Маржинальный анализ предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Главная цель маржинального анализа предприятия – формирование общей финансовой картины предприятия, необходимой для полноценного принятия правильных управленческих решений при использовании в текущей деятельности и развития предприятия в будущем. Движение финансов имеет четкую структуру, и понимание их динамики позволяет руководителю компании обнаружить наиболее прибыльное и убыточное звено в деятельности. Цель курсовой работы определить как влияет на управленческие решения финансовый и маржинальный анализ предприятия.

Файлы: 1 файл

kkr.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            В настоящее время в нашей стране активно развивается экономика, и большую долю здесь занимает развитие предпринимательской деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, работ или услуг. Основной миссией хозяйственной деятельности предприятий является извлечение прибыли, что невозможно себе представить без финансового обеспечения текущего процесса работы. Успех фирмы на рынке во многом зависит от состояния финансов и качественного планирования их движения.

              Главная цель маржинального анализа предприятия – формирование общей финансовой картины предприятия,  необходимой для полноценного принятия правильных управленческих решений при использовании в текущей деятельности и развития предприятия в будущем. Движение финансов имеет четкую структуру, и понимание их динамики позволяет руководителю компании обнаружить наиболее прибыльное и убыточное звено в деятельности.

               Важным этапом управления финансами является планирование всех денежных потоков, поскольку планирование обеспечивает оптимальные возможности для успешной деятельности:

обеспечение всех видов деятельности необходимым объемом денежных ресурсов;

обеспечение эффективного вложения капитала;

обеспечение постоянной платежеспособности предприятия;

соблюдение интересов  контрагентов, инвесторов, акционеров и государственных инстанций.

              Финансовое планирование позволяет извлечь из стратегических целей реальные показатели, отсекает нежизнеспособные и нерентабельные проекты, просчитывает возможности привлечения внешних инвестиций для развития. Разработка и формирование финансового плана в разрезе перспективного, текущего и оперативного открывает широкие возможности для успешной работы.

           В условиях интеграции национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Например, существует стандартизация в области систем контроля качества продукции, экологических норм, на железнодорожном транспорте – в части ширины колеи железнодорожных путей, на автомобильном транспорте – в части требований к габаритам подвижного состава и по вредным выбросам в окружающую среду, и в других областях деятельности. Безусловно, существует стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются – МСФО или

Международные стандарты  финансовой отчетности (МСФО) – это  целостная творческая мировоззренческая  система, требующая от специалистов, применяющих её, особого менталитета, смелости формулировать обоснованные профессиональные суждения, иметь достаточную уверенность, что принятые решения приведут к формированию качественной финансовой отчетности. Основной целью МСФО, является принятие ее пользователями эффективных управленческих решений.

Цель курсовой работы определить как влияет на управленческие решения финансовый и маржинальный анализ предприятия. Определить основные принципы построения финансового планирования организации,  их источники и важность в деятельности любой организации. Так же в курсовой работе будут рассмотрена актуальность перехода на МСФО, сложность применения МСФО в России и практические трудности реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности при этом.

 

 

1. Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

 

1.1. Сущность и значение маржинального анализа

 

           Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу, или CVP-анализом. В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование категории маржи покрытия.

            Маржа покрытия - это выручка минус переменные издержки. Маржа покрытия на единицу продукции представляет собой разность между ценой и удельными переменными затратами. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль.

           Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:

более точно исчислить влияние  факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

определить критический уровень  объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов, при котором финансовый результат будет равен нулю;

установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный  вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

           Проведение маржинального анализа, основанного на соотношении «затраты - объем - прибыль», требует соблюдения ряда условий, таких, как:

необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально  объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.

 

1.2. Использование маржинального анализа в принятии управленческих решений

 

           Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

            Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее — А.П. Зудилиным.

            В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

            Маржинальный доход предприятия — это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

            Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

           Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости  издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

           С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

 

 

Основные этапы анализа:

сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;

определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции;

расчет величины исследуемых показателей;

сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

прогнозирование их величины в изменяющейся среде;

           Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

необходимость деления  издержек на две части — переменные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой  активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно  не изменяются;

эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления  выручки объему реализованной продукции.

            Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

           Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:

I этап

Сколько наличного капитала требуется предприятию?

Каким образом можно  мобилизовать эти средства?

До какой степени  можно доводить финансовый риск, используя  эффект финансового рычага ?

II этап

Что важнее для предприятия  на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?

До какой степени  можно увеличивать или снижать  силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными издержками, и изменять тем самым уровень  предпринимательского риска, связанного с предприятием?

Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

Следует ли продавать  продукцию ниже ее себестоимости?

Какого продукта производить  больше: А или Б?

Как отзовется на прибыли  эффект изменения объема производства и сбыта?

III этап

Каким должен быть оптимальный  уровень товара, чтобы удовлетворять  клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?

Какова оптимальная  величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая  обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?

IV этап

Какую часть прибыли  распределять в качестве дивидендов?

Какая часть нарабатываемого  экономического эффекта уходит на погашение долгов и процентов по ним? Не чрезмерный ли это груз для предприятия?

Каким образом можно  снизить суммы выплачиваемых  налогов?

            Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

           Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

           Действие финансового рычага заключается в том, что предприятие, использующее заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендные возможности. Уровень эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с предприятием. Поскольку проценты за кредит относятся к постоянным издержкам, наращивание финансовых расходов по заемным средствам сопровождается увеличением силы операционного рычага и возрастанием предпринимательского риска.

Информация о работе Маржинальный анализ предприятия