Методика аудиторской проверки финансовой отчетности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:03, курс лекций

Описание работы

Основной целью аудита, как вы уже знаете, является формирование мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности компании. Однако для того, чтобы результаты аудиторского труда были востребованы, во-первых, должна существовать группа пользователей, заинтересованных в достоверности информации, содержащейся в финансовой отчетности, в связи с принятием на основе ее данных управленческих решений, во-вторых, финансовая отчетность должна быть настолько содержательна, чтобы удовлетворить интересы группы пользователей.

Содержание работы

Общий обзор финансовой отчетности
Требования, предъявляемые к составлению и представлению финансовой отчетности, с точки зрения целей аудита
Цели аудита финансовой отчетности и способы их достижения

Файлы: 1 файл

Курс лекций .docx

— 289.81 Кб (Скачать файл)

Центральным  объектом изучения является документация по учетной политике организации, контрольными моментами проверки которой  являются:

  • наличие приказа (распоряжения) руководителя о принятии учетной политики компании;
  • соответствие принятой учетной политики требованиям нормативных документов;
  • полноту раскрытия избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих   на оценку показателей финансовой отчетности  и принятие решений пользователями этой отчетности;
  • принятую в организации систему внутренней отчетности;
  • варианты использования счетов бухгалтерского учета, отличные от общепринятого порядка.

Отдельно изучаются методологические вопросы учетной политики, оценивается  эффективность их применения.

К таким вопросам относятся:

  • варианты начисления износа основных средств, обоснованность их применения;
  • выбранный метод оценки запасов при их списании в производство;
  • применяемые методы калькуляции себестоимости производственной продукции;
  • перечень создаваемых резервов;
  • вариант оценки незавершенного производства;
  • выбранный метод оценки товаров;
  • выбранный метод отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции;
  • перечень и правомерность (соответствие положениям учредительных документов) создания фондов и наличие положений о порядке их образования и использования;
  • порядок использования чистого дохода;
  • порядок отражения в учете начисленных дивидендов и нераспределенного дохода;
  • и т д.

 

2.Аудит     правоустанавливающих     документов,            правовая

экспертиза договоров

Цель данного сегмента – установить соответствие действующему законодательству правоустанавливающих документов, являющихся базой деятельности субъекта хозяйствования, а также договоров, оформляющих  финансово-хозяйственные отношения.

В качестве источника информации аудитор  может использовать:

  • учредительные документы компании и изменения к ним;
  • свидетельства о государственной регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговых органах;
  • положения о филиалах, представительствах;
  • учредительные документы дочерних и зависимых обществ;
  • лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности;
  • реестр акционеров, другие документы, оформляющие порядок формирования уставного капитала;
  • договоры, оформляющие финансово-хозяйственные операции и трудовые отношения.

В ходе проведения проверки аудитору рекомендуется выполнить следующее:

  • установить организационно-правовую форму компании;
  • установить состав учредителей компании;
  • проверить соответствие предмета деятельности, указанного в уставе, реально осуществляемым  видам деятельности, что позволяет обоснованно подразделять затраты организации на производственные и непроизводственные;
  • проверить соответствие реально существующей структуры управления компании предусмотренной учредительными документами (в частности, объем полномочий руководителя и ограничения этих полномочий);
  • рассмотреть организационную структуру компании: наличие филиалов, представительств, обособленных подразделений;
  • в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы проверить своевременность и правильность их государственной регистрации;
  • изучить предусмотренный учредительными документами порядок использования и распределения чистого дохода, образования резервных и иных фондов специального назначения;
  • сопоставить структуру и функции реально действующих ревизионных органов с порядком, декларируемым в учредительных документах;
  • посмотреть предусмотренный учредительными документами порядок приглашения и утверждения внешних аудиторов.

При правовой экспертизе договоров, оформляющих  финансово-хозяйственные операции, должны быть определены вид, предмет, субъектный состав и существенные условия каждого  договора. Аудитор должен дать общую  оценку состояния договорной работы в компании, выявить особенности  процесса подготовки и утверждения (подписания) договоров:

  • привлекаются ли к работе специалисты;
  • принимают ли участие в утверждении договоров все заинтересованные службы компании (порядок визирования и ознакомления);
  • ведется ли в компании в случае нарушения условий хозяйственных договоров претензионная работа.

