Место аудита в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:51, реферат

Описание работы

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации, получаемой в результате аудиторских проверок, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и система финансового контроля ……………………………… 4
2 Сущность и виды аудита …………………………………………………. 8
3 Организация аудита в Республике Беларусь …………………………... 13
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованных источников ……………………………………... 17

Файлы: 1 файл

Место аудита в системе финансового контроля.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

Место аудита в системе  финансового контроля

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….. 3

1 Понятие и система  финансового контроля ……………………………… 4

2 Сущность и виды аудита …………………………………………………. 8

3 Организация аудита в  Республике Беларусь …………………………... 13

Заключение ………………………………………………………………… 16

Список использованных источников ……………………………………... 17

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового  контроля. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.

Такой контроль осуществляют аудиторские фирмы, которые создаются  как независимые от своих клиентов и от органов государственного управления компании.

Потребность в услугах  аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации, получаемой в результате аудиторских проверок, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

 

 

1 Понятие и  система финансового контроля

 

Финансовый контроль –  одна из форм управления финансами  любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных  и финансовых операций с точки  зрения их законности, экономической  целесообразности, и достижения положительных  конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно  с другими отделами, которые участвуют  в выполнении финансовых заданий, ведут  учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам, как экономической категории  присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Значение финансового  контроля выражается в том, что при  его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и  эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. [1]

Финансовый контроль –  это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных  денежных средств.

В условиях рыночных отношений  повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных  средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого  во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый контроль –  составная часть, или специальная  отрасль, осуществляемого в стране контроля.

Финансы по своей сути выполняют  три функции, в том числе и  контрольную. Контрольная функция  финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе  государственного контроля. Необходимость  в финансовом контроле вытекает так  же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы  одновременно являются и объектом и  субъектом контроля.

В самом общем плане  реализация контрольной функции  финансов состоит в выявлении  отклонений от заданной экономической  и финансовой политикой нормативных  предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и  финансовых отношений. В более узком  значении контрольная функция состоит  в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений  и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих  вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Особенностями финансового  контроля являются его всеобъемлющий  и универсальный характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных  органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового  контроля. Универсальность заключается  в том, что, несмотря на специфику  всех объектов финансового контроля, последний использует практически  одни и те же приёмы и способы.

Итак, финансовый контроль –  это контроль за законностью и  целесообразностью действий в области  образования, распределения и использования  денежных фондов государства и субъектов  местного самоуправления в целях  эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок  проведения финансового контроля в  целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.);
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;
  • выявления внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям. [1]

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный  или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль. [2]

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и  государственного управления (Национальное собрание и местные Советы, Комитет  государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк).

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны  регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств  и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и  бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной  деятельности, выявлении внутрихозяйственных  резервов, обеспечении сохранности  денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль (аудит) – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные  комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся так же письма и сигналы  граждан, в правоохранительные, контрольные  органы, редакции газет, в которых  сообщаются факты злоупотребления  в финансовой сфере.

 

 

2 Сущность и  виды аудита

 

Аудиторскую деятельность можно  определить как независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия  на основе проверки соблюдения порядка  ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Республики Беларусь, полноты и точности отражения  в финансовой отчетности деятельности предприятия.

Основной целью аудиторской  деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Республике Беларусь.

Аудит проводится на платной основе и направлен  на защиту интересов предприятия (организации), оказания им помощи в обеспечении  правильности расчета с бюджетом и внебюджетными фондами, а также  в подъеме эффективности деятельности предприятия (организации).

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие  высшее экономическое и (или) юридическое  образование, стаж работы по соответствующей  специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [3, с.145].

В самом общем виде можно  выделить следующие виды аудита:

Внешний аудит, основным объектом которого является система учета и отчетности предприятия. Внешний аудит характеризуется наличием договорных отношений между аудиторской фирмой и предприятием-клиентом. Их взаимоотношения базируются на равноправном партнерстве и независимости. Аудиторская фирма организует свою работу исходя прежде всего из общепринятых правил и норм аудиторской проверки, опираясь на разработанные стандарты. Оплата предоставляемых аудиторской фирмой услуг осуществляется по договору. Целью аудиторской проверки является оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства. При этом итоговое аудиторское  
заключение может быть опубликовано, а аналитическая его часть передается клиенту.

Внутренний аудит. Его основным объектом является решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как отдельными подразделениями предприятия, так и предприятием в целом. Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности. При этом ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед руководством предприятия.

Несмотря на существующие различия (табл. 1.1) внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции, входящие в обязанности внутренних аудиторов, могут также выполняться приглашенными независимыми аудиторами. Кроме того, при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы их решения. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Информация о работе Место аудита в системе финансового контроля