Общий
порядок ликвидации юридического лица
установлен ст. 63 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Учредители
(участники) юридического лица или орган,
принявшие решение о его ликвидации,
уведомляют регистрирующий орган о
формировании ликвидационной комиссии
или о назначении ликвидатора. Кроме
того, они обязаны уведомить регистрирующий
орган о составлении промежуточного
ликвидационного баланса по формам,
утвержденным постановлением Правительства
РФ от 19.06.2002г. № 439 [7]:
- «Заявление
о государственной регистрации юридического
лица в связи с его ликвидацией» № Р16001;
- «Уведомление
о принятии решения о ликвидации юридического
лица» № Р15001;
- «Уведомление
о формировании ликвидационной комиссии
юридического лица, назначении ликвидатора»
№ Р15002;
- «Уведомление
о составлении промежуточного ликвидационного
баланса юридического лица» № Р15003.
- Этапы
ликвидационного
процесса
Ликвидационный
процесс проходит в несколько
этапов:
- Сообщение
о принятом решении регистрирующему органу,
осуществившему государственную регистрацию
данного лица. Регистрирующий орган направляет
для внесения в единый государственный
реестр сведения о том, что лицо находится
в процессе ликвидации, а также уведомляет
об этом налоговые органы, органы статистики,
внебюджетные государственные фонды.
- Назначение
ликвидационной комиссии (ликвидатора)
учредителями (участниками) лица или органом,
принявшим решение о ликвидации, по согласованию
с регистрирующим органом.
- Публикация
о ликвидации в органах печать, в которых
обычно публикуются данные о государственной
регистрации юридических лиц. В публикации
должны быть отражены: наименование ликвидируемого
юридического лица; дата принятия решения
о ликвидации; кто принял решение о ликвидации;
идентификационный номер налогоплательщика
и номер ликвидируемого лица в реестре;
порядок и срок заявления требований кредиторами
(не может быть менее двух месяцев с момента
публикации); способ связи с ликвидационной
комиссией (адрес, телефон, факс).
- Переоформление
банковской карточки с образцами подписи
лиц, имеющих право распоряжаться находящимися
на счету денежными средствами, на руководителя
и членов ликвидационной комиссии.
- Сообщение
о ликвидации налоговому органу и внебюджетным
фондам в трехдневный срок со дня принятия
решения.
- Формирование
активов и пассивов организации. С этой
целью ликвидационной комиссией выявляются
кредиторы (последние обязательно письменно
уведомляются о ликвидации должника),
принимаются меры к получению дебиторской
задолженности, проводится инвентаризация
имущества.
- Выход из
состава участников других юридических
лиц.
- Увольнение
работников в соответствии с требованиями,
предусмотренными трудовым законодательством.
- Составление
промежуточного ликвидационного баланса
по окончании срока, отведенного кредиторам
для требований. Баланс утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или органом,
принявшим решение о ликвидации; согласовывается
с органом, осуществляющим государственную
регистрацию (куда направляется оригинал
или заверенная копия баланса). Баланс
должен содержать сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечень
предъявленных кредиторами требований
и результат их рассмотрения. Промежуточный
ликвидационный баланс подтверждает своевременность
обращения соответствующего кредитора
с требованием. Удовлетворение требований
кредиторов начинается со дня утверждения
промежуточного ликвидационного баланса,
за исключением кредиторов пятой очереди,
выплаты которым производятся по истечении
месяца со дня утверждения баланса.
- Если денежных
средств организации не достаточно для
удовлетворения требований кредиторов,
ликвидационная комиссия осуществляет
продажу имущества юридического лица
с публичных торгов в порядке, установленном
для исполнения судебных решений.
- Снятие с
учета в налоговом органе (ст. 84 НК РФ) [2]
и внебюджетных фондах.
- Расчеты
с кредиторами за счет имеющихся у лица
денежных средств, а также из сумм, вырученных
от продажи имущества в порядке, установленном
ст. 64 ГК РФ [1].
- Составление
ликвидационного баланса, который утверждается
учредителями (участниками) юридического
лица ил органом, принявшим решение о ликвидации.
Балан должен быть согласован с регистрирующим
органом.
- Представление
согласованного ликвидационного баланса
в налоговый орган для получения справки
об отсутствии задолженности перед бюджетом.
- Закрытие
банковских счетов с уведомлением об этом
налогового органа.
- Аннулирование
идентификационных кодов в органах статистики.
- Представление
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию (Министерство РФ по налогам
и сборам), следующих документов:
а) заявления
с подтверждением соблюдения порядка
ликвидации, завершения расчетов и
согласования вопросов ликвидации с
соответствующими государственными органами;
Государственная
регистрация ликвидации осуществляется
по месту нахождения ликвидируемого
юридического лица в срок, не превышающий
пяти рабочих дней.
Ликвидация
организации и индивидуального
предпринимателя считается завершенной,
а указанные субъекты предпринимательского
права прекратившими свое существование
после внесения записи об этом в
государственный реестр.
