Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:51, реферат
Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации, получаемой в результате аудиторских проверок, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и система финансового контроля ……………………………… 4
2 Сущность и виды аудита …………………………………………………. 8
3 Организация аудита в Республике Беларусь …………………………... 13
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованных источников ……………………………………... 17
Таблица 1.1 Особенности внутреннего и внешнего аудита [4, с.37]
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
1 |
2 |
3 |
Постановка задач |
Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления |
Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором) |
Объект |
Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом система учёта и отчетности предприятия |
Цель |
Определяется руководством предприятия |
Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства |
Средства |
Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита) |
Определяются общепринятыми стандартами аудита |
Вид деятельности |
Исполнительская деятельность |
Предпринимательская деятельность |
1 |
2 |
3 |
Организация работы |
Выполнение конкретных заданий руководства |
Определяется аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки |
Взаимоотношения |
Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнёрство, независимость |
Субъекты |
Сотрудники, находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства |
Квалификация |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
Оплата |
Начисление зарплаты по штатному расписанию |
Оплата предоставленных услуг по договору |
Ответственность |
Перед руководством за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и перед третьими лицами |
Методы |
Методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач | |
Отчётность |
Перед собственниками и (или) руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту |
Внутренний аудит также подразделяется на отдельные виды:
Управленческий аудит. Основными задачами управленческого аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, рациональности использования средств. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, оказываемых предприятию-клиенту, с целью повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.
Аудит хозяйственной деятельности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности предприятия, проводимый для определенных целей:
Аудит на соответствие требованиям заключается в определении соответствия финансовой или хозяйственной деятельности экономического субъекта действующим законам и нормативным актам. Этот вид аудита может проводится как внутренними аудиторами, так и внешними в зависимости от того, кем установлены условия проведения аудита, – администрацией предприятия или третьими лицами.
Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности экономического субъекта. Результатом аудита является вынесение аудиторской фирмой аудиторского заключения, в котором фирма выражает свое мнение о соответствии представленной отчетности законодательно установленным правилам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Специальный аудит – это проверка соблюдения экономическим субъектом определенных процедур, таких как составление налоговой отчетности, использования социальных фондов и т.д.
Основная цель проведения подобной проверки состоит в подтверждении своевременности и правильности выполнения этих процедур, а также их соответствия общепринятым стандартам и нормам.
Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка может проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Республики Беларусь, инициативная – по добровольному решению экономического субъекта.
Обязательная аудиторская
проверка может проводится как уполномоченными
на то государственными службами, так
и сторонними аудиторами по поручению
государственных органов, определенных
правилами аудиторской
Первоначальный аудит проводится независимым аудитором для клиента впервые.
В этой ситуации аудитор
не располагает необходимой
В отличие от первоначального аудита, Согласованный аудит осуществляется независимым аудитором повторно или регулярно для предприятия-клиента [6, c.77].
В завершении краткого обзора
видов аудиторской проверки необходимо
также упомянуть о том, что
долгое время в нашей стране аудиторская
деятельность с успехом заменялась
проведением ревизионной
Основная цель ревизии заключается в устранении недостатков, аудита же - в их сокращении; ревизор стремится к установлению законности, аудитор же - к выяснению истины. Отсюда, ревизор хочет добиться максимальной точности данных, аудитор же довольствуется их приблизительностью. Ревизор стремится к максимальной гласности, для аудитора сохранение профессиональной тайны - превыше всего.
Клиент не выбирает ревизора, который представляет административное право, аудитора же клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, оплата зависит от договора с клиентом. Ревизионная проверка существует и сейчас, однако инициатива ее проведения принадлежит преимущественно государственным органам. Ревизия является своего рода дополнением к деятельности независимых аудиторов. Аудит же в свою очередь является развитием контроля, при этом не заменяя, а дополняя ревизию.
В сущности то, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь называется внутренним аудитом, а специалиста, приглашенного со стороны, именуют внешним аудитором.
3 Организация аудита в Республике Беларусь
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется в соответствии с Законом РБ «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ (ред. от 4 января 2010 г. № 109-З) [7]. Данный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.
В нашей стране право на
осуществление аудиторской
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
Аудиторским организациям и
аудиторам - индивидуальным предпринимателям
запрещается занятие другими
видами предпринимательской
Взаимоотношения между аудиторский
организацией (аудитором) и заказчиком
регулируются договором оказания аудиторских
услуг. Этот договор составляется в
простой письменной форме и включает
следующие существенные условия: предмет
договора, сроки выполнения аудиторских
услуг, стоимость оказываемых
По результатам проверок
аудиторские организации (аудиторы)
составляют аудиторское заключение.
Оно представляет собой официальный
документ, предназначенный для
Для обеспечения единого
подхода в осуществлении
Правила аудиторской деятельности
– единые требования к порядку
осуществления аудиторской
Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц.
В настоящее время на основе
Международных стандартов аудита разработано
37 республиканских правил аудиторской
деятельности, содержащих соответствующие
требования и принципы проведения аудита.
Они максимально приближены к
Международным стандартам аудита, при
этом ряд республиканских правил
включают дополнительные нормы и
положения, соответствующие
Кроме государственного регулирования
аудиторской деятельности в Беларуси
также осуществляется и ее общественное
регулирование со стороны профессиональных
объединений. Так, 14 января 2010 г. была зарегистрирована
Ассоциация аудиторских организаций.
Согласно принятой общим собранием
Ассоциации концепции деятельность
данного объединения должна способствовать
развитию национального аудита. Особенно
важным представляется законодательное
закрепление принципиально
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование рыночных отношений
повышает потребность в достоверной
учётной и отчётной информации о
деятельности предприятий, так как
использование государством финансов
для решения своих задач
Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Особая роль здесь принадлежит
аудиту, как независимой форме
контроля. Его воздействие заключается
в повышении эффективности
Информация о работе Место аудита в системе финансового контроля