Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 11:48, курс лекций

Описание работы

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Файлы: 1 файл

2.doc

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Информация должна удовлетворять  требованиям менеджеров и иметь  соответствующую достоверность и оперативность. Информационная система подчинена потребностям организационной структуры предприятия. Организационная структура официально находит свое выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей.

Полная организационная структура  предприятия зависит от следующих  факторов:

1) характера производства и его  отраслевых особенностей, состава  выпускаемой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности предприятия;

2) форм организации управления: линейная, линейно-функциональная, матричная;

3) соответствия структуры аппарата  управления и иерархической структуры  производства;

4) соотношения между централизованной  и децентрализованной формами управления;

5) соотношения между отраслевой (по продукту) и территориальной  (по региону) формами управления;

6) уровня механизации и автоматизации  управленческих работ, квалификации  работников, эффективности их труда.

Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней управления производством и формы этой организации.

Производственная  структура предприятия показывает состав и структуру цехов, служб, их мощность, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством. Построение производственной структуры предприятия обусловлено типом и масштабами производства, сложностью технологических процессов, степенью и видами специализации цехов. Различают два вида производственных структур: по продукту и технологическую.

Производственная  структура по продукту предполагает создание самостоятельных производственных подразделений, ориентированных на производство и сбыт конкретных видов продуктов. Производственная структура, организованная по однородности технологических операций, предполагает создание производственных подразделений, ориентированных на выполнение специальных технологических операций на однотипном оборудовании. Взаимодействие между внутренними подразделениями, между внутренними подразделениями, между разными уровнями управления регулируется внутренним экономическим механизмом, который включает в себя: совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования  развития как всего предприятия, так и его отдельных звеньев. К его основным элементам относятся: планирование, ценообразование, стимулирование, учет, контроль и регулирование.

Организационная и производственная структуры предприятия и его  внутрихозяйственный механизм являются базисом при построения управленческого учета. Общими принципами являются:

1) удовлетворение потребностей  персонала разных уровней управления  в необходимой для принятия решений информации;

2) обоснованность по отношению  к каждому производственному  подразделению, где возникают затраты принципа “затраты ® объем переработки сырья ® прибыль” (затраты можно признать обоснованными, если производственные мощности имеют оптимальную загрузку);

3) обобщение информации по центрам  возникновения затрат, ответственности  и рентабельности (обязательным с сводном учете является отражение собственных затрат подразделений, величины трансфертных цен на материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли);

4) контроль за объемом производства, собственными затратами и прибылью  каждого подразделения базируется на исполнении планов и смет.

Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволяет  связать деятельность и ответственность конкретных лиц с результатами работы всего предприятия.

 

15. Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии

В практике предприятий, работающих в  условиях рынка, существуют следующие подходы к построению аналитического управленческого учета:

- по центрам возникновения затрат;

- по центрам ответственности за возникающие затраты;

- по центрам рентабельности  производства отдельно взятого  продукта.

Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволяет  связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц (рабочих, бригадиров, мастеров, начальников участков и т.д.), оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

Центры возникновения  затрат - это обособленные структурные подразделения предприятия, в которых можно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.

На промышленных предприятиях центры возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учета. Порядок обобщения расходов повторяет соподчиненность в организационной структуре управления: рабочее место - бригада – производственный участок – цех – отдельные виды производства – отделы и службы предприятия - предприятие.

Рассматриваются два подхода к  выбору состава затрат, группируемых по местам  их возникновения:

- прямые и косвенные затраты, связанные с работой данного подразделения, службы, видом деятельности, безотносительно к видам вырабатываемой продукции;

- косвенные затраты, возникающие в данном подразделении, которые носят общий для всех видов продукции характер и не могут быть отнесены на отдельный вид продуктов прямым путем. Прямые расходы учитывают по видам продукции без их обобщения по местам возникновения расходов.

Предпочтительнее первый. В этом случае контролем охватывают все  используемые производственные ресурсы  на данном месте возникновения расходов, что усиливает степень влияния  учета на процесс формирования издержек и действенность внутреннего хозяйственного механизма.

Система учета, в которой предусматривается  составление отчетов по данным сравнения сметных (стандартных) показателей с фактическими, называется учетом по центрам ответственности. А каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности. Центр ответственности - это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров.

По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на: основные и функциональные; по отношению  к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические.

Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности. Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

Цель учета по центрам ответственности  состоит в обобщении данных о  затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо.

Центр рентабельности - разновидность центров ответственности, в которых доход есть денежное выражение выпущенной продукции; расход - денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль - разница между доходом и расходом.