- Понятие,
цель, назначение ликвидационного
баланса
Ликвидационный
баланс – отчетный баланс, характеризующий
имущественное состояние ликвидируемого
предприятия на дату, с которой
оно прекращает сове существование
как юридическое лицо. Показывает
величину и источники средств, а
также состояние расчетов предприятия
после окончания ликвидационного
периода, в течение которого оно
должно было взыскать дебиторскую задолженность
и погасить свои обязательства перед
кредиторами и банками.
Цель
составления ликвидационного баланса
– уточнение реального финансового
положения ликвидируемой организации.
На
основании ликвидационного баланса
организация определяет реальную стоимость
своих активов и решает, как
их выгоднее реализовать.
Все
необходимые для баланса данные
готовит бухгалтерия ликвидируемой
организации. При составлении ликвидационного
баланса необходимо соблюдать требования,
установленные Положением по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская отчетность организации»
ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина
России от 6 июля 1999 года № 43н [11]. Промежуточный
ликвидационный баланс содержит сведения
о составе имущества, в который
включатся:
- перечень
зданий и сооружений с указанием инвентарного
номера объекта, наименования объекта
и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию,
фактического износа, остаточной стоимости;
- перечень
машин, оборудования и других основных
средств с указанием инвентарного номера
объекта и его местонахождения, марки,
года ввода в эксплуатацию, фактического
износа, остаточной стоимости;
- перечень
объектов незавершенного капитального
строительства не установленного оборудования
с указанием наименования объекта и его
местонахождения, года начала строительства,
фактически выполненного объема, балансовой
стоимости;
- перечень
долгосрочных финансовых вложений с указанием
долгосрочных финансовых вложений и стоимости
по активу баланса;
- перечень
нематериальных активов с указанием нематериальных
активов и стоимости по активу баланса;
- перечень
запасов, затрат, денежных средств и других
финансовых запасов, затрат, денежных
средств и других финансовых активов с
указанием производственных запасов,
животных на выращивании и откорме, незавершенного
производства, расходов будущих периодов,
готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным
ценностям, прочих запасов и затрат, денежных
средств, расчетов и прочих активов; в
том числе указываются товары отгруженные;
расчеты с дебиторами: за товары, работы
и услуги, по векселям полученным, с дочерними
организациями, с бюджетом, с персоналом,
по прочим операциям, с прочими дебиторами;
авансы, выданные поставщиками и подрядчиками;
краткосрочные финансовые вложения; денежные
средства: касса, расчетные счета, валютные
счета;
- перечень
требований, предъявленных кредиторам
ликвидируемого юридическому лицу с указанием
наименования кредитора (в порядке очередности),
суммы задолженности, решения об удовлетворении.
Несмотря
на то, что промежуточный ликвидационной
(в отличие от ликвидационного
баланса) составляется до удовлетворения
требований кредиторов, в нем, на основании
п.2 ст.63 ГК РФ, будут отражаться суммы
долгов, предъявленных и списанных
как до, так и после истечения
срока, установленного ликвидационной
комиссией. Отражать в ликвидационном
балансе кредиторскую задолженность,
которая полностью погашена на стадии
составления промежуточного ликвидационного
баланса за счет имеющихся денежных средств
(без продажи имущества) не нужно [1].
Когда
промежуточный ликвидационный баланс
составлен, он утверждается учредителями
(участниками) организации и согласовывается
с органом, который зарегистрировал
данное юридическое лицо. Для этого
в налоговую инспекцию представляют
Уведомление о составлении промежуточного
ликвидационного баланса юридического
лица с приложением самого баланса.
Форма Уведомления утверждена постановлением
Правительства РФ от 19 июня 2002 года
№ 439 [7].
Промежуточный
ликвидационный баланс – это баланс
ликвидируемой кредитной организации,
который составляется после окончания
срока для предъявления требований
кредиторов, установленного ликвидационной
комиссией в соответствии с требованиями
Гражданского кодекса РФ, и который
содержит сведения о составе имущества
ликвидируемой кредитной организации,
перечне предъявленных кредиторами
требований, а также о результатах
их рассмотрения.
После
окончания срока предъявления кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечне
предъявленных кредиторами требований,
а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс
утверждается учредителями (участниками)
юридического лица или органом, принявшими
решение о ликвидации юридического
лица. В случаях, установленных законом,
промежуточный ликвидационный баланс
утверждается по согласованию с уполномоченным
государственным органом.
Промежуточный
ликвидационный баланс это баланс,
который составляется перед тем,
как удовлетворять требования, предъявленные
кредиторами в срок, установленный
ликвидационной комиссией. Промежуточного
ликвидационный баланс составляется с
целью уточнения реального финансового
положения ликвидируемой организации.
Промежуточный ликвидационный баланс
даёт возможность организации определить
реальную стоимость своих активов
и решить, как их выгоднее реализовать.
