др.), то сумма убытков остается на счете 80 как убытки, а сумму, использованную на плановые мероприятия, отражают как перерасход этих средств на счете 80 при отсутствии или недостаточности средств резервного капитала, которые могут быть направлены на их покрытие. Перерасход погашается за счет чистой прибыли следующего за отчетным года.
При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета хозяйственных операций (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитического учета – следующие ведомости:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) – форма № В-1;
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, – форма № В-2;
Ведомость учета затрат на производство – форма № В-3;
Ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4;
Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5;
Ведомость учета реализации – форма № В-6;
Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7;
Ведомость учета оплаты труда – форма № В-8;
Ведомость (шахматка) – форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Ведение Книги учета хозяйственных операций и ведомости учета заработной платы обязательно, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета хозяйственных операций является регистром синтетического и аналитического учета.
В Книге учета хозяйственных операций по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.
Ведомости ф. № В-1 – В-9 служат для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записываются показатели, характеристики объектов учета, их наличие на начало периода, поступление (расход) и наличие на конец периода.
Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит от числа ежедневно совершаемых хозяйственных операций. Если их мало, то вначале их записывают в Книгу учета хозяйственных операций, а потом в соответствующие ведомости.
Если
предприятие совершает
Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета хозяйственных операций. Тогда из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета хозяйственных операций записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, затем расшифровывают ее отдельными суммами по соответствующим счетам Книги. Пример: согласно ведомости учета производственных запасов и товаров (ф. № В-2) расход материалов составил 10 тыс. руб., в т. ч. на производство отпущено материалов на 9 тыс. руб. и на реализацию – на 1 тыс. руб. В Книге учета данные ведомости ф. № В-2 будут отражены так: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» – в сумме 10 тыс. руб., по дебету счета 20 «Основное производство» – в сумме 9 тыс. руб., по дебету счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» – в сумме 1 тыс. руб. Так переносят кредитовые обороты из ведомостей по каждому синтетическому счету.
По окончании месяца в Книге подводят итоги: подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо. Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна быть одинаковой. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.
Чтобы обобщить месячные итоги финансово-хозяйственной деятельности и проверить правильность записей на счетах, рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, которая является основой для составления бухгалтерского баланса.
Если ведомости используются в качестве регистров аналитического учета, их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме ф. № В-9. Ведомость ф. № В-9 – это регистр синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности записей по счетам бухгалтерского учета. Она открывается на каждый месяц, в ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания.
Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № В-1 – В-8 переносят в ведомость ф. № В-9 с расшифровкой по дебетуемым счетам. После разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому в соответствующей ведомости. Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту.
Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» для малых предприятий установлены упрощенные процедура и формы отчетности.
Упрощенная
система налогообложения
Первым условием для применения упрощенной системы является предельная средняя численность работников – до 15 человек.
Второе условие: совокупный размер фактической выручки за предшествующий период не должен превышать сумму
100-тысячекратного
минимального размера оплаты
труда, установленного
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона РФ под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
При подаче заявления на право применения упрощенной системы необходимо указать размер выручки на первый день квартала перехода: в условиях работы по-новому она должна быть выше, чем прежде.
Налоговая организация по месту постановки субъекта малого предпринимательства на налоговый учет выдает ему годовой патент, удостоверяющий право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
В соответствии с п. 4 статьи 5 Федерального закона РФ письменное заявление для этого подается предпринимателем за 1 месяц до начала очередного квартала и при соблюдении следующих условий: