Материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества субъекта, необходимую для нормального осуществления и хозяйствующего расширения его деятельности.
Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.
Данная тема является актуальной, так как эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченносды.

Файлы: 1 файл

БУХ КУРСОВАЯ(материалы).doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

      - накладная на отпуск материалов на сторону (форма М-15).

     Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определённому производственному заказу, в двух экземплярах. Один экземпляр передают на склад, другой – получателю, в цех. Кладовщик записывает количество отпущенного материала в обеих картах и сразу определяется остаток лимита. Расчёт потребности необходимого вида материалов для выполнения программы осуществляет планово- производственный отдел. Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

     Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования- накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передаётся цеху-получателю, другой - складу.

     Отпуск  материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Её выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остаётся на складе, другой передаётся получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная (форма № 1–Т). [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Аналитический учет  материалов на  складе и в бухгалтерии 

     Для обеспечения производственной программы  соответствующими материальными ресурсами  на предприятиях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей и других материалов. Кроме центральных заводских складов в различных структурных подразделениях организации могут быть кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Каждому складу приказом по предприятию присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами, измерительными приборами  и мерной тарой. На складах (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них — по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

     Учет  материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально  ответственным лицом, которого принимают  на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключается типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности.

     Если  в штатном расписании организации  отсутствует должность заведующего  складом, то его обязанности могут  быть возложены на любого работника  организации с его согласия и с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

     Учет  движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают  отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов.

     Ведение учета материалов допускается также  в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета материалов.

     В условиях функционирования автоматизированного  учета вместо карточек учета применяют  систематически составляемые машинограммы - ведомости движения и остатков материалов.

     Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно-заборные карты по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

     В цехах, имеющих кладовые, а также  в подотчетных подразделениях (пунктах, отделениях,) материально ответственные  лица (заведующие пунктами и отделениями) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию.

     При использовании материальных отчетов  отпадает необходимость в составлении  других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров  аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

     Учет  материалов в бухгалтерии. Все первичные  документы по движению материалов со складов и подразделений предприятия  поступают в бухгалтерию, где  они после соответствующего контроля формируются в пачки и передаются затем на вычислительную установку (ВУ). Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операции по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену). Первичные документы по движению материалов могут передаваться сразу на ВУ, минуя бухгалтерию, – в этом случае контроль первичных документов осуществляется работниками ВУ.

     Существует  несколько способов аналитического учёта материалов в бухгалтерии: на основе использования оборотных ведомостей (сортовой способ и способ учёта по номенклатурным номерам) и оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

     Сортовой  способ. На каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета, в которых на основании первичных документов фиксируются операции поступления и расхода материалов по количеству и сумме. Аналитический учёт в бухгалтерии дублирует складской учёт на карточках учёта материалов. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учёта, открываемые по материально-ответственным лицам. Итоговые данные по всем оборотным ведомостям аналитического учёта должны совпадать с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

     Способ  учёта по номенклатурным номерам. Первичные документы по приходу и расходу материалов поступают в бухгалтерию, здесь их группируют по номенклатурным номерам, а в конце месяца подсчитывают итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материала и записывают в оборотные ведомости в натуральном и денежном выражении по каждому складу в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов.

     Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод учета материалов. При этом методе не реже одного раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

     Работник  бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

     В конце месяца заведующий складом  переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в «Ведомости учета остатков материалов» (Сальдовые ведомости).

     В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учетным  ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

     На  основании указанных сальдовых  ведомостей составляют сводную сальдовую  ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетом, складам, подразделениям.

     Сальдовые ведомости и сводные сальдовые  ведомости ежемесячно сверяются  с данными синтетического учета  материалов.

     Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости  движения материалов (накопительные  ведомости). Они составляются по каждому  складу (подразделению) отдельно по приходу  и расходу материалов, и учет в  них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

     Итоговые  данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

     Организации также могут составлять ведомость  распределения материалов, в которой  указывают корреспондирующие счета и субсчета по каждому направлению расхода материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно-заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

     При автоматизированном учете все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники. Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование основных учетных регистров, таких как:

     - оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

     - ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам;

     - оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

     - оборотная ведомость движения материалов по неотфактурованным поставкам. 
 
 
 
 
 
 

      4 Синтетический учет материалов: по плановой и фактической

      себестоимости 

     Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

     Перечень  субсчетов, которые могут быть открыты к счету 10 «Материалы», приведен в п.7.1. Сельскохозяйственные организации могут открывать к счету 10 «Материалы» отдельные субсчета для учета семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

     На  синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической  себестоимости или по учетным  ценам.

     При учете материалов по фактической  себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

     При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют следующие счета:

     - 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами;

     - 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспортным (железнодорожным и водным) организациям;

     - 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

     - 23 «Вспомогательные производства» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;

     - 20 «Основное производство» - на стоимость возвратных отходов, и другие счета.

     Материальные  ценности, полученные от разборки списанных  основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают  по рыночной стоимости и приходуют  по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

     Материалы, полученные по договору дарения и  безвозмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

     Сельскохозяйственные  организации продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 «Материалы» в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 «Основное производство»). После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом «красное сторно» (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

Информация о работе Материалы