Если
имеющиеся у ликвидируемого юридического
лица (кроме учреждений) денежные средства
недостаточны для удовлетворения требований
кредиторов, ликвидационная комиссия
осуществляет продажу имущества
юридического лица с публичных торгов
в порядке, установленном для
исполнения судебных решений. Выплата
денежных сумм кредиторам ликвидируемого
юридического лица производится ликвидационной
комиссией в порядке очередности,
в соответствии с промежуточным
ликвидационным балансом, начиная со
дня его утверждения, за исключением
кредиторов пятой очереди, выплаты
которым производятся по истечении
месяца со дня утверждения промежуточного
ликвидационного баланса.
После
завершения расчетов с кредиторами
ликвидационная комиссия составляет ликвидационный
баланс, который утверждается учредителями
(участниками) юридического лица или
органами принявшими решение о ликвидации
юридического лица. В случаях, установленных
законом, ликвидационный баланс утверждается
по согласованию с уполномоченным государственным
органом.
Ликвидационный
баланс составляется с целью уточнить
реальное финансовое положение ликвидируемой
организации. На основании ликвидационного
баланса организация определяет
реальную стоимость своих активов
и решает, как их выгоднее реализовать.
Все необходимые данные для баланса готовит
бухгалтерия ликвидируемой организации
[16, с. 54].
При
составлении ликвидационного баланса
необходимо соблюдать требования, установленные
Положением по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность организации»
ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина
РФ от 6 июля 1999 года № 43н [11].
- Форма,
порядок и требования
к оформлению промежуточного
ликвидационного
баланса
Для
составления промежуточного ликвидационного
баланса данных типовой формы
баланса недостаточно – для формирования
представления о финансовом положении
организации требуются дополнительные
показатели. По каждому показателю
промежуточного ликвидационного баланса
должны быть данные за два отчетных
периода, причем они будут в некоторой
степени несопоставимы, так как обязательства
сгруппированы не по срочности погашения,
а в зависимости от установленной Законом
очередности их погашения. Следовательно,
данные за период, предшествующий отчетному,
подлежат корректировке.
Активы
отражают по стоимости, реальной к взысканию
или реализации, что должно быть
подтверждено актом оценки или отчетом
независимого оценщика. Особенно это
важно, если проведенная инвентаризация
и оценка активов свидетельствуют
о существенном снижении их стоимости
по сравнению с балансовой величиной.
При стоимостной оценке активов в целях
составления промежуточного баланса необходимо
учесть положения ПБУ 7/98 «События после
отчетной даты», позволяющие дать наиболее
объективную картину имущественного положения
предприятия [12]. Например, если продажа
части активов показала, что расчет цены
реализации не был обоснован, то необходимо
пересмотреть результаты оценки. Ценные
бумаги отражаются с учетом котировок.
Наступление
событий, делающих взыскание дебиторской
задолженности сомнительным (признание
дебитора банкротом, невозможность
взыскания долга денежными средствами),
позволяет показать дебиторскую
задолженность с учетом дисконта,
что способствует реальной оценке влияния
данного события на результаты конкурсного
производства. Дебиторская задолженность,
нереальная к взысканию, не учитывается
в промежуточном ликвидационном
балансе. Однако впоследствии ликвидационная
комиссия должна принять все возможные
меры для ее взыскания (судебный и
досудебный порядок) до получения акта
судебного пристава-исполнителя
о невозможности взыскания или
появления обстоятельств, делающих
предъявление иска невозможным. Следует
организовать внесистемный учет задолженности
для обеспечения полноты взыскания.
Важные
для региона объекты коммунальной
и социальной инфраструктуры не включаются
в конкурсную массу, и на них не
может быть обращено взыскание в
погашение кредиторской задолженности.
Следовательно, данные объекты не должны
включаться в промежуточный баланс
независимо от момента передачи их
местным органам власти.
При
составлении промежуточного ликвидационного
баланса должны быть закрыты счета
по учету добавочного капитала, резервного
капитала, фондов, резервов, нераспределенной
прибыли, использования прибыли, доходов
и расходов будущих периодов, причину
появления которых не удалось
установить, а также счет 19 «Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям». Списываются неликвидные
и обесценившиеся ценные бумаги, просроченная
дебиторская задолженность с учетом ранее
созданных резервов. Суммы этих списаний,
как показывает практика, просто не окажут
существенного влияния на дебетовое сальдо
счета 80 «Прибыли и убытки». Налог на добавленную
стоимость, учтенный на счете 19 «Налог
на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям», по оприходованным, но неоплаченным
ценностям не предъявляется к возмещению
из бюджета в связи с тем, что оплата поступивших
ценностей не может быть произведена,
так как это будет внеочередным удовлетворением
требований кредиторов.
Необходимо
выяснить наличие и состояние
банковских счетов предприятия и
закрыть все из них кроме одного,
выступающего в качестве основного
счета должника в ходе конкурсного
производства. Документом, подтверждающим
полномочия конкурсного управляющего
по распоряжению счетом, является решение
или определение суда о признании
предприятия банкротом и о
назначении конкурсного управляющего.
В ходе инвентаризации выявляются ценности,
учитываемые на забалансовых счетах.
Это имущество передается владельцам,
а забалансовые счета закрываются после
расторжения соответствующих договоров.