Особое значение для дальнейшей   проверки имеет понимание сути складывающихся из договора хозяйственных отношений, не достигнув которого аудитор не может оценить правильность отражения  хозяйственных операций в бухгалтерском  учете и отчетности. При этом во внимание принимаются переписка  между сторонами и сложившиеся  между ними отношения. И в результате должна быть выявлена степень соответствия условий договора содержанию отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных  операций.

Кроме учредительных документов и  хозяйственных договоров аудиту также подлежат иные правовые документы, влияющие на результаты хозяйственной  деятельности и в итоге – на достоверность показателей финансовой отчетности.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Сформулируйте цель аудита постановки и методологии учета.
  2. Какие  источники информации может использовать аудитор при проведении проверки организации бухгалтерского учета в компании?
  3. Какие основные вопросы необходимо включить аудитору в программу аудита постановки и методологии учета?
  4. Какие источники информации может использовать аудитор при проведении аудита правоустанавливающих документов?
  5. Перечислите основные процедуры проверки, которые необходимо выполнить аудитору  при проведении аудита правоустанавливающих документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3 «Аудит цикла приобретения»

    1. Счета, относящиеся к циклу приобретения
    2. Цели и процедуры  контроля цикла приобретения
    3. Цели аудита
    4. Оценка эффективности контроля цикла приобретения
    5. Процедуры проверки на существенность

 

1. Счета, относящиеся к циклу приобретения

Цикл приобретения включает хозяйственные  операции по приобретению долгосрочных активов (за исключением долгосрочных финансовых вложений) и заготовлению товарно-материальных ценностей в  обмен на обязательство  перед  поставщиками по уплате денежных средств  или уплату денежных средств.

Обычно операции цикла приобретения классифицируются по следующим основным направлениям:

  • Составление требований на товары, услуги или другие виды активов;
  • Утверждение приобретений и фирм-поставщиков;
  • Покупка- размещение заказов;
  • Получение, проверка и приемка активов;
  • Ведение аналитических счетов Запасов и основных средств;
  • Учет кредиторской задолженности;
  • Учет денежных средств.

Важно не только выделить счета, относящиеся  к циклу приобретения, но и определить исходные точки аудита для применения направленного тестирования, т. е. какие  счета будут подвергнуты проверке, а какие –подтверждены.

В качестве исходной точки аудита цикла приобретения целесообразен  кредит счета учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками, а подтверждаются счета долгосрочных активов и Запасов. При организации проверки следует иметь в виду, что получаемые от поставщиков счета и счета-фактуры – смешанные источники аудиторских доказательств. Объем кредиторской задолженности может быть в свою очередь подтвержден аудиторскими доказательствами, полученными из внешних источников. Внешние же доказательства подтверждающие дебетовые обороты по счетам учета долгосрочных активов и  Запасов получить весьма проблематично.

Если сопоставить циклический  и пообъектный подходы к сегментированию  аудита, то можно сказать, что аудит  цикла приобретения частично включает в себя операции по осуществлению  капитальных вложений, аудит операций с основными средствами, нематериальными активами, Запасами, НДС по приобретенным ценностям, аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками.

При аудите цикла приобретения аудитор  может использовать следующие источники  информации:

  • Договоры, которыми оформлены хозяйственные операции по приобретению долгосрочных активов и заготовлению Запасов (в частности договоры купли-продажи, поставки, подряда на капитальное строительство, мены, лизинга, специальные договоры, оформляющие поступление объектов нематериальных активов);
  • Акты приемки-сдачи выполненных работ;
  • Расчетные документы, в частности счета-фактуры, полученные от поставщиков;
  • Регистры бухгалтерского учета (в зависимости от принятой формы его ведения) по соответствующим счетам бухгалтерского учета;
  • Первичные  учетные документы.

2. Цели и процедуры   контроля цикла приобретения

Для любой системы финансово-хозяйственной  деятельности организации характерны следующие цели контроля:

  • Только санкционированные операции сразу же регистрируются в правильной сумме на соответствующем счете и в соответствующий отчетный период;
  • Доступ к акт</

Информация о работе Методика аудиторской проверки финансовой отчетности организации