Место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим субъектом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела.
Поэтому необходимо изучить:
методы бухгалтерского дела и организацию работы бухгалтерского аппарата;
задачи, функции и принципы бухгалтерского дела;
место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим субъектом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность бухгалтерского дела…………………………………………...3
1.1. Методы бухгалтерского учета………………………………………………….4
1.2. Организация работы бухгалтерского аппарата……………………………….7
Глава 2. Задачи и функции бухгалтерского дела…………………………………11
Глава 3. Принципы бухгалтерского дела…………………………………………13
Глава 4. Место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим субъектом…………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….18
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Бухгалтерское дело контрольная работа.docx

— 45.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

Глава 1. Сущность бухгалтерского дела…………………………………………...3

1.1. Методы бухгалтерского  учета………………………………………………….4

1.2. Организация работы  бухгалтерского аппарата……………………………….7

Глава 2. Задачи и функции  бухгалтерского дела…………………………………11

Глава 3. Принципы бухгалтерского дела…………………………………………13

Глава 4. Место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим  субъектом…………………………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение   

 

            В настоящее время оперативность и качество бухгалтерской информации в большей степени  зависит от организации бухгалтерского учета на предприятии  и  эффективности осуществления деятельности бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета, составляющих основу содержания бухгалтерского дела.

            Решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела.

            Поэтому необходимо изучить:

  1. методы бухгалтерского дела и организацию работы бухгалтерского аппарата;
  2. задачи, функции и принципы бухгалтерского дела;
  3. место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим субъектом.

            В современном мире развитие и совершенствование рыночных отношений требует от руководителей предприятий оперативных и качественных управленческих решений, основой которых являются данные о финансовом состоянии организации. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления бухгалтерского дела. Таким образом, бухгалтерское дело является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Поэтому сущность бухгалтерского учета является актуальной темой на настоящем этапе развития бухгалтерского учета.

Глава 1. Сущность бухгалтерского дела

 

            Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места.

            Основу бухгалтерского дела составляют: теория бухгалтерского учета (наука), прикладная бухгалтерская деятельность (практика) и собственно бухгалтер с необходимым этическим и профессиональным уровнем.

            Сущность бухгалтерского дела заключается в изучении профессиональной деятельности специалистов в области бухгалтерского учета по сбору, регистрации, обобщению информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех фактов хозяйственной жизни, организации документооборота и хранения документов.

            В бухгалтерском деле современная профессиональная деятельность бухгалтера рассматривается по всем ее направлениям – изучение теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, его ведение, составление отчетности; формирование учетной политики организации; контроль, анализ отчетных данных; участие в профессиональных организациях; повышение профессиональных и морально-этических качеств; по другим направлениям [2].

            Бухгалтерскую информационную систему условно разделяют на подсистемы финансового учета, управленческого и налогового учета.

            Целью финансового учета является предоставление информации внешним пользователям об имуществе организации, ее расходах и доходах, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования, которая необходима для составления финансовой отчетности.

            Информация управленческого учета характеризует производственную деятельность организации, отвечая потребностям пользователей оперативного уровня управления. В управленческом учете формируется информация о затратах организации, издержках производства, себестоимости продукции.

             Ведение налогового учета осуществляется в целях исчисления налога на прибыль.

            Задачами ведения налогового учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения фактов хозяйственной жизни, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

 

1.1. Методы бухгалтерского учета

 

            Предметом бухгалтерского учета является отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности организации.

            Объектами бухгалтерского учета являются: имущество организации; собственный капитал; задолженность других организаций (дебиторская задолженность) и обязательства сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы); факты хозяйственной жизни, осуществляемые организациями в процессе их деятельности и вызывающие изменения в составе имущества и обязательств.

             Метод бухгалтерского учета – это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета. Задачи бухгалтерского учета решаются посредством использования различных способов и приемов; совокупность этих приемов и называется методом бухгалтерского учета. К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:

  1. наблюдение за объектами учета:

- документация;

-инвентаризация;

      2) измерение объектов учета в денежном выражении:

           - оценка;

           - калькуляция;

      3) группировка  и отражение хозяйственных операций:

           - счета;

           - двойная запись;

      4) обобщение  информации о результатах хозяйственной  деятельности:

           - баланс;

           - бухгалтерская отчетность [3].

