Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:51, курс лекций

Описание работы

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Файлы: 1 файл

фин менеджер.docx

— 87.30 Кб (Скачать файл)

Кумулятивный метод  оценки ставки дисконтирования определяется исходя из следующей формулы2: d = Emin + I + r, где d — ставка дисконтирования (номинальная); Emin — минимальная реальная ставка дисконтирования; I — темп инфляции; r — коэффициент, учитывающий уровень инвестиционного риска (премия за риск).

 

11. Бесконечная  рента -  формула и ее применение

 под рентой понимается  денеж­ный поток с равными интервалами между поступлениями денеж­ных средств.

Вечная годовая рента( бесконечная) представляет собой ренту, последовательность поступлений в которой неограниченна (предполагается, что платежи будут поступать неограниченно долго). Величина, полученная в результате наращения такой ренты, также будет бесконечной. Приведенная стоимость вечной годовой ренты представляет собой бесконечный поток платежей, дисконтированных к настоящему моменту времени, и определяется двумя способами. В первом случае текущая (приведенная) стоимость бесконечных платежей вычисляется по следующей формуле:

PV = FV/ (1 + r)+ FV/ (1+ r)+ ... + FV/ (1+ r) + ...= FVn/r. Во втором случае текущая (приведенная) стоимость бесконечных платежей вычисляется по формуле конечной годовой ренты: PV = FV[1 - (1+ r)-n] / r.

 

 

 

12. Аннуитет- формула и применение

Аннуитет – платежи (поток), которые делаются постоянно и  с одинаковыми промежутками времени  и на одинаковую сумму

Существует несколько  видов аннуитетов: отложенный и немедленный. Первый из них производится в конце периода оплаты, а последний в начале платежа. Будущая стоимость аннуитетных платежей предполагает, что платежи осуществляются на приносящий проценты вклад. Поэтому будущая стоимость аннуитетных платежей является функцией как величины аннуитетных платежей, так и ставки процента по вкладу. Будущая стоимость серии аннуитетных платежей (FV) вычисляется по формуле (предполагается сложный процент)

где r — ставка процента, n — количество периодов, в которые  осуществляются аннуитетные платежи, X — величина аннуитетного платежа. Аннуитет пренумерандо в рассматриваемом случае начисления процентов по аннуитетным платежам, имеет на один год начисления процентов больше. Поэтому формула для вычисления будущей стоимости аннуитета пренумерандо приобретает следующий вид

 

13.Эквивалентный  аннуитет – формула и ее применение

Эквивалентный аннуитет - стандартный  ( усредненный) аннуитет, который имеет ту же продолжительность, что и оцениваемый инвестиционный проект. Логика использования эквивалентного аннуитета состоит в том, что если такие аннуитеты определить для всех сравниваемых проектов, то проект, у которого ЕА будет наибольшим, будет обеспечивать наибольшую величину NPV всех денежных поступлений в условиях, когда все конкурирующие инвестиции будут предполагать бесконечное

Формула для расчета эквивалентного аннуитета получается путем модификации  формулы PVAn=PMT.PVA1n;i , в которой величину PMT обозначаем как EA, а - PVAnкак NPV. Тогда

получим      

где PVA1n;i - текущая стоимость  аннуитета одной денежной единицы.

14. портфельная  теория и оптимальный инвестиционный  портфель

В теории портфельного анализа  существуют подходы, позволяющие сформировать оптимальный инвестиционный портфель. Оптимальным является такой портфель ценных бумаг, который обеспечивает оптимальное сочетание риска и доходности. Согласно теории Г. Марковица, для принятия решения о вложении средств инвестору не нужно проводить оценку всех портфелей, а достаточно рассмотреть лишь так называемое эффективное множество портфелей. Теорема об эффективном множестве гласит: инвестор выберет свой оптимальный портфель из множества портфелей, каждый из которых обеспечивает: 1) максимальную ожидаемую доходность для некоторого уровня риска; 2) минимальный риск для некоторого значения ожидаемой доходности.

Г. Марковиц разработал очень важное для современной теории портфеля ценных бумаг положение, согласно которому совокупный риск портфеля можно разложить на две составные части. Первая — это систематический риск, который нельзя исключить и которому подвержены все ценные бумаги практи-чески в равной степени. Вторая — специфический риск для каждой конкретной ценной бумаги, которого можно избежать, управляя портфелем ценных бумаг. При помощи разработанного Марковицем метода критических линий можно выделить неперспективные портфели и оставить только эффективные, т. е. портфели, содержащие минимальный риск при заданном доходе или приносящие максимально возможный доход при заданном максимальном уровне риска, на который может пойти инвестор.

