Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курс лекций
Возникновение аудита. Необходимость аудита. Сущность аудита и его экономическая обусловленность. Пользователи материалов аудиторских заключений, их направленности и содержание. Цели и задачи аудита. Принципы аудита. Основные принципы проведения аудита. Связь аудита с другими формами экономического контроля. Государственный финансовый контроль. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия. Судебно-бухгалтерская экспертиза. Отличие аудита от ревизии. Взаимосвязь аудита и бухгалтерского учета. Виды и классификация аудита.
Внутрифирменный контроль качества работы.
В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.
Особенности системы контроля качества работы аудиторской организации, ее внутреннее содержание и затраты времени и ресурсов на ее функционирование могут зависеть от:
• размера аудиторской
• ее специализации;
• ее организационной структуры;
• наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;
• экономической эффективности применяемой системы контроля качества (получение осязаемых преимуществ при разумных затратах).
Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
• соблюдение профессиональными сотрудниками
аудиторской организации требов
• укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
• поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
• выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
• получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
• разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов, при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;
• осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой.
Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника такой организации.
Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.
Внутренний контроль качества аудита, также как и внешний, включает три вида контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный внутренний контроль осуществляется при подготовке общего плана, расчете затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита.
Текущий внутренний контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы.
Последующий внутренний контроль состоит в проверке результатов работы, выполненной каждым исполнителем.
Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.
Другим методом последующего внутрифирменного контроля является проведение повторной, бесплатной для проверяемого экономического субъекта, аудиторской проверки.
Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.
7. ПОДГОТОВКА
ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ
7.1.Выбор аудитора или
аудиторской организации
7.2.Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами. 7.3.Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4.Понимание деятельности экономического субъекта.
7.5.Договор на оказание
аудиторских услуг. Оценка
Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
В настоящее время на рынке
действует значительное
Для того чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяснить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита.
В соответствии с ФПСАД № 15 "Понимание деятельности аудируемого лица" аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и прочих операций, в том числе внереализационных .
К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:
- определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов;
- определение отраслевых
- выяснение особенностей
- предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;
- знакомство с прежними
- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и другими пользователями финансовой отчетности клиента;
- экспресс-анализ отчетности, предварительное
знакомство с состоянием
- получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, различных организаций, из средств массовой информации и т. д.);
- предварительная оценка
- оценка собственной
Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предприятием до заключения договора.
Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами
В настоящее время в Российской Федерации действует большое количество аудиторских фирм, и перед экономическими субъектами стоит проблема выбора. Самый простой способ выбрать аудиторскую фирму — довериться рекламе. Однако это и самый ненадежный способ, поскольку нет уверенности в качестве и надежности работы рекламируемой фирмы.
Часто экономические субъекты используют рекомендации деловых друзей, партнеров, знакомых или черпают информацию из специальной литературы, посещений семинаров, выставок и пр.
Основными критериями отбора аудиторских фирм являются: численность персонала и его опыт; оборот фирмы; наиболее крупные клиенты фирмы; уровень цен на услуги; возможные предоставляемые льготы; степень ответственности за качество аудита; наличие филиалов в регионах; продолжительность работы на рынке; наличие соответствующей лицензии; ассортимент предоставляемых услуг.
Сделав свой
выбор, предприятие направляет аудиторской
организации официальное именное
письмо-предложение о
В ответ на это письмо, аудиторская организация направляет руководителю предприятия- клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита
Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма
Порядок составления и представления письма определяет Федеральный стандарт аудита №12 « Согласование условий проведения аудита».
Цель письма — регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
Письму должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг.
После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость, сделать письмо более деловым и конкретным.
Письмо аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта. Письмо направляется исполнительному органу экономического субъекта.
Форма и содержание письма. Письмо должно содержать:
• условия аудиторской проверки;
• обязательства аудиторской организации;
• обязательства экономического субъекта.
В письме должны быть также приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит (российские законы, правила и инструкции, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности и порядка ведения аудита).
В правиле (стандарте) указано,
какие обязательства
В письме должна содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Обычно соответствующие пункты письма готовятся в строгом соответствии с Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» и правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Здесь также содержатся указания на то, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возможное направление запросов к контрагентам по вопросу подтверждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию.
В соответствии с правилом (стандартом) аудитор может не направлять письмо повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма. Тем не менее существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз. В письме могут быть и дополнительные условия.
Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудитора, аудиторской фирмы с клиентом. По договору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент - оплатить эти услуги. Этот документ подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон.