Место аудита в системе финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:51, реферат

Описание работы

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.
Наличие достоверной информации, получаемой в результате аудиторских проверок, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1 Понятие и система финансового контроля ……………………………… 4
2 Сущность и виды аудита …………………………………………………. 8
3 Организация аудита в Республике Беларусь …………………………... 13
Заключение ………………………………………………………………… 16
Список использованных источников ……………………………………... 17

Файлы: 1 файл

Место аудита в системе финансового контроля.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1 Особенности внутреннего и внешнего аудита [4, с.37]

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

1

2

3

Постановка задач

Определяется собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления

Определяется договором  между предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учёта и отчетности предприятия

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяется законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства 

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами аудита)

Определяются общепринятыми  стандартами аудита

Вид деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

1

2

3

Организация работы

Выполнение конкретных заданий  руководства

Определяется аудитором  самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него

Равноправное партнёрство, независимость

Субъекты 

Сотрудники, находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие  соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация 

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством

Оплата 

Начисление зарплаты по штатному расписанию

Оплата предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед  третьими лицами

Методы 

Методы могут быть одинаковыми  при решении одинаковых задач

Отчётность

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту


 

Внутренний аудит также  подразделяется на отдельные виды:

Управленческий  аудит. Основными задачами управленческого аудита являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, оценка эффективности производства и финансовых вложений, рациональности использования средств. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, оказываемых предприятию-клиенту, с целью повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Аудит хозяйственной  деятельности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности предприятия, проводимый для определенных целей:

  • оценка эффективности управления;
  • выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
  • внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий [5, с.47].

Аудит на соответствие требованиям заключается в определении соответствия финансовой или хозяйственной деятельности экономического субъекта действующим законам и нормативным актам. Этот вид аудита может проводится как внутренними аудиторами, так и внешними в зависимости от того, кем установлены условия проведения аудита, – администрацией предприятия или третьими лицами.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности экономического субъекта. Результатом аудита является вынесение аудиторской фирмой аудиторского заключения, в котором фирма выражает свое мнение о соответствии представленной отчетности законодательно установленным правилам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Специальный аудит – это проверка соблюдения экономическим субъектом определенных процедур, таких как составление налоговой отчетности, использования социальных фондов и т.д.

Основная цель проведения подобной проверки состоит в подтверждении  своевременности и правильности выполнения этих процедур, а также  их соответствия общепринятым стандартам и нормам.

Обязательный  и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка может проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Республики Беларусь, инициативная – по добровольному решению экономического субъекта.

Обязательная аудиторская  проверка может проводится как уполномоченными  на то государственными службами, так  и сторонними аудиторами по поручению  государственных органов, определенных правилами аудиторской деятельности.

Первоначальный  аудит проводится независимым аудитором для клиента впервые.

В этой ситуации аудитор  не располагает необходимой информацией  о системе внутреннего контроля и деятельности клиента за последние  несколько лет, что делает проведение аудита достаточно трудоемким и подверженным большому риску для аудитора.

В отличие от первоначального  аудита, Согласованный аудит осуществляется независимым аудитором повторно или регулярно для предприятия-клиента [6, c.77].

В завершении краткого обзора видов аудиторской проверки необходимо также упомянуть о том, что  долгое время в нашей стране аудиторская  деятельность с успехом заменялась проведением ревизионной проверки, что по своей сути значительно  отличается от проведения аудита. Главное  отличие ревизии от аудита заключается  в подходах к решению часто  одних и тех же проблем.

Основная цель ревизии  заключается в устранении недостатков, аудита же - в их сокращении; ревизор  стремится к установлению законности, аудитор же - к выяснению истины. Отсюда, ревизор хочет добиться максимальной точности данных, аудитор же довольствуется их приблизительностью. Ревизор стремится  к максимальной гласности, для аудитора сохранение профессиональной тайны - превыше  всего.