            Документирование включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов: наименование документа, код формы, дату составления, наименование организации, фамилии и инициалы должностных лиц и подписи лиц, составивших документ, содержание факта хозяйственной жизни, его количественную характеристику в натуральном и денежном выражении и др.

            Информация из первичных документов переносится в регистры бухгалтерского учета. Под регистрами в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые заносят данные из первичной документации. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности. Они должны быть защищены от несанкционированных исправлений. В случаях исправления ошибок в регистрах бухгалтерского учета их подтверждают подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной [2].

            Оценка – это денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности. Оценка осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.

            Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет посредством проверки выявить фактическое наличие материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств на определенную дату путем их подсчета, измерения, оценки, а также определить состояние расчетов организации и провести сверку полученных данных с данными бухгалтерского учета. Результатом является или подтверждение данных бухгалтерского учета, или обнаружение неучтенных ценностей либо допущенных потерь, хищений, недостач. Поэтому при помощи инвентаризации контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Данные инвентаризации используются для уточнения и корректировки бухгалтерских записей [2].

            Калькуляция служит основой для определения себестоимости единицы продукции, а также для определения средних издержек производства. Калькуляция включает как прямые прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).

           Счета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций. На каждый вид хозяйственных средств и их источников открывается отдельный счет. По отношению к балансу счета делятся на активные и пассивные.

            Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Двойная запись состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного и кредит другого.

            Баланс – это способ обобщения и группировки хозяйственных средств организации и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.

            Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату и финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.

 

1.2. Организация работы бухгалтерского аппарата

 

            Все предприятия, объединения и организации должны вести бухгалтерский учет в соответствии с общим концептуальным подходом, принятым в стране, и нести ответственность за соблюдение порядка ведения учета и отчетности.

            Бухгалтерская служба является частью единого аппарата управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью. Учетный аппарат тесно связан со всеми отделами и подразделениями предприятия и его отдельными исполнителями. Все подразделения, отделы обязаны своевременно представлять в бухгалтерию документы, отчетные сведения, а также планы и сметы. В свою очередь, бухгалтерская служба подготавливает учетные данные, характеризующие работу различных отделов и подразделений.

            Структура и профессиональный состав бухгалтерии зависят от объема обрабатываемой документации и характера хозяйственных операций. Для рациональной организации работы бухгалтерии необходимо сформировать штат работников бухгалтерии, закрепив за каждым из них четко определенные функциональные обязанности, прописанные в должностной инструкции.

            Возглавляет бухгалтерскую службу организации главный бухгалтер, который по характеру своей деятельности и совокупности выполняемых работ относится к категории функциональных руководителей. На должность главного бухгалтера обычно принимается лицо с высшим экономическим образованием, желательно прошедшее аттестацию на звание профессионального бухгалтера, или лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии стажа работы по специальности не менее трех лет.

            Основная задача главного бухгалтера заключается в организации руководства процессом функционирования и развития системы бухгалтерского учета в структуре управления организации. Круг обязанностей главного бухгалтера устанавливается нормативными правовыми актами, трудовым договором, а также должностной инструкцией.

            Обязанности главного бухгалтера:

  1. полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
  2. достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
  3. точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации в соответствии с установленными правилами;
  4. правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды и резервы;
  5. участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб – непосредственное осуществление этих функций;
  6. проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах, производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
  7. составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, ее представление в установленные сроки соответствующим органам;
  8. осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
  9. активное участие работников бухгалтерского учета в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета;
  10. своевременное проведение совместно с другими подразделениями и службами в производственных (структурных) единицах, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, ревизий и подготовку предложений по улучшению их работы;
  11. сохранность бухгалтерских документов, их оформление и передачу в установленном порядке в архив [4].

Информация о работе Место бухгалтерского учета в процессе управления экономическим субъектом