15. бета коэффициент  и требуемая норма доходности

Бета-коэффициент используется совместно со стоимостной моделью  фондового рынка, которая отражает взаимосвязь между уровнем риска  инвестиций и их требуемой нормой прибыли. Данная взаимосвязь выражается следующей формулой: RRR = Rf + [(Rm - Rf) *bактивов)]  где RRR — требуемая норма прибыли; Rf — безрисковая норма прибыли; Rm — рыночная норма прибыли; bактивов - бета-коэффициент активов. Показатель (Rm - Rf) характеризует собой "рыночную премию", т.е. доходность, превышающую безрисковую норму прибыли, сложившуюся на рынке. Таким образом, если b проекта равен 1 (т.е. он характеризуется средним уровнем риска), то подходящей для него RRR будет норма прибыли, сложившаяся на рынке

 

16. теория структуры  капитала

существуют два основных подхода к управлению структурой капитала: традиционный подход и теория Модильяни-Миллера.Традиционный подход считает, что стоимость капитала фирмы зависит от его структуры, а также, что существует оптимальная структура капитала, минимизирующая значение средневзвешенной стоимости капитала (данный показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал и его рентабельность и, следовательно, максимизирующая рыночную стоимость фирмы). Модильяни и Миллер утверждают обратное: при некоторых условиях рыночная стоимость фирмы и капитала не зависит от его структуры, следовательно, их нельзя оптимизировать нельзя и наращивать рыночную стоимость фирмы за счет изменения структуры капитала. Последнее утверждение называется «Принципом пирога». Можно по-разному делить пирог, но его величина при этом не меняется (заемный капитал 40%, собственный 50%). В зависимости от предпосылки о наличии или отсутствие налогов на доходы юридических и физических лиц Модильяни и Миллером были сформулированы утверждения: 1) отсутствие налогов • рыночная стоимость компании не зависит от структуры капитала; • стоимость собственного капитала финансового зависимой компании представляет собой сумму стоимости собственного капитала, аналогичной по доходу и уровню риска финансово независимой компании и премии за риск равна произведению разности в значениях стоимости собственного и заемного капитала на величину финансового левериджа;2) с учетом налогов в этом случае структура капитала уже указывает влияние на рыночную стоимость фирмы; • рыночная стоимость финансово зависимой компании равна сумме рыночной стоимости финансово независимой компании той же группы риска и эффекта финансового левериджа;• стоимость собственного капитала финансово зависимой компании представляет собой сумму стоимости собственного капитала аналогичной (по доходу и уровню риска) финансово независимой компании и премии за риск равна произведению разницы в значениях стоимости собственного и заемного капитала на величину финансового левериджа с поправкой, учитывающей экономию на налог. Развитие теории Модильяни-Миллера в плане учета агентских издержек и затрат связано с банкротством привело к появлению компромиссной модели. Привлечение заемных средств на определенном этапе способствует повышению рыночной стоимости компании, т. е. является вполне оправданной. Однако по мере роста уровня финансового левериджа появляются, и все время возрастают, затраты, обусловленные увеличением риска возможных финансовых затруднений и агентскими отношениями. Эти затраты нивелируют эффект взаимного финансирования, т. е. по достижению некоторого критического уровня заемных средств, при котором рыночная стоимость компании максимальная, любое решение связанное с дальнейшим снижением доли собственного капитала приводит лишь к ухудшению положения компании на рынке капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Собственный  капитал – виды и расчет  цены

Собственный капитал —  это совокупность собственных финансовых ресурсов предприятия, отраженная в  первом разделе пассива бухгалтерского баланса, находящихся в фондовой (уставный капитал, дополнительный капитал, резервный фонд) и нефондовой (нераспределенная прибыль) формах и принадлежащих ему на правах собственности, хозяйственного ведения и полного распоряжения. Собственный капитал образуется за счет непосредственного участия собственников в его формировании. При этом, создавая капитал предприятия, собственник частично теряет прямую связь с капиталом, и он фактически становится собственным капиталом предприятия, а не собственника. Традиционно цену собственного капитала определяют так: Ц ск=ЧП ак *100/СК ср   (1), где Ц ск — цена собственного капитала в отчетном периоде; ЧП ак -сумма чистой прибыли акционерам (дивиденды); СК ср - средняя величина собственного капитала в отчетном периоде.

18. заемный капитал- виды и расчет цены

Заемный капитал  — совокупность заемных средств (денежных средств  и материальных ценностей), авансированных в предприятие, и приносящих прибыль. Заемный капитал подразделяется на краткосрочный (до одного года) и долгосрочный. Традиционными видами долгосрочных заемных источников формирования капитала предприятия являются: - кредиты банков; - облигационные займы, размещаемые на фондовом рынке; - вексельные займы; - лизинг и др. Цену большинства заемных источников можно определить на основе чистой суммы привлеченных средств и потока платежей по их погашению. Для этого используют формулу расчета внутренней нормы доходности, определяемой из формулы

 

где  - денежный поток (выплаты  по займу); r – цена заемного капитала (внутренняя норма доходности данного  потока платежей, IRR);

n – количество периодов  выплат; D нулевое- величина привлеченного займа в нулевом периоде; ^ ТС – абсолютная величина затрат, связанных с получением займа.