Формирование центров рентабельности не всегда эффективно. Нецелесообразно  формировать центры рентабельности в случаях, когда центры ответственности оказывают услуги другим центрам без указания цены услуг (например, услуги отдела внутреннего аудита), а также в случаях при установлении трансфертных цен, когда возникают разногласия среди управленцев разных центров.

Исходя из общих условий организации  управленческого учета формирование центров рентабельности требует:

  • наличия полномочий центров по решению вопросов выпуска продукции или соотнесения выпуска продукции и затрат на ее производство. Полуфабрикат подразделения может быть использован внутри предприятия или реализован на сторону;
  • применения полуфабрикатного варианта сводного учета затрат на производство с хорошо организованным учетом затрат по местам их возникновения и достаточно объективной системой внутренних хозрасчетных отношений.

Основными предпосылками формирования и организации учета по центрам затрат, ответственности и рентабельности являются четкое разграничение затрат на зависящие от функций того или иного центра, на постоянные и переменные, на прямые - как наиболее просто контролирующие прибыль отдельного продукта; калькуляция себестоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия как метод выявления отношения к себестоимости материального и живого труда; выделение в учете трех элементов издержек - материальных, трудовых и накладных; планирование прибыли и контроль за расходами.

 

16. Учет запаса материалов и затрат на его создание и хранение

Уровень запасов материалов зависит  от сроков их поступления и расхода. Ответственность за обеспечение оптимального запаса по каждому наименованию находящихся на складе материалов несет кладовщик. Он ведет оперативный учет количества наличных материалов в карточке складского учета (форма М-15).

Несоответствие между спросом  производства и предложением склада устраняется путем подачи заявки в отдел снабжения на определенное количество в размере повторного заказа. Практика показывает, что на складах могут быть допущены ошибки, влияющие на размер и точку заказа. Для выявления неточных записей и других ошибок имеется система учета, объединяющая функции контроля запасов и контроля производства. Главными причинами нехватки исходных материалов являются: неожиданно высокий спрос в течение короткого промежутка времени, необычно длительные задержки в производстве готовых деталей, невозможность для поставщика выполнить договор о поставках в установленный срок и брак, выявленный при осмотре.

Закупка материалов. Когда отдел снабжения получает копию заявки, служащий, который ведает вопросам закупки, выбирает соответствующего поставщика и составляет заказ на поставку. Копия заказа на поставку отправляется на склад для сверки данных этого документа с количеством товаров, когда они прибудут.

Приемка материалов. При приемке материалов складом их осматривают и сверяют с данными накладной на груз, заполненной поставщиком, и копией заказа на поставку. Склад вносит полученные товары в приходные ордера и делает необходимые записи в соответствующей складской карточке. Документы о получении товара передаются в отдел снабжения и в бухгалтерию.

Отпуск материалов. Планово-производственный отдел отвечает за осуществление производственного процесса в соответствии с производственными планами и запланированными уровнями запасов. Формальным основанием для этого является выдаваемый планово-производственным отделом определенному цеху заказ на производство. Планово-производственный отдел также определяет количество материалов, необходимое для выполнения заказа, и перечисляет нужные материалы в требованиях на отпуск со склада, которые прилагаются к заказу на производство. Многие предприятия вместо разовых требований используют в практике документирования отпуска материалов лимитные ведомости или лимитные карты.

Процедура учета  материалов. Стоимость каждого отпущенного материала в зависимости от выбора метода оценки должна быть включена в затраты по соответствующему номеру заказа или отнесена к соответствующим накладным расходам, при этом необходимая информация берется из первичной документации.

Процедура учета материалов

 

Извещение о получении

 товара

 

Документация на отпуск

со склада

¯

Карточка складского учета

¯

Получено

 

Отпущено

Запись

 

Запись

¯

 

¯

Оценка по данным

счета-фактуры

 

Оценка по данным

оборотной ведомости

¯

Оборотная ведомость

¯

Получено (дебет)

Запись

 

Отпущено (кредит)

Запись

¯

 

¯

Счет заказов

 

Счет накладных расходов

Запись

 

Запись


 

Следующий этап состоит из операций, осуществляемых бухгалтерией:

1) сокращение запасов сырья путем внесения записей об отпущенных ценностях в накопительную и оборотную ведомости по запасам;

2) фиксация количества отпущенных  материалов на счете, где отражаются  данные о заказах или накладные  расходы.

17. Учет затрат на рабочую силу

Рабочая сила занимает центральное место в производственной деятельности и является одной из составляющих производственных ресурсов. Учет затрат на рабочую силу в системе управленческого учета занимает одно из центральных мест и представлен как часть учета издержек производства. Учет затрат на рабочую силу должен вестись по следующим направлениям:

Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"