Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:48, курс лекций

Описание работы

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Лекции по управленческому учету 

 

 

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия

Переход к рыночной экономике требует  от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.

В отношении конкретного предприятия  это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

 

   

Экономическая

информация

   
   

½

   

                    ¯

 

¯

 

   ¯

учетная

 

нормативно-справочная

 

плановая

                    ¯

       

Первичный учет

 

Финансовый учет

 

Управленческий учет

                    ½

 

­

 

   ­

         

 

Экономическая информация представляет собой такой вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Экономическая информация подразделяется на следующие виды: плановую, нормативно-справочную и учетную.

Плановая информация содержит данные для выбора действий, которые могут быть приняты в будущем. Основное содержание планово-экономической информации составляет технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. Планом может быть охвачена деятельность любого структурного подразделения и предприятия в целом.

Важно часть технико-экономического планирования является составление смет (бюджетов) для предприятия в целом на конкретный период времени (год). Главной целью сметы, которая ставится администрацией при разработке, - это координация отдельных планов структурных подразделений, обеспечение их согласованности. Согласованность смет должна быть достигнута через объект планирования: продукт, издержки по производству этого продукта, его эффективность.

Оперативно-производственное планирование содержит плановые работы по уточнению, детализации и конкретизации показателей производственной программы по предприятию, отдельным подразделениям, рабочим местам на короткие периоды времени (от месяца до часа). Отличительной особенностью оперативно-производственного планирования как завершающего этапа всей системы планирования является то, что оно сочетает детальную разработку плана с экономическими нормативами предприятия и непосредственно контролирует сбалансированностью выполнения производственной программы.

Нормативно-справочная информация является связующим звеном между остальными видами экономической информации. Состав нормативно-справочной информации определяется типом производства, номенклатурой и сложностью выпускаемых изделий, технологией и организацией производства, внутрипроизводственным разделением труда, уровнем развития внутренних хозяйственных связей.

Учетная информация, как и другие виды экономической информации, имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочным и планово-экономическими видами. Учетная информационная система имеет следующие стадии: сбор, изменение первичных данных, регистрация, передача и вычислительные центры или аппарат управления для обработки, обработка данных для оперативного управления, накапливание и группировка данных по потокам и определенным принципам, формирование сводной информации и производство расчетов, используемых в аналитическом и синтетическом учете, составление внутренней и внешней отчетности.

Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учет.

Финансовый  учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.

Учетная информация, специально подготовленная для руководителей разных уровней  управления, называется управленческой учетной информацией.

Управленческий учет использует оперативную  (первичную) информацию независимо от ее количественного измерения, например, отзывы покупателей о качестве продукции. Однако большая часть первичной информации не удовлетворяет запросам руководителей. Он заинтересован в итоговых данных. Следовательно при работе в системе управленческого учета используется как детализированная , так и итоговая информация.

 

2. Сравнительная характеристика  управленческого и финансового  учета

Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внешних пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения. Управленческий учет использует оперативную (первичную) информацию независимо от ее количественного измерения, например, отзывы покупателей о качестве продукции.

Управленческий учет, являясь продолжением финансового учета, имеет с ним взаимосвязь и определенные различия. Взаимодействие управленческого и финансового учета достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, однократной фиксации всей исходной переменной информации в первичном учете, взаимопроникновения методов или их элементов, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета производства при проектировании или совершенствовании систем автоматизированного управления производством.

Оба вида учета имеют свои особенности, но и имеют общие объекты учета, применяемые методы и принципы. Общие объекты - средства труда, предметы труда, трудовые ресурсы, движение предметов труда в производстве, незавершенное производство. Общие методы - документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность (внутренняя и внешняя). Общие принципы - выбор целей и задач, планово-учетные единицы, однократное введение учетной информации, преемственность и дополнение одного вида учета другим, многократное использование промежуточной информации, оперативность, достоверность, стандартизация информации.

Сравнение финансового  и управленческого учета

Область сравнения

Управленческий учет

Финансовый учет

Степень регламентации

По решению администрации

Обязательность ведения

Точность информации

Множество приблизительных оценок

Незначительные отклонения в отражении  данных для внешних пользователей

Масштабы информации

Центры ответственности, продукты, зоны сбыта и т.п.

Предприятие в целом

Цель учета

Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления

Составление отчетности для внешних  пользователей информации

Пользователи информации

Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия

Группа работников, не входящих в состав предприятия

Принципы учета

Полезность информации для принятия решения безотносительно к нормам и юридическим требованиям

Общепринятые, стандартизированные принципы учета

Структура учета

Нет базисного равенства. Три вида объектов: доходы, издержки, активы

+ пассивы (желательно)

Базисное равенство: активы = обязательства + собственный капитал

Используемые измерители

Любые подходящие денежные или натуральные  единицы

Денежная единица, по курсу, действующему на дату операции

Частота отчетности

Когда требуется

Регулярно

Объект анализа

Хозяйственная единица в целом

Подразделения, хозяйственные единицы

Период учета

Прошедшее и будущее время

За определенный и на определенный период

Прошедшее время

За определенный период

Степень ответственности

Дисциплинарная (выговор, замечание и т.п.)

Административная (штраф и т.д.) по закону


 

3. Объекты, метод и способы управленческого учета.

Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

- производственные ресурсы, обеспечивающие  целесообразный труд людей в  процессе хозяйственной деятельности предприятия;

- хозяйственные ресурсы и их  результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

- основные фонды – это средства труда, их состояние и использование;

- нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, их состояние и использование;

- материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства или при помощи средств труда.

К хозяйственным  ресурсам и их результатам относятся следующие виды деятельности:

- снабженческо-заготовительную – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

- производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

- финансово-сбытовую – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции; операции, содействующие росту объема продаж; контроль качества выпускаемой продукции;

- организационную – создание организационной структуры предприятия; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

Может быть выбрана другая группировка  объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.

Совокупность различных приемов  и способов, посредством которых  отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, планирования и лимитирования; контроля; анализа.

Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информации и финансового и управленческого учета.

Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

Группировка и обобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления.  Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности и для принятия оперативных и стратегических решений.

Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

Планирование, нормирование и лимитирование  входят в систему управления предприятиям.

Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка.

Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям. Основой для планирования, организации и учета производства являются технологические расчеты.

Лимитирование – первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит – нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.

Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства, для принятия соответствующих управленческих решений.

Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"