19. средневзвешенная  цена капитала- границы применения

WACC - средневзвешенная стоимость  капитала (Weighted Average Cost of Capital, WACC) - является показателем, характеризующим стоимость капитала так же, как ставка банковского процента характеризует стоимость привлечения кредита. Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) рассчитывается по формуле: WACC = Ks х Ws + Kd х Wd х ( 1 - T ) , где Ks - Стоимость собственного капитала(%)  Ws - Доля собственного капитала (в %) (по балансу) Kd - Стоимость заемного капитала (%) Wd - Доля заемного капитала    (в %) (по балансу) T - Ставка налога на прибыль (в %). Поскольку измеряется ожидаемая стоимость нового (или привлекаемого) капитала, необходимо использовать рыночные оценки стоимости каждой из составляющих, а не данные из бухгалтерской отчетности (которые могут значительно отличаться). Дополнительно, другие, более редкие источники финансирования, такие как конвертируемые облигации, конвертируемые привилегированные акции и прочие, будут включаться в формулу только в случае, если они присутствуют в значительных объёмах, поскольку стоимость подобного финансирования обычно отличается от стандартных облигаций и акций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Теории дивидендных  выплат

Современная финансовая наука  предполагает несколько теоретических  подходов к решению вопросов дивидендной  политики, наибольшее распространение  из которых получили: Теория нерелевантности  дивидендов; Теория предпочтения дивидендных  выплат; Теория налоговых асимметрий; Теория клиентуры; Сигнальная теория; Модель агентских отношений. 

1) Теория нерелевантности  дивидендов. Модильяни и Миллер  исследовали взаимосвязь дивидендной  политики и стоимости предприятия  в идеальных условиях. авторы показали, что инвесторов в условиях совершенного рынка будет интересовать только общая доходность, а не ее конкретные формы. Таким образом, любая дивидендная политика будет приводить к одинаковым результатам. Поэтому на совершенном рынке дивидендная политика не влияет на стоимость предприятия и благосостояние собственников. Например, благосостояние собственников складывается из стоимости принадлежащей им доли предприятия и текущих выплат – дивидендов. Если у предприятия достаточно денежных средств и дивиденды будут выплачены, то благосостояние собственников увеличится на величину полученной суммы. При этом как актив, так и пассив баланса уменьшатся ровно на ту же самую величину. Таким образом, суммарное благосостояние собственников не изменится. 2) Теория предпочтения дивидендов.  Сторонники данной теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Поскольку получение дохода в форме прироста стоимости капитала связано со значительным риском и величину дохода невозможно точно спрогнозировать, то акционеры всегда предпочтут дивидендные выплаты сегодня потенциально возможным выплатам в будущем.  Таким образом, путем увеличения доли прибыли направляемой на дивидендные выплаты предприятие повышает благосостояние акционеров в краткосрочной перспективе и снижает это благосостояние в долгосрочной перспективе.  3) Теория налоговых асимметрий. Данная теория основывается на налоговых эффектах. В случае, когда дивиденды облагаются более высокими налогами, чем прирост капитала, предприятия должны выплачивать самые низкие дивиденды, которые они могут себе позволить. В настоящее время данная теория не работает в Российской Федерации, поскольку ставка налогообложения дивидендов ниже, чем ставка подоходного налога и налога на прибыль. 4) Теория клиентуры. Суть данной теории заключается в том, что предприятие должно осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям и предпочтениям ее акционеров и будущих инвесторов. Таким образом, если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на текущее потребление. Если же основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих доходов в будущем, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Те акционеры, которые будут не согласны с мнением большинства, реинвестируют свой капитал в другие предприятия, в результате чего состав акционеров будет еще более однороден. 5) Сигнальная теория. В современных условиях из-за наличия на рынке асимметричной информации большинство инвесторов не знают истинную стоимость предприятия. В этом случае выплаты дивидендов могут служить сигналами о будущей прибыли предприятия и его истинной стоимости. Соответственно, выплата дивидендов является важной информацией для рынка. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» об устойчивости предприятия и его высоких доходах, а также о хороших перспективах.  6) Модель агентских издержек. В соответствии с представленной моделью увеличение дивидендных выплат является одним из способов снижения агентских издержек, поскольку сокращает денежные потоки предприятия и снижает возможности менеджмента осуществлять чрезмерное инвестирование в неприбыльные проекты.


Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"