Клиент не выбирает ревизора, который представляет административное право, аудитора же клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским  правом, оплата зависит от договора с клиентом. Ревизионная проверка существует и сейчас, однако инициатива ее проведения принадлежит преимущественно  государственным органам. Ревизия  является своего рода дополнением к  деятельности независимых аудиторов. Аудит же в свою очередь является развитием контроля, при этом не заменяя, а дополняя ревизию.

В сущности то, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь называется внутренним аудитом, а специалиста, приглашенного со стороны, именуют внешним аудитором.

 

 

3 Организация  аудита в Республике Беларусь

 

В Республике Беларусь аудиторская  деятельность регулируется в соответствии с Законом РБ «Об аудиторской  деятельности» от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ (ред. от 4 января 2010 г. № 109-З) [7]. Данный закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности.

В нашей стране право на осуществление аудиторской деятельности приобретается с лицензией. Выдачу такой лицензии, продление, приостановление  действия или ее аннулирование осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций  необходимо наличие дополнительно  лицензии на осуществление аудиторской  деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций  – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь [8, с. 146].

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

  • аудиторы – физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также имеющие квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.
  • аудиторские организации – коммерческие организации, осуществляющие аудиторскую деятельность и оказывающие сопутствующие аудиту услуги. В ее штате должно состоять не менее трех аудиторов. Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Аудиторским организациям и  аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими  видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности [7].

Взаимоотношения между аудиторский  организацией (аудитором) и заказчиком регулируются договором оказания аудиторских  услуг. Этот договор составляется в  простой письменной форме и включает следующие существенные условия: предмет  договора, сроки выполнения аудиторских  услуг, стоимость оказываемых аудиторских  услуг, права и обязанности сторон, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и иные условия, относительно которых по заявлению  одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [7].

По результатам проверок аудиторские организации (аудиторы) составляют аудиторское заключение. Оно представляет собой официальный  документ, предназначенный для пользователей  бухгалтерской (финансовой) отчетности и содержащий выраженное в установленной  форме мнение аудиторской организации  или аудитора – индивидуального  предпринимателя о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Правила  составления аудиторского заключения и его форма устанавливаются  Министерством финансов Республики Беларусь.

Для обеспечения единого  подхода в осуществлении аудиторской  деятельности, контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов  – индивидуальных предпринимателей в РБ используются правила аудиторской  деятельности.

Правила аудиторской деятельности – единые требования к порядку  осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению  рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих  аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской  деятельности подразделяются на:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя [7].

Республиканские правила  аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов –  индивидуальных предпринимателей, а  также для аудируемых лиц.

В настоящее время на основе Международных стандартов аудита разработано 37 республиканских правил аудиторской  деятельности, содержащих соответствующие  требования и принципы проведения аудита. Они максимально приближены к  Международным стандартам аудита, при  этом ряд республиканских правил включают дополнительные нормы и  положения, соответствующие законодательству Республики Беларусь.

Кроме государственного регулирования  аудиторской деятельности в Беларуси также осуществляется и ее общественное регулирование со стороны профессиональных объединений. Так, 14 января 2010 г. была зарегистрирована Ассоциация аудиторских организаций. Согласно принятой общим собранием  Ассоциации концепции деятельность данного объединения должна способствовать развитию национального аудита. Особенно важным представляется законодательное  закрепление принципиально новых  подходов к регулированию аудита, повышению качества, снижению рисков пользователей отчетности, развитию международного сотрудничества [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование рыночных отношений  повышает потребность в достоверной  учётной и отчётной информации о  деятельности предприятий, так как  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Финансовый контроль –  это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных  денежных средств.

Особая роль здесь принадлежит  аудиту, как независимой форме  контроля. Его воздействие заключается  в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании  сырьевых, топливно-энергетических и  других материальных ресурсов, обеспечении  сохранности собственности, укреплении дисциплины и, как следствие, в усилении экономической обоснованности и  эффективности осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Информация о работе Место аудита в системе финансового контроля